Выбор степени точности зубчатых колес.

Степень точности зубчатой передачи назначают в зависимости от окружной скорости. Окружная скорость колес по делительным окружностям находится по формуле:

,

где – угловая скорость зубчатого колеса

- уточненное число оборотов на колесе.

Итак,

Степени точности зубчатых передач приведены в таблице 3.

Таблица 3

 

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Допустимая окружная скорость V, м/с, колес
прямозубых Непрямозубых
Цилинд рических Конических Цилиндри ческих Коничес ких
6 (передача повышенной точности) До 20 до 12 до 30 до 20
7 (передача нормальной точности) До 12 до 8 до 20 до 10
8 (передача пониженной точности) До 6 до 4 до 10 до 7
9 (передача низкой точности) До 2 до 1,5 до 4 до 3

 

Назначаем 8-ю степень точности зубчатого зацепления.

 

Основные геометрические параметры приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Параметр Обозначение параметра Расчетная формула Значение параметров для
Шестерни колеса
Межосевое расстояние, мм aw
Модуль зацепления нормальный, мм mn 1,5
Модуль зацепления торцовый, мм mt 1,538
Угол наклона зуба, град. β 12º84´
Шаг зацепления нормальный, мм pn 4,725
Шаг зацепления торцовый, мм pt 4,829
Число зубьев суммарное ZΣ
Число зубьев шестерни Z1  
Число зубьев колеса Z2  
Передаточное число U 2 2,02
Диаметр делительной окружности, мм d 66,15 133,85
Диаметр окружности выступов, мм da 69,15 136,85
Диаметр окружности впадин, мм df 62.4 130,10
Высота зуба, мм h 3,375
Ширина колеса, мм b
Окружная скорость, м/с V 5,25
Степень точности зацепления по ГОСТ 1643-72
           

 

В нашем случае коэффициент будет равен 1,2.

Следовательно, =1х1,3=1,3

Проверочный расчет заключается в определении действительных контактных напряжений.

Т2 -крутящий момент на тихоходном валу;

;

- коэффициент перекрытия;

;

=

Zк – коэффициент, учитывающий степень перекрытия, принимаем равным 0,8

Отклонение величины действительного контактного напряжения от допускаемого определим по формуле:

По принятым в общем машиностроении нормам для σН допускается отклонение ± 5%. Если отклонения выходят за указанные пределы, то размеры и другие параметры передачи необходимо откорректировать. При больших отклонения порядка ± 10…15% можно рекомендовать:

— в небольших пределах изменить ширину колеса b (при перегрузках – увеличить, при недогрузках – уменьшить);

— изменить степень точности изготовления колес;

— в тех случаях, когда нежелательно изменять ширину колеса или степень точности, можно выбрать другой режим термической обработки поверхностей зубьев и соответственно изменить твердость поверхностей зубьев, что приводит к увеличению или уменьшению σНР.

— при больших отклонениях σН от допускаемого значения расчет проводят заново после изменения

межосевого расстояния.