Задачи работы
Лабораторная работа №6
Список использованных источников
Данные по обшивке
Данные по лонжерону
Исходные данные
Параметры | Номер варианта | |||||
Н, мм | ||||||
Q, кН | ||||||
М, кНм |
Параметры | Номер варианта | |||||||
δ, мм | 1,5 | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,0 |
T1, кН/мм | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,8 | 1,2 | 1,5 | 1,4 | 1,3 |
T2, кН/мм | 1,0 | 1,2 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 2,0 | 2,2 | 1,8 |
Структура номера задания:
Задание № 135 (1 – вариант схемы соединения; 3 – вариант данных по лонжерону; 5 – вариант данных по обшивке).
1. Резниченко Г.А. Система обозначения чертежей в самолетостроении /Куйбышев. авиац. ин-т. Куйбышев, 1981.
КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ТИПА «УХО-ВИЛКА»
1. Приобретение навыков конструирования различных вариантов соединений типа «ухо-вилка».
2. Изучение правил составления и нанесения на чертеж технических требований.
3. Получение навыков коллективного конструкторского труда.
1.1Особенности конструирования соединений типа «ухо-вилка»
Назначение стыкового узла типа «ухо-вилка» - соединение отдельных частей конструкции и передача усилий с одной части на другую в виде сосредоточенных сил.
Основные элементы узла (рис. 6.1) – соединяемые проушины и замыкающий элемент (болт, ось или палец).
Узел может быть неподвижным, исключающим взаимное перемещение деталей, или подвижным (шарнирным), допускающим поворот детали относительно оси замыкающего элемента. В последнем случае к узлу предъявляются дополнительные требования уменьшения трения и износа, которые удовлетворяются установкой подшипников (втулок) скольжения (рис. 6.2, 6.3) или подшипников качения (рис. 6.4).
Нагрузки элементов соединения
Расчет на прочность элементов соединения обычно ведут по расчетным нагрузкам:
Здесь
и
–расчетная и эксплуатационная нагрузки;f - коэффициент безопасности [1, 2].
Для ответственных узлов расчетные нагрузки увеличиваются на 25%, обеспечивая
необходимую надежность соединения Рр = 1,25Рэ·f .
Замыкающий элемент обычно работает на срез по одной (рис. 6.1,а), двум (рис. 6.1,б) или нескольким (в гребенчатом соединении) плоскостям и на смятие под проушиной. Реже (лишь в случае соединения «ухо - ухо») болт может работать на растяжение или растяжение со срезом и на смятие.
Проушина работает на смятие под болтом, разрыв по сечению а - а, срез по сечениям n – n (рис. 6.1).
При проектировании проушин следует учитывать концентрацию напряжений около отверстия, которая зависит от материала и геометрии проушины, поэтому расчет ведут по допускаемым напряжениям:
σ ≤ [σ] (1)
Здесь . Коэффициент k, учитывающий концентрацию напряжений, определяют по экспериментальным графикам в зависимости от отношений в/d и у/х ([3. С. 388], [4. С. 150] и др.). Заметим, что значение k всегда меньше единицы. При запрессовке в проушину стандартного подшипника принимают k =1.
Расчет проушины на смятие также ведется по допускаемым напряжениям:
σсм ≤ [σсм] (2)
Здесь [σсм] = μσв. Коэффициент μ учитывает подвижность соединения :
μ = 1,3 - 1,5 - для неподвижных неразъемных соединений;
μ = 1,0 - 1,3 - для неподвижных разъемных соединений;
μ = 0,65 - для малоподвижных соединений;
μ = 0,2 - 0,3 - для подвижных соединений.
Напряжения смятия вычисляют для наименее прочного материала в соединении. Для проушины, в которую устанавливается подшипник качения, напряжения смятия не вычисляются. Толщина проушины определяется шириной внешнего кольца подшипника.
Из расчета проушины на срез по плоскостям n - n можно определить размер у (см. рис. 6.1). Условие прочности:
Здесь n - число проушин;
=(0,6 - 0,65)
- предел прочности материала проушины на срез.