Рекомендации

Тема 23. Великая Отечественная война

План

1. Планы фашистской агрессии. Причины поражения Красной Армии в начале войны.

2. Мобилизация всех сил страны. Создание антигитлеровской коалиции. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

3. Коренной перелом в ходе войны и изгнание фашистских захватчиков с территории СССР. Тегеранская конференция.

4. Берлинская операция 1945 г. Итоги войны. Цена победы.

1. Раскройте суть немецких планов «Барбаросса» и «Ост». Обоснуйте причины неудач Красной Армии в первые дни войны. Имело ли советское руководство информацию о планах гитлеровцев и как оно оценивало её? Каковы были масштабы поражений Красной Армии летом и осенью 1941 г.? Расскажите о героическом сопротивлении наших людей в первые дни и недели войны, особенно уделите внимание защитникам Брестской крепости. Выделите мотивы, которыми руководствовались советские люди, встав на защиту Отечества. Что не учитывали фашисты, намереваясь сокрушить Советский Союз? Какой характер имела война с Германией для советского народа? Сформулируйте свою позицию о политике репрессий 1941 г. по отношению к командующим войсками Западного фронта (генералов Д.Г. Павлова, В.Е. Климовских, А.Т. Григорьева, А.А. Коробкова). Что вы знаете о репрессивных действиях сталинского режима против целого ряда народов Советского Союза.

2. Какие меры были предприняты советским руководством в первые дни войны для организации отпора врагу? Какие меры осуществлялись в стране для перевода народного хозяйства на военный лад? Выявите суть соглашений о сотрудничестве между СССР, Великобританией и США. Какую роль, по-вашему, они сыграли для дальнейшего хода войны? Что такое ленд-диз? Обратите внимание на подготовку СССР к обороне Москвы. Опишите Московскую битву и историческое значение победы советских войск.

3. Выделите факты военных поражений СССР в 1942 г. Выясните, в чём заключались стратегические просчёты И.В. Сталина. Что вы знаете о приказе Верховного Главнокомандования №227? Дайте ему оценку. Опишите события Сталинградской и Курской битв. Раскройте историческое значение каждой из них. Расскажите о помощи тыла солдатам Красной Армии. Обоснуйте значение партизанского движения в войне. Охарактеризуйте основные решения Тегеранской конференции и их последствия.

4. Дайте характеристику боевым действия советских войск в 1944–1945 гг. Почему высадка союзников во Франции произошла только в 1944 г.? Особое внимание уделите решениям, принятым на конференциях в Ялте и Потсдаме. Когда и почему СССР вступил в войну с Японией? Раскройте итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн. Выясните, какой ценой обошлась советскому народу победа. Выделите тринадцать советских городов-героев и назовите российские города, признанные героями в наше время.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 383–404.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 621–660.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 411–466.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 511–544.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 260–277.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – – С. 344–386.

7. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 264–304.

8. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 589–615.

 

Дополнительная литература

1. Видер, И. Сталинградская трагедия. За кулисами катастрофы / И. Видер / пер. с нем. – М., 2006.

2. Замулин, В. Прохоровка: Неизвестное сражение великой войны / В. Замулин // Родина. – 2008. – №7. – С. 28–33.

3. Кондрашов, В. В. Знать всё о противнике. Военные разведки СССР и фашисткой Германии в годы Великой Отечественной войны / В. В. Кондрашов. – М., 2010.

4. Короленков, А. В. Еще раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы / А. В. Короленков // Отечественная история. – 2005. – №2. – С. 154–162.

5. Мерцалов, А. Сталинизм и война. Порочное руководство войной как главное преступление сталинского режима / А. Мерцалов // Родина». – 2003. – №2. – C. 15–17.

6. Минц, М. М. Представления военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией / М. М. Минц // Вопросы истории. – 2007. – №7. – С. 94–104.

7. Попов, А. Ю. Организация руководства партизанского движения в тылу врага в 1941–1943 гг. / А. Ю. Попов // Вопросы истории. – 2004. – №10. – С. 145–150.

8. Ржешевский, О. А. Сталин и Черчилль / А. Р. Ржешевский. – М., 2010.

9. Сомов, В. А. Письма участников ВОВ 1941–1945 гг. / В. А. Сомов // Вопросы истории. – 2007. – №8. – С. 131–135.

10. Степанов, А. С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор / А. С. Степанов // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 33–40.

11. http://1941-1945.at.ua/ - Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

12. http://www.pobeda-info.ru/Pages/about.aspx - 1941 - 1945. Хроника Победы.

13. http://victory.rusarchives.ru/ - Государственные архивы РФ, хранящие фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

14. http://soldat1941.narod.ru/ - Фотоархив ВОВ 1941–1945 гг.

15. http://www.podvig-tver.ru/stati/gody-1941-1945/79-plakaty-voiny-i-pobedy-1941-1945.html - Плакаты войны и победы 1941–1945 гг.

16. http://www.velikvoy.narod.ru – Великая война.

17. http://all4heroes.ru – Герои Великой Отечественной войны.

18. http://www.warheroes.ru – Герои страны.

19. http://marshalgukov.narod.ru – Маршал Жуков.

20. http://gpw.tellur.ru – Мир истории Великой Отечественной войны.

21. http://www.9may.ru – Наша победа.

22. http://kursk1943.mil.ru – Курская битва.

 

Тема 24. Послевоенный период в развитии СССР: 1945 – 1953 гг.

План

1. Международное положение. От антигитлеровской коалиции к политике «холодной войны».

2. Восстановление народного хозяйства СССР и выбор модели социально-экономического развития.

3. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Репрессии в политической и культурной сферах.