ЧАСТЬ I 6 страница
«Делая этюд с натуры, останавливайтесь и смотрите вдруг о а всю натуру и на вашу работу; разницу наблюдайте и доводимо до полнейшего сходства не одной силой, а гармонией»,— оветовал П. П. Чистяков.
Навык цельного видения и одновременного сравнения всех тетей натурной постановки (или объектов пейзажа) — это обя- i тельный навык для живописца. До тех пор пока начинающий < , дожник не овладеет им, дальнейшее обучение не даст полое отельных результатов. Именно умение «цельно видеть» и ■ оотать отношениями отличает профессионального живопис- :« от дилетанта.
Чтобы смотреть на натуру широко и цельно, художники высота ли несколько практических способов — держать все не в : усе, в момент наблюдения «прищурить» или «распустить»
:>а на всю натуру. С прищуриванием резко уменьшается :ячество света, попадающего в глаз, в результате этого, как мерках, перестают замечаться второстепенные детали. «Рас- кание» глаз тоже не позволяет четко видеть отдельные
: ■' ЛИ.
: i. Чистяков для определения светотеневых и цветовых от-
о.чшй давал совет: «Всегда в рисунке, в тушевке и в колорите но иметь (мысленно) как бы стекло перед собой плоское: оно : отношения, а без него, пожалуй, все будет врозь». Ана- оный совет давал Р. Фальк: «Смотреть на пейзаж
так, словно он весь запечатлен на плоскости оконного
'«к правильной оценки цветовых отношений можно вос- oea ться обычным рамочным видоискателем. Заключив в видимую часть натуры, легче воспринимать ее цельно, .оточив внимание на зрительной проекции в рамке. А еще для этих же целей вырезать на картоне прямоугольное ли-: {размером 2X1 см) и перед началом работы посмот-
реть в это окошко на натурную постановку, причем видеть натуру следует не через отверстие, а как бы в проекции, на плоскости этого окошка. Если при обычном рассматривании мы видели лишь простую группу предметов, то теперь она превратилась в звучную по краскам картину, похожую на мозаику из драгоценных камней. Мы получаем целостный живописный образ основных цветовых отношений натуры, которые необходимо построить на холсте или оумаге.
ПРОЦЕСС ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ
Процесс живописного изображения этюда с натуры, как и процесс выполнения рисунка, имеет общие правила, которые одинаково применимы при исполнении натюрморта, пейзажа, головы или фигуры человека. Знание правил последовательности выполнения живописного этюда является важным условием успеха в практической работе. Необходимо знать, что надо делать в начале, какие задачи решать в процессе работы и как
ее завершить. ..
При решении задач живописного изображения объемной формы предметов, их материала и расположения в пространстве как мы уже выяснили, основным является закон тоновых и цветовых отношений, который требует построения на изоорази- тельной плоскости пропорциональных натуре взаимных отношений предметов по светлоте и цвету. Только в результате построения правильных цветовых отношений между предметами и передачи светотеневых градаций на каждой форме про является объем, пространство, материал и состояние освещенности.
Решение этой задачи осуществляется в следующей nocneAOj вательности: 1) нахождение тоновых и цветовых отношении между большими пятнами натуры с учетом общего тонового и цветового состояния натуры; 2) детальная проработка объемной формы каждого предмета в пределах больших цветотоновых отношений; 3) обобщение, приведение изображения к колористической целостности, единству и выделение композиционного центра,
НАЧАЛО ИЗОБРАЖЕНИЯ «ОТ ОБЩЕГО»
Реалистический живописный строй изображения определяется точной передачей тоновых и цветовых отношений прежде всего между основными пятнами натуры. В натюрморте ^ между фоном, поверхностью стола и предметами натурной постановки. В пейзаже, например,— между небом, поверхностью земли и воды в реке, передним, средним и дальним
планами и т. д.
