Интернет-ресурсы

План изучения темы

1. Образование Московского княжества и причины возвышения Москвы.

2. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды.

3. Завершение образования Русского централизованного государства. «Собиратели земли русской» (Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III и другие).

4. Иван IV - первый русский царь. Реформы Избранной Рады. Сословно-представительская монархия.

5. Опричнина: причины, сущность и последствия

 

Основная литература

 

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009.

Устинова И. А. Русское государство и православная церковь в X — начале XX в. Учебное пособие. — М.; СПб., 2012.

Фортунатов В.В. История. СПб., 2012

 

http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза;

http://www.histerl.ru – История России;

http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории;

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова;

http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы;

http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки;

http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов.

 

 

Методическая разработка для студента № 3:

Московское государство в XIV – XVI веках

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-1, ОК-2, ОК-5, в результате чего студент должен:

знать:

- сущность ордынского владычества на Руси;

- причины и особенности объединения русских земель в единое государство;

уметь:

- Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- Критически анализировать источник исторической информации;

- Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- Различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- Грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом;

- Сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

владеть:

- навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики, способностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности;

- анализом социально-значимые проблем и процессов, готовностью использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- анализом мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, способностью к самосовершенствованию.

Термины:барщина, оброк, пожилое, Юрьев день, заповедные лета, Судебник, царь, Избранная Рада, приказ, местничество, кормление, Боярская Дума, Земский Собор, стрельцы, опричнина, земщина, тягло, дьяк, централизованное государство, сословно-представительская монархия, самодержавие.

Персоналии: Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, темник Мамай, хан Тохтамыш, Андрей Рублев, Феофан Грек, Сергий Радонежский, Василий I, Василий II Темный, Иван III, Василий III, Елена Глинская, Иван IV Грозный, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, Сильвестр, Борис Годунов, Ермак, царь Федор Иванович.

 

Задание на дом

Вопросы для самоподготовки Основная литература Вопросы самоконтроля
1. Образование Московского княжества и причины возвышения Москвы. 2. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды. 3. Завершение формирования Русского централизованного госужарства. «Собиратели земли русской». 4. Иван IV - первый русский царь. Реформы Избранной Рады. Сословно-представительская монархия. 5. Опричнина: причины, сущность и последствия Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2012. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России. – М., 2012   Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009 Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. – М., 2012. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М. 2009. Устинова И. А. Русское государство и православная церковь в X — начале XX в. Учебное пособие. — М.; СПб., 2012. Фортунатов В.В. История. СПб., 2012   1. Когда и почему начинается возвышение Московского княжества? 2. Кто из московских князей внес наибольший вклад в усиление и расширение Московского княжества? 3. Чем отличался процесс создания централизованного государства на Руси от соответствуюших процессов в Европе? 4. В чем смысл политической теории «Москва - третий Рим»? Как с этой теорией связаны русская идея и русская государственность? 5. Что такое самодержавие? Каковы были его социально- политические предпосылки? В чем состоит принципиальное отличие русского самодержавия от европейского абсолютизма? 6. Что такое сословно-представительная монархия? 7. В чем сущность реформ «Избранной Рады», и почему в стране произошел отход от предложенных реформ? 8. Что из себя представляла опричнина Ивана Грозного как политика и как форма социальной организации общества? 9. Какое влияние оказала личность Ивана Грозного на политическое развитие страны, каковы итоги его деятельности?