Предложение России по ПРО в Европе.

Боевые космические станции (платформы) — основной космический компонент боевой космической системы, рассматриваемый как возможное средство повышения надёжности ракетно-космической обороны — в частности, для поражения баллистических ракет (БР) противника на активном участке траектории и боевых блоков БР на пассивном участке траектории.Ожидается, что боевые космические станции будут оснащены различными средствами поражения (ракетами, кинетическим, лазерным, ускорительным и др. видами оружия, основанными на новых физических принципах).

Программы и проекты милитаризации космоса

Тем временем боевые космические системы издавна представлены в фантастических жанрах (литература, комиксы, кино- и телефильмы). В связи с этим они приобрели новое назначение: защита от внешней угрозы. Это совсем не обязательно внешняя цивилизация, но и угроза падения на Землю астероидов, комет и крупных метеоритов.

Стратегическая оборонная инициатива (СОИ — Strategic Defense Initiative) — объявленная президентом США Рональдом Рейганом 23 марта 1983 года долгосрочная программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, основной целью которой являлось создание научно-технического отдела для разработки широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования, исключающей или ограничивающей возможное поражение наземных и морских целей из космоса. Программа выглядела настолько фантастической по своим целям и методам их достижения, что средства массовой информации окрестили её программой «Звёздных войн», по названию известного кинопроекта «Звёздные войны» режиссёра Джорджа Лукаса.

Её конечные цели — завоевание господства в космосе, создание противоракетного «щита» США для надежного прикрытия всей территории Северной Америки посредством развертывания нескольких эшелонов ударных космических вооружений, способных перехватывать и уничтожать баллистические ракеты и их боевые блоки на всех участках полёта.

По мнению некоторых военных специалистов, более точно передающим суть программы переводом является — «Стратегическая инициативная оборона», то есть оборона, предполагающая выполнение самостоятельных активных действий, вплоть до нападения.

Основные элементы такой системы предусматривалось базировать в космосе. Для поражения большого числа целей (нескольких тысяч) в течение нескольких минут в ПРО по программе СОИ предусматривалось использование активных средств поражения, основанных на новых физических принципах, в том числе лучевых, электромагнитных, кинетических, сверхвысокочастотных, а также нового поколения традиционного ракетного оружия «земля-космос», «воздух-космос».

Весьма сложными являются проблемы вывода элементов ПРО на опорные орбиты, распознавания целей в условиях помех, сходимости лучевой энергии на больших расстояниях, прицеливания по высокоскоростным маневрирующим целям и многие другие. Таким глобальным макросистемам, как ПРО, имеющим сложную автономную архитектуру и многообразие функциональных связей, присущи нестабильность и способность к самовозбуждению от внутренних неисправностей и внешних возмущающих факторов. Возможное в этом случае несанкционированное срабатывание отдельных элементов космического эшелона системы ПРО может быть расценено другой стороной как подготовка к удару и может спровоцировать ее на упреждающие действия.

Работы по программе СОИ принципиально отличаются от выдающихся разработок прошлого — таких, как, например, создание атомной бомбы («Манхэттенский проект») или высадка человека на Луну (проект «Аполлон»). При их решении авторы проектов преодолевали достаточно предсказуемые проблемы, обусловленные лишь законами природы. При решении проблем по перспективной ПРО авторы будут вынуждены вести борьбу также и с разумным противником, способным к разработке непредсказуемых и эффективных контрмер.

Анализ возможностей СОИ показывает, что такая ПРО не решает в полном объеме задачи защиты территории США от баллистических ракет и является стратегически нецелесообразной и экономически расточительно. Кроме того, само по себе развёртывание ПРО по программе СОИ, несомненно, способно инициировать гонку стратегических наступательных вооружений Россией и другими ядерными государствами.

Создание ПРО с элементами космического базирования, помимо решения ряда сложных и чрезвычайно дорогих научно-технических проблем, связано с преодолением нового общественно-психологического фактора — присутствия мощного, всевидящего оружия в космосе. Именно совокупность этих причин привела к отказу от продолжения работ по созданию СОИ в соответствии с ее первоначальным замыслом. В то же время с приходом к власти в США республиканской администрации Джорджа Буша (младшего) эти работы были возобновлены в рамках создания системы ПРО — см.

Более вероятными и опасными для США, России, стран Европы становятся одиночные или групповые ракетные удары со стороны третьих стран, так называемых "государств-изгоев", государств с неустойчивыми - "недемократическими" режимами, или террористическими организациями получившими доступ к ракетному вооружению. Такие удары могут наноситься, прежде всего, с провокационными и террористическими целями, возможны также случайные пуски. Несмотря на то, что в течение всего периода после появления ракетно-ядерного оружия случайных пусков ракет с ядерным зарядом не было, это не означает, что их никогда не будет, особенно в условиях все большего распространения, "расползания" ракетно-ядерного оружия.

Однако, если между крупнейшими ядерными государствами - США и РФ на данный момент действует система сдерживания, основанная на неотвратимости мощного ответного удара, то относительно террористически настроенных государств или группировок сдерживающий фактор не действует, цель террористов привлечь к своей акции как можно больше внимания. Осуществление же ответных действий в случаях одиночных ударов затрудняется гуманными соображениями, связанными с большим ущербом для невинных людей страны, с территории которой запущена данная ракета или группа ракет. Примером может служить Ливан.