Если эти основные цветовые отношения будут нанеседты в этюде неверно, то никакая дальнейшая тщательная проработка
деталей, разнообразие мозаики цветовых оттенков на форме предметов натюрморта или объектов пейзажа не приведет к живописно-правдивому изображению. Основа полноценного живописного построения этюда закладывается именно на этом этапе работы. В рисунке ведь тоже решается аналогичная задача: строится прежде всего большая или общая форма, выражающая основные пропорции предмета и его конструкцию, а потом уже осуществляется проработка деталей, их светотени.
Выдающийся русский художник Н. Ге советовал рисовальщикам: «Назначивши главные части, непременно проштудируйте главные тени и свет общий, чтобы проверить пропорции, и рисуйте всегда, все время весь ваш рисунок — всегда от начала и до конца общее и идите к деталям постепенно. Вот вам секрет рисования».
Чтобы точно и верно передать отношения больших локальных цветовых пятен, перед началом работы надо внимательно разобраться в общем цветовом строе натуры, проанализировав и поняв основные цветовые отношения натуры: где самое светлое и самое темное и плотное, какие основные различия между предметами по оттенку, светлоте и силе цвета (по насыщенности). Например, сравнивая желтые яблоки на фоне желтой драпировки, надо понять, что пятно цвета яблок светлее фона, а их желтый оттенок насыщеннее нейтральножелтой драпировки раз в пять. Так по трем свойствам цвета находятся основные цветовые характеристики предметов натурной постановки.
Определение цветовых отношений, как мы отмечали выше, чучше начинать с отыскания в натуре наиболее светлого и интенсивного цвета, затем самого темного и все другие определять по отношению к ним. Следующими тонами будут менее земные и менее насыщенные и т. д. Сложные серые тона на- мосятся последними. При этом необходимо помнить, что начальные, самые светлые и яркие тона мы далеко не всегда должны орать на этюде самыми светлыми, темными и насыщенными красками, какие есть на палитре. Самое светлое место в постановке часто бывает далеко не белым, а темное — не черным. < ильно насыщенные цвета тоже встречаются редко, чаще они — слабые, сероватые. Даже ярко-красный помидор в натюрморте, например, надо взять по насыщенности не чистым кадмием красным, а, может быть, нейтрализовать его цвет на 50%. В изображении яркой весенней зелени тоже надо быть тактичным н осторожным. Иначе можно так преувеличить ее насыщенность, что весь этюд превратится в пестрый лубок с ядовитой и1 ленью.
Поэтому, приступая к работе, надо прежде всего определить ощее тоновое и цветовое напряжение и решить, в какой <мме красок следует строить отношения — в более светлой или темной — и в каких пределах насыщенности цвета. Дру! ими словами, надо определить общее тональное и цветовое состояние натуры. Чтобы выдержать такое состояние, возможно, придется строить цветовые отношения на сдержанных красках, не используя полностью диапазон палитры от белил и до самого темного тона, а также самые звонкие и напряженные краски. На профессиональном языке живописцев это называется выдерживать цветовые отношения в определенном масштабе.
В практике художников существуют такие понятия, как «большой свет», «большая тень», «большая форма», «большие цветовые отношения». Суть их заключается в том, чтобы цельно видеть объекты натуры и целостно их изображать. При цельном восприятии натуры можно заметить, например, что собственная и падающая тени на предметах по тону не спорят с полутенью, а полутень не может быть равной силе освещенных частей. Рефлекс в тени не может быть светлее полутени, а подчинен общему тону собственной тени. Правильная выдержанность в тоне и цвете этих больших пятен формы объекта или группы предметов придает изображению целостность и правдивость освещенности.
Первоначальная общая прокладка красок и вся последующая работа должны вестись с учетом того колорита, который характеризует натуру. Начинающие живописцы, мало упражнявшиеся в работе с натуры, изображая тот или иной этюд натюрморта, пейзажа или портрета, не всегда успешно передают единство красок, характерное натуре. Работая с натуры, надо уметь в каждом конкретном случае понять ее колористическую согласованность, выявить не только характер тонового и цветового состояния, но и колористическое единство и родство.
