Интернет-ресурсы

http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;

http://www.histerl.ru – История России;

http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории

http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;

http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;

http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.

Методическая разработка для студента № 4: Россия в XVII веке

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-1, ОК-2, ОК-5, в результате чего студент должен:

знать:

- причины Смутного времени в России;

- хронологические рамки Смуты;

- основные даты событий

уметь:

- Анализировать и оценивать социальную ситуацию в России, а также за ее пределами;

- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;

- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- Вести политическую дискуссию демократическими цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.

владеть:

- логическим и аргументированным анализом, публичной речью, способностью к ведению дискуссии и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности;

- готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм;

- готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к овладению основными понятиями и закономерностями исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства.

Термины:«бунташный век», семибоярщина, раскол, крепостное право, старообрядцы, интервенция, черные слободы, белые слободы, посадские люди, ясак, крестоцеловальная запись, Соборное Уложение, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, парсуна.

Персоналии:царевич Дмитрий, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Иван Сусанин, Иван Болотников, П.П. Ляпунов, Марина Мнишек, Д.М. Пожарский, К.М. Минин, Михаил Федорович Романов, патриарх Филарет, протопоп Аввакум, Алексей Михайлович Романов, Богдан Хмельницкий, Степан Разин.

 

Задание на дом

 

Вопросы для самоподготовки Основная литература Вопросы для самоконтроля
1. Смутное время в России: причины, сущность, этапы и последствия. 2. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции. 3. Начало династии Романовых. Соборное Уложение 1649 г. Судьба Земских соборов. 3. Социальные движения и крестьянские войны в XVII веке. 4. Внешняя политика России в XVII веке при первых Романовых. 5. Церковная реформа в России. Раскол. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012; Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012; Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009; Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012; Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009; Фортунатов В.В. История. СПб., 2012. 1. Определите понятие, хронологию и этапы Смутного времени. 2. Почему политика Бориса Годунова не увенчалась успехом? 3. Отчего, на ваш взгляд, именно XVII век явился своего рода эпохой самозванцев? Какие внешние и внутренние обстоятельства способствовали данному историческому феномену? 4. Как польско-шведская интервенция отразилась на дальнейших взаимоотношениях с европейскими странами? 5. Какое политическое, экономическое, социальное и юридическое значение имело Соборное уложение 1649 г.? 6. Назовите последствия церковной реформы XVII века.