Этап ( 1990 г. – по настоящее время), Создание государственной системы защиты населения и территорий в ЧС в условиях как мирного, так и военного времени

Этап (1961 – 1990 гг.) Создание и функционирования системы Гражданской обороны страны (ГО).

В 50-е годы появления ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало коренных изменений доктрины ядерных держав. Проблема защиты населения и территорий от ОМП приобрела особую остроту и важность. В связи с этим в 1961 г. система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны в составе МО СССР.

Перед ГО была поставлена задача – совместно с ПВО страны не допустить в будущей войне уничтожения 25-30% населения нашей страны и 50-70% ее производственных мощностей, сконцентрированных в крупных городах, что представляло собой «неприемлемый ущерб» и могло привести к военному краху.

Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач только военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и, в то же время , в 80 –е годы, когда несколько уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.

В 1987 г. были приняты меры по приданию системы ГО определенных функций в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако Спитакская трагедия показала, что решительных мер по реорганизации ГО принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС как в военное, так и в мирное время.

 

В 1990 г. в СССР было начато создание государственной системы по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий (ЗНиТ) в ЧС природного и техногенного характера. Этим было положено начало существования в стране как бы двух систем, одна из которых решала задачи по ЗНиТ в ЧС природного и техногенного характера, другая – в ЧС военного характера.

В 1991 г. в РФСР был создан Государственный комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) , реорганизованный 10 января 1994 года указом Президента РФ в Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти по решению задач защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного характера, а также ЧС военного характера.

В 1992 г. было начато создание Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), преобразованной в 1995 г. на основе ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного техногенного характера» в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Однако, если МЧС была наделена функциями организации ЗНиТ в ЧС любого характера, то РСЧС деюре нацелена только на решение задач защиты от ЧС природного и техногенного характера.

В 1999 г. Гражданская оборона была выведена из состава МО и передана в МЧС, а все ее структуры – в РСЧС, в том числе основные силы и средства бывшей системы ГО – подразделения наблюдения и лабораторного контроля и войска ГО.

Таким образом, ГО де-факто прекратило существовать и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выполняемых структурными элементами РСЧС

В настоящее время перерабатывается « Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» с внесением туда дополнительных задач по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий или вследствие этих действий, т.е. в условиях ЧС военного характера. Таким образом, РСЧС будет юридически наделена полномочиями по решению задач защиты населения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.