Такую гармонию легче заметить в натуре между определенным цветом и более нейтральным. Согласованность между ясно выраженными цветами, например красным и синим, труднее заметить. Только имея большой опыт, можно увидеть в натуре и подобрать на палитре такие оттенки красного и синего, которые сольются в единую гармонию, соответствующую самой природе. Все зависит от умения видеть и понимать общее тоновое, цветовое состояние и колористическое единство красок натуры.
ДЕТЛ ЛЬНАЯ 1 i POP АБОТК А ФОРМЫ
После определения на этюде цветовых отношений основных пятен, крупных планов натуры след.уст переходить к моделировке светотенью, то есть выявлению цветом объемной формы к а ж д о го и р е д м с т a 11 у i о м 11 а х о ж д е н и я 11 р а вольных све т о т е невы х и цветовых градаций между б.тиком, светом, полутенью и тенью.
Лдееь надо помнить о том, что п.вот каждого участка поверхности предмета изменяется и по цветовому оттенку, и по светло те, я по шн ыщекшюти, с зависимости от расстояния до источника света, у г ж! наклона падающих л vnoii света, рефлексов от окружающих я ре уметок, контрастного пза имодейс гвия цветок.
На предмете нет одинаковых условий освещения, их нет даже на двух участках поверхности, находящихся рядом на освещенной части, в полутени или в тени предмета. Нельзя писать весь предмет одной, один раз найденной на палитре краской, добавляя в нее только светлую или темную краску. Надо подбирать все новые и новые смеси цветов для каждого участка поверхности предмета. Предметный цвет (его действительная окраска), как правило, всегда более заметен в полутени, так как полутень испытывает меньше всего влияний со стороны основного и отраженного света.
Чтобы полнее разобраться в красочном разнообразии объемной формы предмета и всей натурной постановки в целом, надо помнить, что в силу смежного контраста рядом с теплыми оттенками глаз человека видит холодные, один цвет вызывает ощущение другого, дополнительного к нему цвета. В результате этого холодным тонам в натуре всегда сопутствуют теплые. Если мы видим на поверхности предмета оранжевый оттенок, рядом обязательно найдем голубоватый. Сочетание теплых и холодных тонов в изображении повышает звучание каждого из них, способствует естественности и свежести зрительного восприятия этюда или картины.
Моделируя объемную форму предмета, прописывая детали, надо следить за тем, чтобы не были преувеличенными тона, которыми выявляется множество мелких форм, расположенных а к на освещенной, так и на теневой поверхности большой Формы. Чтобы уловить тональную близость мелких форм, рассоложенных в тени, и обобщить их, в ходе работы не следует смотреть в упор на отдельные предметы вне связи их с окружающими предметами. Как уже говорилось, необходимо постоянно равнивать предметы между собой при цельном восприятии, /изображая, например, светлую часть предмета, нужно определить, в какой точке она имеет наибольшую интенсивность света и цвета, где выражена слабее, остальные градации объема /рать, сравнивая с уже найденными тонами.
Напоминаем, что сравнивать и находить различия (отношения) надо по трем свойствам цвета: цветовому оттенку, светлоте а насыщенности. Какой-то цвет может быть правильно найден по светлоте, но не точен по другим свойствам. Однако назвать цвет правильно найденным можно только тогда, когда выдержаны отношения еще и по оттенку цвета, и по насыщенности. Таблица трех свойств цвета представлена на первом форзаце, верху вниз: цветовой оттенок, светлота, насыщенность.
Сравнение предметов, выяснение сходства или различия >ежду ними облегчается, если, например, голубой предмет мы удем сравнивать с другим предметом тоже голубого цвета, а о несколько иного оттенка. Такое сопоставление обострит наше восприятие и позволит более точно понять цветовой ттенок и насыщенность каждого из них.
Сравнивать изображаемые объекты надо не только по
трем свойствам цвета, то также и по четкости контуров предметов, расположенных на разных планах. Границы изображаемых предметов не во всех местах видны одинаково отчетливо. В одном месте силуэт предмета хорошо просматривается, в другом — сливается с фоном. Границы падающих теней также не везде одинаковы. При сравнении на четкость очертаний предметы первого плана сопоставляются с предметами второго и третьего планов (при цельном взгляде на натуру). П. П. Чистяков настоятельно рекомендовал: «Разрабатывая мелочи,
видеть общее».
