Интернет-ресурсы

План изучения темы

1. Основные тенденции социально-экономического развития европейской цивилизации и его особенности в России на рубеже веков.

2. Обострение кризиса самодержавия на рубеже веков. Николай II как политический деятель.

3. Революция 1905-1907 гг. Российский парламент и политическая борьба.

4. Аграрная реформа П. А. Столыпина и ее последствия.

5. Россия в Первой мировой войне и общественно-политический кризис.

6. Февральская революция 1917 г., падение самодержавия.

 

 

Основная литература

 

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.

Устинова И. А. Русское государство и православная церковь в X — начале XX в. Учебное пособие. — М.; СПб., 2012.

Фортунатов В.В. История. СПб., 2012

 

http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;

http://www.histerl.ru – История России;

http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова;

http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;

http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;

http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.

Методическая разработка для студента № 7:

Россия на рубеже XIX – XX века (1894 – 1917 гг.).

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-1, ОК-5, ОК-8, в результате чего студент должен:

знать:

- причины, характер и основные события революции 1905 – 1906 гг.;

- итоги и историческое значение революции 1905 – 1906 гг.;

- предпосылки, причины, характер ход событий Первой мировой войны;

- обстоятельства выхода России из войны;

- причины, этапы Февральской революции 1917 г.;

уметь:

- Анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;

- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- Критически анализировать источник исторической информации;

- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;

- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- Всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;

- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.

владеть:

- анализом социально-значимых проблем и процессов, готовностью использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности;

- готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.

Термины:империализм, монополизация, индустриализация, картель, синдикат, трест, экстен­сивный путь развития, зубатовщина, социал-демократия, социалисты-революционеры, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, черносотен­цы, революция, буржуазия, демократия, парламент, дума, хутор, отруб, Антанта, двоевластие, Учредительное собрание, корниловский мятеж, Советы, Временное правительство.

Персоналии:Николай I, С.В. Витте, В.К. Плеве, В.И. Ульянов-Ленин, Л.Д. Троцкий, Г.В. Плеханов, Ю.А. Мартов, В.М. Чернов, П.М. Милюков, С.А. Муромцев, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин, П.П. Рябушинский, П.А. Столыпин, М.В. Родзянко, Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов, М.В. Алексеев.

 

Задание на дом

Вопросы для самопроверки Основная литература Вопросы для самоконтроля
1. Основные тенденции социально-экономического развития европейской цивилизации и его особенности в России на рубеже веков. 2. Обострение кризиса самодержавия на рубеже веков. Николай II как политический деятель. 3. Революция 1905-1907 гг. Российский парламент и политическая борьба. 4. Аграрная реформа П. А. Столыпина и ее последствия. 5. Россия в первой мировой войне и общественно-политический кризис. 6. Февральская революция 1917 г., падение самодержавия. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012; Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009; Фортунатов В.В. История. СПб., 2012. 1. Особенности экономического и политического развития России в начале ХХ века.2. Какие партии возникли накануне и в ходе революции 1905-1907 гг.?3. Как изменился государственный строй России в результате революции 1905-1907 гг.? Насколько серьезные изменения претерпел он по сравнению с дореволюционным периодом?4. Каков был характер и особенности первой мировой войны?5. Охарактеризуйте ход основных событий на восточном фронте в 1914 – 1916 гг.6. Какие проблемы в российском обществе обострила война?7. Охарактеризуйте ход событий в Петрограде в феврале 1917 г.8. Что такое «двоевластие»?