Но существуют и другие негативные последствия:
принятое решение о создании и развертывании позиционного района национальной ПРО США в Европе и планируемое использование противоракет с большой дальностью перехвата придаст этой системе большой противокосмический потенциал, способный противодействовать разведывательным системам и средствам в ближнем космосе. Иначе говоря, создание такой системы открывает гонку вооружений в космическом пространстве. Это тем более опасно, что США всячески препятствуют идее запрета создания и развертывания противокосмических систем; создание сверхдержавой своих средств борьбы со стратегическими ракетами и размещение их в Европе может затормозить процесс дальнейших ограничений и сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ) и подключение к нему других стран.

В складывающейся обстановке одной из мер парирования ракетной опасности для Европейского сообщества может рассматриваться совместная система обороны от ударов нестратегических баллистических ракет (БР)- ЕвроПРО, а не национальная ПРО США, у нее другие задачи.

Основным принципом сотрудничества стран Европы США и России в области ПРО должно стать равноправное участие, в том числе и нашей страны на всех этапах создания и использования ЕвроПРО.

Процесс создания и наращивания ракетных потенциалов принял необратимый характер в государствах Среднего и Ближнего Востока, среди которых Израиль, Иран, Сирия, Египет, Саудовская Аравия и Турция. В Южной Азии - это Индия и Пакистан.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Северная и Южная Корея, Китай и Тайвань. В Южной Америке - Аргентина и Бразилия.

 

Создание ракетного оружия в этих странах ведется по следующим направлениям: Израиль, Индия, Китай и Северная Корея ведут разработку баллистических ракет на основе национальных достижений в области ракетной и ракетно-космической техники и на базе собственной технологии; Иран, Пакистан, Южная Корея, Саудовская Аравия и Турция на основе модернизации закупленных за рубежом ракет в целях увеличения дальности их пуска, а также разработка технологий производства ракет на национальных предприятиях военной промышленности.

С использованием приобретенной иностранной технологии и технических специалистов ведутся работы в Аргентине, Египте и ЮАР.

Принципиально БР тактического и оперативно-тактического назначения с обычными зарядами фугасного или кассетного осколочно-фугасного типов, применяются для нанесения ударов по военным объектам. А также, по опыту военных действий в Югославии и Ираке, с целью разрушения инфраструктуры и объектов экономики, подвергаются ударам и объекты энергоснабжения, базовые предприятия оборонных отраслей промышленности, нефтеперерабатывающие и химические предприятия, порты, хранилища и другие объекты.

В ряде случаев нестратегические БР могут применяться для психологического воздействия. Так, БР Ирака в войне в зоне Персидского залива использовались не для поражения военных объектов, а для ударов по городам Израиля и изнурения населения городов Саудовской Аравии частыми ночными ракетными атаками.
Развертывание позиционного района национальной ПРО США, с возможностью многоэшелонного перехвата баллистических ракет неадекватно существующим и возможным угрозам. Последствия развертывания позиционного района ПРО США в регионе может привести к существенному снижению уровня стабильности в мире, в том числе и уровня национальной безопасности самих США.

Поскольку создание эффективных средств борьбы даже с ограниченными ударами стратегических ракет может существенно ослабить потенциал сдерживания Китая, Франции, Индии, и др. стран имеющих малый по отношению к России и США потенциал. Очевидно, что негативная реакция возникнет у этих стран вне зависимости от того, рассматривают ли они страну пытающуюся выйти из круга ядерного сдерживания как своего потенциального противника или нет. Необходима система коллективной безопасности.

Да, и это обусловлено следующими факторами: дальностью стрельбы ракет, особенно баллистических (БРСД и МБР), высокими темпами распространения ракетного вооружения, стремление террористических группировок и организаций к обладанию таким оружием и потенциальной возможностью доступа к ним, повышением агрессивности международного терроризма, отсутствием у террористов сдерживающего фактора в отличие от цивилизованных государств.

В США, например, считают, что им создают угрозу БР "государств-изгоев", государств с неустойчивыми - "недемократическими" режимами, или террористические организации. Но такие, же БР могут представить угрозу и для других стран, в том числе стран Европы.

Для южных европейских государств вероятными и опасными могут быть также удары ОТР и БРСД с баз Турции, Ирана и Саудовской Аравии.
Таким образом, ракетное оружие превращается в реальный источник военной опасности в мире.

По Договору об ограничении ПРО 1972 года запрещалось создание таких систем в других районах страны, а также разрабатывать элементы для территориальных систем ПРО.
После одностороннего выхода США в 2001году из Договора по ПРО и официального объявления о создании национальной системы ПРО для борьбы с БР "государств-изгоев" стало очевидным, что в этой связи недействующими стали и положения о разграничении систем стратегической и нестратегической ПРО.

Единственным ограничением в развитии ПРО пока еще является действующий Договор 1967 года «О принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», в соответствии с которым запрещается создание в космическом пространстве "военных баз, сооружений и укреплений, испытание любого типа оружия", запрещается также вывод на орбиту вокруг Земли объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. Это договор существенно ограничивает США в создании космических боевых элементов ПРО, без которых об эффективной территориальной системе ПРО говорить бессмысленно.
В современных условиях более реально говорить о противоракетной обороне как об обороне от ракет любых типов, а не только от нестратегических ракет. К тому же, и разделение ракет на стратегические и нестратегические может быть осуществлено не только по критерию дальности и скорости стрельбы, но еще и с учетом их оснащения и предназначения и такие предложения уже имеются.