Пока не покрыт краской весь белый холст и правильно не взяты отношения, невозможно ощутить настоящего напряжения красок, силу света и материальность изображаемых предметов. Яркая краска на палитре еще не есть яркий тон на холсте. Так как освещенность предметов и материальность зависят от правильных отношений, то, конечно, невозможно добиться звучания цвета до тех пор, пока не будут правильно взяты тона окружения. Поэтому, когда не удается получить в этюде в каком-то месте нужный цвет, то, возможно, надо исправлять не этот цвет, а соседние.
Написать предмет в среде — это значит проследить не только рефлексную взаимосвязь, но и касание фигуры с фоном. Резких границ между предметом и фоном не должно быть, особенно с теневой стороны. Удаленные от источника света (и от рисующего) части формы предмета решаются более мягко, обобщенно. На освещенных участках, в полутонах анализ формы по тону, цвету и заметности рельефа должен выявляться подробнее, нежели в тени. В этом случае предметы будут находиться в среде, в пространстве.
В процессе живописного изображения, в ходе определения цветовых отношений не следует забывать, что мы имеем дело не просто с цветовыми пятнами, а с формой конкретного предмета. Внимание должно быть занято не расчетом пропорциональности живописных пятен. Цель нахождения цветовых отношений заключается в том, чтобы пропорциональными натуре оттенками цвета изобразить предмет, его объемные формы, проработать детали.
Если цвет не выражает конкретную форму, материал и пространственное расположение предметов, он теряет всякий смысл в изображении. Светлые и темные, цветные и бесцветные мазки краски на холсте зрительно удаляются или приближаются, выражают материал, создают гармоничный, эмоционально-действенный колорит только тогда, когда они принадлежат форме определенных предметов или объектов, выражают пространство и состояние освещенности.
Глубину пейзажного пространства, например, создают не просто цветовые пятна, передающие изменения цвета согласно воздушной перспективе, а предметы и объекты, расположенные на плоскости земли: деревья, строения, кусты, прямоугольники полей и неровности местности, которые, изменяясь в цвете, размерах и четкости очертаний, передают пространственное удаление в пейзаже. Горы, например, на втором и дальних планах нельзя изображать общим цветным пятном. Цветом надо рисовать их рельеф и характер растительности.
Детализация — чрезвычайно важный этап в рисовании. Если не показывать детали, то изображение будет сухим, неполным, неинтересным. Индивидуальная проработка формы предмета обогащает изображение принципиально важными для предмета данными.
ОБОБЩЕНИЕ. ЦЕЛОСТНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ И КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Сделать законченный живописный этюд с внимательной проработкой формы и сохранить целостность изображения — задача не из легких. В работах неопытных художников все детали предметов, их цветовые и тональные пятна, расположенные на разных пространственных планах, часто изображаются с одинаковым акцентом. Предметы и объекты разных планов одновременно бросаются в глаза, дробят весь этюд; места натюрморта, пейзажа или портрета не получают нужной звучности пли, наоборот, выглядят слишком сильными по светлоте и цвету, «вырываются» из общей цветовой гаммы. Освещенные . ста могут оказаться слишком резкими по тону, «вылезать» нз плоскости холста или бумаги, а теневые участки иметь много почетных деталей, выглядеть дробными. Все это происходит чз-за неумения видеть натуру цельно, обобщать ее и выделять композиционный центр.
В стадии обобщения нужно смягчить резкие границы деталей, приглушить или усилить светлоту и цветность предметов, v темнить резкие по тону места, окончательно определить заметность контуров предметов и его частей. Условия освещения выделяют какую-то часть контура, делая другие едва заметными, ливающимися с тоном фона. Резко очерченный контур делает предмет плоским, недостаточно освещенным. Взаимосвязь тона п линии контура делает объемность предмета и его освещенность убедительными.
