Человек способен поступать соответственно необходимости - сознательно.

2. Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. (Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации живые никогда не выделяют орудие как орудие, не сохраняет его впрок). Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудиями сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

3. Различие в чувствах. Только в человеке заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим человеком, только человек может наслаждаться картинками природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

4. В условиях развития. Развитие психики живых шло по знаконам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики подчиняется законам исторического развития.

Подавляющее большинство знаний и учений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении.

Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность - такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

В труде развивалось и сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окр. реальности.

Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общ. историч. опыт или общественное сознание.

Язык, как система знаков, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, как средство передачи информации имея важнейшее значение для дальнейшей перестройки сознательной деятельности человека. Поэтому язык на ряду с трудом является основным фактором формирования сознания.

Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.

1. Сознание-совокупность знаний об окружающем мире. Входят все познавательные процессы.

2. Закрепление в сознании различий S и О., т.е. того,что пренадлежит «я» человека и его «не-я».

Человек единственный среди живых существ способен к самопознанию (позн.самого себя),т.е.способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Человек формирует цель деятельности, при этом складываются его мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся определенные коррективы и т.д.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Обязательным условиям формирования и проявления всех специфических качеств сознания является язык.

Сознание - заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности (психиатры).