ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ.

 

В период раннего феодализма физическая культура городских жите­лей испытывала на себе воздействие, по сути, тех же факторов, о которых говорилось применительно к крестьянству. Однако в общих чертах начиная с Х века, по мере укрепления городов и в ходе усилий по ослаблению и ликвидации феодальной зависимости, изменились и условия жизни город­ского населения. В XI—XV веках большинство городов сражалось против феодальной анархии, сдерживающей развитие производительных сил, уже в союзе с центральной властью. В этих условиях сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов физических упражне­ний, и без того необходимых для обороны города, а также танцев и игр, со­путствующих буржуазному образу жизни.

Центральной фигурой и подлинным создателем материальной культуры городов были ремесленники, объединенные в цеховые корпорации. В борьбе с феодалами, грабившими города и мешавшими их торговле, го­рожане использовали все имевшиеся в их руках средства, в том числе и физическую культуру. Ее основу составляли народные виды физических упражнений и игр. Цеховые производственные корпорации во время нападений рыцарей становились отрядами пехоты, составлявшей городское ополчение, которое с успехом действовало против феодальной конницы. Позднее в городах для тренировки во владении оружием возникли специальные объединения стрелков и фехтовальщиков, называвшиеся братствами, сначала в голландских, северо-итальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фех­товальщиков действовали на основе уставов, подобных цеховым. Их членам, по существовавшим правилам, надлежало в определенные дни посещать практические занятия, на которых уполномоченные на то лица — капита­ны — проверяли состояние оружия и руководили подготовкой.

В фехтовальных братствах проводились обучение и трениров­ка в фехтовании на мечах, шпагах и алебардах. Здесь изучались – способы нанесения и отражения ударов оружием, приемы борь­бы невооруженного всадника с вооруженным; приемы вольной борьбы, включавшей захваты, удушения и др. Фехтовальные братства устраивали открытые соревнования между всеми го­рожанами, желавшими принять в них участие. Так, в городе Франкфурте ежегодно на осенней ярмарке проводились соревно­вания на звание «мастера длинного меча». Часто соревнования приурочивались к народным праздникам. Фехтовальные братства имели свои уставы, гербы и собственные названия, например «Общество святого Марка с Львиной горы», «Вольные фехто­вальщики» и др.

В стрелковых братствах горожане обучались стрельбе из лу­ка, арбалетов, а затем, начиная с XIV—XV вв., стрельбе из огне­стрельного оружия. Состязания в стрельбе проводились по раз­личным мишеням с разных расстояний. Чаще всего мишенью служила привязанная к вершине шеста птица. Дистанции при Стрельбе из лука и арбалета достигали 125—150 шагов. При появлении огнестрельного оружия дистанции для стрельбы изме­нились незначительно, так как первые ружья были несовершенны. Кроме состязаний в фехтовании и стрельбе, программа вредных праздников обычно включала состязания в беге, прыж­ка борьбе, скачках и гребных гонках.

В борьбе против феодалов-рыцарей короли опирались на военную мощь городских ополчений и поэтомy оказывали городам поддержку в развитии военно-физической подготовки горожан. Было издано большое количество ко­ролевских указов, поощряющих культивирование в городах стрельбы из лука. Короли запрещали лишь те игры, которые от­секали горожан от непосредственной военной подготовки.

В быту горожан широкое распространение имели различные народные игры в мяч. На улицах английских городов играли в футбол. Во Франции большой популярностью пользовались та­кие игры, как «кросс» и « же де пом». До тех пор, пока города были не­большими, все игры и состязания проводились за пределами го­рода на полях и лугах. Однако в дальнейшем, когда города вы­росли, а ближайшие окрестности оказались занятыми под огороды и сады, положение резко изменилось — игры стали про­ходиться на улицах городов. Поднимавшаяся городская буржуа­зия стала добиваться их запрещения. Например, в 1314 г. анг­лийский король Эдуард II по ходатайству лондонских купцов за­претил игры с большими мячами в пределах города, как опасные для случайных зрителей, прохожих и даже для построек.

В Шотландии и Англии развивался футбол. В ранние времена он был крестьянской игрой. После сбора урожая крестьяне соседних деревень играли в большой мяч на скошенных полях. Горожане играли в футбол на центральной рыночной площади или на улицах. Это нередко приводило к беспорядкам, к нарушениям нормального движения по городу. Поэтому постепенно стали создаваться правила, ограни­чивавшие место игры и количество игроков. Однако в некоторых городах игры на улицах продолжались вплоть до середины XIX столетия. В средневековых городах большой популярностью пользовались выступления акробатов и особенно канатоходцев. Канатоходцы не только ходили по высоко натянутому канату, но и проделывали на нем различные упражнения. Многие из их упражнений, например подъемы из виса в упор и разнообразные обороты, позднее были перенесены на горизонтальный шест — прообраз гимнастической перекладины. Из акробатических упражнений наибольшей популярностью у горожан пользовалось построение пирамид. Акробаты выполняли различные, сложные прыжки. Позднее в городах получили распространение игры в кости, карты и т. п. Отсутствие физического воспитания в учебных программах средневековых университетов не мешало распространению фи­зических упражнений среди студентов. Многие студенты входили в стрелковые и фехтовальные братства. Нередко среди студен­тов устраивались состязания в борьбе и кулачные бои. Во мно­гих университетах были распространены игры в мяч. В студенче­ских клубах проводились также занятия по фехтованию, вольтижировке на деревянном коне и по акробатике.