Все это возможно только при цельном видении, которое позволяет обобщить детально разработанную форму, часто дробную и несогласованную в частях, подчинить второстепенное главному, установить пропорциональные отношения, существующие в натуре.
В стадии обобщения на все предметы или объекты необходимо смотреть цельно, видеть их сразу все (как говорят, «распускать глаза» на все). Вся группа предметов будет восприниматься в этот момент расплывчато, но зато таким образом ложно понять отношения цветов, цельность натуры. Поочередно надо смотреть цельно и на натуру и на этюд, тогда легче уловить, где допущена ошибка.
Способность видеть цельно даст возможность вести работу от общего к частному и к обобщению. Цельность видения в процессе работы — основа основ профессиональной живописи. Только обладая этим умением, художник может правильно передать зрительный образ натуры, найти в ней главное, определить на этюде место детали, ее степень законченности и подчиненность целому. Говоря о целостности восприятия натуры, академик Е. Кибрик писал: «Невозможно ни рисовать, ни
писать с натуры, пренебрегая законом целостности. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого».
Целостность и единство изображения — это результат не только цельности видения, но и умения целенаправленно и сознательно выделять главное, то есть композиционный центр. Композиционная целостность живописного этюда зависит от взаимоотношений главного и второстепенного, от увязки всего изображения в единый организм произведения.
Главное обычно размещается вблизи от оптического центра картинной плоскости. При его выделении художнику приходится сознательно обобщать второстепенные детали, ослаблять тон и силу цвета удаляющихся от зрительного центра предметов, подчиняя этому главному все тоновые и цветовые отношения. Все это позволяет направить внимание зрителя на главный объект картины, на ее композиционный центр. Картины опытных художников всегда воспринимаются цельно. Если это портрет, то одежда, руки, предметы фона, как правило, не отвлекают внимание от главного — от лица. Такую подчиненность главному, композиционному центру можно наблюдать и в натюрмортах и в пейзажах. Если же изображение представляет собой набор равнозначных тоновых и цветовых пятен, оно теряет зрительную убедительность. Впечатление от такого изображения художник В. Хогарт сравнивал с «положением человека, который хочет услышать, что говорят в обществе, где все разговаривают одновременно».
Целостность сюжетных произведений тоже создается со- подчиненностыо всех изображаемых предметов и объектов композиционному центру. Логика происходящего действия, психологическое взаимодействие персонажей участвуют в создании общей целостности изображения. Этому служат и все формальные элементы композиционного построения: точка зрения, симметрия и ритм, тоновые и цветовые контрасты, технические приемы письма, размер и формат холста и т. д.
Вопросы для повторения
В качестве повторения предлагаем ответить на ряд вопросов по теории живописной грамоты. Глубокое понимание сути и
В. Д. Поленов. Московский дворик
• мысла этих вопросов даст возможность успешно решать практические задачи изображения натюрморта, пейзажа, головы и фигуры человека.
Что надо понимать под цветом, предметным и обусловленным? В чем заключается константность и аконстантность чштельного восприятия?
Какими качествами обладают ахроматические и хроматические цвета? Назовите основные свойства цвета, дайте их определение.
Как изменяются цвета предметов в зависимости от силы и спектрального состава освещения, среды и контрастного взаимодействия?
Как передаются на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов?
Метод работы отношениями и его роль в построении цветового строя живописного изображения. '
Чем определяется теплохолодность в живописи?
В чем заключаются явления светлотного и хроматического контраста?
Чем определяется общее тоновое и цветовое состояние натуры и этюда?
Как выдерживается тональный и цветовой масштаб изображения?
Можно ли светлотные и цветовые отношения природы передать на этюде в полную их силу? Приведите примеры передачи разных состояний освещенности натуры в картинах художников.
Назовите составные элементы цветового строя живописного изображения, его колорита.
Перечислите закономерности воздушной перспективы.
Чем обусловлена необходимость особой постановки глаза живописца на цельность восприятия? Целостность живописного изображения: чем она обусловливается и определяется?
Как выделяется в живописи композиционный центр при выполнении этюда с натуры?
