Интернет-ресурсы
План изучения темы
1. Октябрьская революция 1917 г., становление системы Советской власти.
2. Гражданская война в России. Образование СССР.
3. «Военный коммунизм» и новая экономическая политика.
4. Индустриализация и коллективизация.
5. Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг.
6. Становление советского здравоохранения.
Основная литература
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.
Фортунатов В.В. История. СПб., 2012
http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;
http://www.histerl.ru – История России;
http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова;
http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;
http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;
http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.
Методическая разработка для студента № 8: Становление Советского государства (1917 – 1930-е гг.)
Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3, ОК-4, в результате чего студент должен:
знать:
- ход Октябрьской революции 1917 г. и её историческое значение;
- сущность тоталитарного режима;
- предпосылки и принципы построения СССР;
- причины, сущность, цели, задачи и последствия индустриализации и коллективизации;
уметь:
- Анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;
- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- Критически анализировать источник исторической информации;
- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);
- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;
- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;
- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;
- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.
владеть:
- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, способностью к самосовершенствованию;
- анализом значимых политических событий и тенденций, готовностью к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;
- анализом экономических проблем и общественных процессов.
Термины: военно-революционный комитет, декрет, национализация, уравнительное землепользование, Совет народных комиссаров, Всероссийский Центральный исполнительный комитет, съезд Советов, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), гражданская война, интервенция, «Белое дело», террор, «военный коммунизм», продразверстка, продотряд, НЭП, «великий перелом», индустриализация, коллективизация, пятилетка, тоталитаризм, репрессии, командно-административная система.
Персоналии: А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, М.В. Фрунзе, И.В. Сталин, А.И. Рыков,
А.А. Жданов, С.М. Киров, Л.П. Берия, Ф.Э. Дзержинский, Н.И. Ежов.
Задание на дом
Вопросы для самоподготовки | Основная литература | Вопросы для самоконтроля |
1. Октябрьская революция 1917 г., становление системы Советской власти. 2. Гражданская война в России. Образование СССР. 3. «Военный коммунизм» и новая экономическая политика. 4. Индустриализация и коллективизация. 5. Тоталитарный режим в СССР 1930-х годов: истоки, сущность, последствия. 6. Становление советского здравоохранения. | Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012; Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009; Фортунатов В.В. История. СПб., 2012. | 1. Была ли альтернатива большевистскому перевороту в стране?2. В чем была сущность и цели первых декретов Советской власти?3. Каковы причины гражданской войны в России?4. Охарактеризуйте сущность НЭПа и причины его свертывания.5. Каковы причины перехода к форсированному развитию страны в середине 1920-х годов?6. Охарактеризуйте основные этапы индустриализации. Каковы источники средств для её проведения?7. Дайте характеристику методам коллективизации. Что такое «раскулачивание»?8. Каковы итоги форсированного развития СССР в конце 1930-х годов?9. Назовите основные черты тоталитарного режима в СССР. Что такое «унификация» и «регламентация» общественной жизни? |