Объясните правила процесса рисунка и живописи: ход работы от общего к деталям и обобщению.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ С НАТУРЫ
Одно лишь ознакомление с теорией грамоты рисунка и живописи принесет мало пользы, если параллельно с этим систематически не выполнять практические упражнения. Художнику прежде всего необходимо иметь развитый глазомер, чтобы точно определять пропорции натуры, тончайшие градации светотени и цвета, уметь профессионально видеть натуру, знать палитру и составлять самые разнообразные теплые и холодные оттенки цвета, обладать острой наблюдательностью, композиционным чувством и вкусом. Все это приобретается только лишь в результате практического выполнения многочисленных рисунков и живописных этюдов.
Далее мы изложим особенности процесса практического изображения натюрморта, пейзажа, головы и фигуры человека, многочисленное выполнение которых даст возможность приобрести профессиональные умения и навыки.
Натюрморт
Работа над натюрмортом важна для познания основных закономерностей живописи, выработки профессиональных умений и навыков, которые являются общими при выполнении пейзажа, интерьера, головы и фигуры человека. Это основные правила изобразительной грамоты — светотеневая и цветовая лепка объемной формы, передача материальности и пространственного расположения предметов на изобразительной плоскости, тоновая и цветовая целостность, единство и гармония колорита.
В начальной стадии обучения выполняются с натуры как отдельные предметы, так и их группы. При составлении композиции группы предметов подбор их осуществляется с учебными или творческими целями. Композицию создают на основе увиденного в действительности мотива, при этом могут вноситься изменения, незначительные поправки, убираться < му чайные предметы или их детали, меняться расположение предметов, точка зрения, цвет фона, освещение и т. д.
Выбор предметов натуры происходит в результате как внутреннего чутья, интуиции, вкуса, так и логического анализа г.'руктуры натюрморта, сознательного распределения в нем мавных и второстепенных объектов с целью добиться решений гни или иной учебной задачи или выразить свои мысли, нестроение. В результате получается не простая копия натуры, з итог наблюдений и раздумий художника.
В одном из писем Ван Гог писал: «Я постоянно питаюсь природой. Иногда я преувеличиваю, изменяю видимое, но никогда не выдумываю картину. Наоборот, я нахожу ее в природе \ ке готовой, хотя и требующей раскрытия».
Создание натюрморта может полностью зависеть от предварительного замысла, от заданной тематики, когда натурная постановка специально составляется из родственных по теме и назначению предметов. Так часто создаются учебные постанов- си натюрморта, в которых ставятся задачи перспективного ими конструктивного построения предметов, передачи их материальных качеств, колористического единства и многое другие. В этих случаях ставят постановки из простых 3 — 5 предметов с четкой конструкцией: геометрические тела, предметы домашнего обихода, овощи, фрукты, драпировки. Причем их композиция обычно обдумывается заранее, до составления предметов натурной постановки. В сознании художника на основании учебной или творческой задачи складывается представление о сюжете, создается умозрительный образ натурной постановки.
При организации натурной постановки на основе указанных выше целей и задач следует придерживаться следующих п равил.
Предметы подбираются, группируются и освещаются та- | им образом, чтобы конкретная учебная задача была успешно решена. Кроме наличия конкретной учебной задачи, натюрморт должен отвечать и эстетическим требованиям: его предметы по возможности должны быть организованы тематически, связны смысловым содержанием, нести в себе определенную
идею. Нелепой будет выглядеть учебная постановка, если в ней | обраны предметы, чуждые по своему функциональному на! качению, например овощи и книги и т. п.
Натюрморты, составленные с учебной целью, не всегда характеризуются тематической определенностью, но даже их предметы должны создавать живописно-пластическое и смысловое единство.
Выбор освещения зависит от поставленной задачи. Удачное освещение способствует восприятию сюжета, четкому выявлению идеи, эмоциональному воздействию натюрморта. Одна п та же постановка при разном освещении может восприни
маться неодинаково. Освещение спереди придает натюрморту единый светлый монолит на более темном фоне, объем предметов четко не выявляется. Освещение сзади выявляет силуэтность предметов постановки. Освещение сбоку и немного спереди является наиболее удобным для выражения объемных и фактурных характеристик форм. Приближение источника света к натуре усиливает контрасты светотени, высветляет рефлексы, выявляет фактуру предметов.
Предметы учебной постановки (натюрморта) лучше подбирать в основном крупными по форме. В условиях рисовальной мастерской живописец, сидящий на значительном расстоянии от постановки, сможет в таком случае воспринимать большие цветовые пятна.
При составлении натюрморта следует поначалу избегать предметов, форма которых раздроблена мелкими деталями, украшена орнаментом, сложна по конструкции. Слишком сложный натюрморт, содержащий много разнообразных по форме и цвету предметов, затрудняет цельность восприятия его цветовых отношений, усложняет приведение всего изображения
к целостности и единству.
5 Натурная постановка должна помещаться значительно ниже линии горизонта, чтобы нижние части предметов (их основания), расположенные на столе, были видны. Если основания предметов сольются в одну линию, горизонтальная плоскость стола не будет видна. Это затруднит на изобразительной плоскости пространственное размещение предметов.
Крупные предметы могут быть частично загорожены более мелкими. Осевые линии и края предметов, находящиеся на разном удалении (на разных планах), не должны совпадать, то есть находиться на одной вертикальной линии. Предметы должны располагаться так, чтобы они не мешали зрительному восприятию друг друга. Их взаимное расположение должно выявлять характерные особенности каждого из них, подчеркивать их тональные и цветовые особенности.
Цвета предметов натурной постановки должны быть в какой-то мере родственными и гармоничными. Лучше, если основная группа предметов в целом будет представлять гамму теплых (или холодных) оттенков, желательно, чтобы некоторые цвета в этой гамме были дополнительными и создавали
колористическое равновесие.
Фон в учебных постановках имеет важное значение. Различный по окраске и светлоте, он в силу одновременного светлотного и цветового контраста оказывает большое влияние на восприятие цвета предметов. На светлом фоне значительно выступают полутеневые и теневые стороны предметов. На темном фоне предметы более проявляют свои светлотные ка-
чества.
тва. , А т „
В начальной стадии обучения лучше, если фон уде
тону средним между светлыми и темными предметами, гладким, спокойным, ненасыщенным по цвету. Иногда фон подбирают на сближенном цветовом контрасте: нейтрально-розовый, когда предметы ярко-красные; нейтрально-зеленый, если предметы насыщенно-зеленые.
Фон и подставка (горизонтальная плоскость) натюрморта должны быть естественными. Фоном может быть стена, навесная полка, пространство интерьера, наружная стена избы, старый деревянный забор или глубокое пейзажное пространство. В любом случае он должен придавать натурной постановке жизненную убедительность и правдивость, воспроизводить конкретную жизненную ситуацию.
Композиция учебного натюрморта может быть решена по-разному. Однако неизменным остается главное требование, продиктованное природой реалистического искусства: достоверность, художественная выразительность, наличие конкретной учебно-методической или творческой задачи.
Необходимым условием построения натюрморта является его композиционная целостность и цветовое единство. В любой натурной постановке всегда должны быть главный (композиционный центр) и второстепенные объекты. Композиционный центр художник отыскивает непосредственно в натуре и выделяет его из окружающей среды на картинной плоскости. Если натюрморт составляют по заранее задуманному сюжету, то для композиционного центра подыскиваются такие главные предметы, через которые легче было бы выразить замысел. При организации вспомогательных элементов натюрморта (предметов, драпировок) их необходимо располагать так, чтобы они определили восприятие в направлении к главному объекту изображения. На зрительном пересечении их пластических и сюжетных линий почти всегда находится композиционный центр. Он является местом, где проявляются активность света, цвета, контраст, проработка деталей. Другие предметы натуры (фон, драпировки) менее активны и подчиняются главному. Это служит важному требованию композиционного построения — единству и целостности восприятия. В противном случае получится дробность и пестрота изображения.