Цветовая индукция.

Соседство каждого цвета с другими вызывает взаимное изменение каждого цвета в сторону усиления оттенка, контрастной к другому.

Наиболее сильно индукционное воздействие проявляется на границе двух соприкасающихся полей.

Чем больше площадь фона по отношению к площади образца, тем сильнее сказывается на нем индукционное воздействие фона.

Насыщенность фона пропорциональна его индукционному воздействию на образец.

Индукционное влияние сказывается сильнее на образце, размещенном на контрастном по цветовому тону фоне.

Всякий цвет, находящийся на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет насыщенность.

Эффект индукционного цветового воздействия сказывается сильнее, когда цветной объект несколько светлее фона.

Синие и зеленые цвета фона (холодные) оказывают более сильное индукционное воздействие, чем красные и желтые (темные) цвета.

Индукционное воздействие уменьшается при увеличении расстояния между объектом наблюдения и фоном.

Для устранения или ослабления индукционного окрашивания можно использовать следующие приемы:

— подмешать цвет фона в цвет пятна;

— обвести пятна четким темным контуром;

— различие между цветом изображений, лежащих на разных фонах, можно значительно уменьшить, объединив эти фигуры в одну общую;

— сокращением периметра образца;

— взаимным удалением пятен в пространстве.

В природе не существует ничего бесцветного. Бесцветное существует только в плохой живописи (у натуралистов, в частности). В природе — все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры, до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонкие цвета.

Цвет, даже если его взять в первичной чистоте, скажем, красный от темно-малинового до бледно-розового, имеет целую шкалу светосил и в самом себе уже несет светосилу. Сложнейшие сочетания и смешения цветов, какие мы наблюдаем в природе, несут в себе различия светосил; т.е. светового рождения, разгорания и затухания, и все это выражается цветом. Самая напряженнейшая точка спектра, центр — белая, переходит в бело-желтый, желто-зеленый, синий, лиловый в одну сторону, в желтый, оранжевый, малиновый, пурпурный в другую. Б. В. Иогансон, За мастерство в живописи, 1952

10) Цвет и свет

Цвет в ландшафте и солнечное освещение тесно взаимосвязаны. Изменение освещения в течение дня влияет на свойства цвета, эффект сочетания отдельных тонов, а также на восприятие пространства. В частности, красный цвет при ярком дневном освещении выступает вперед, приближается, при сумеречном - служит фоном и создает впечатление глубины. Желтый цвет приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Давно замечено, что белый и желтый распространяются на более темные цвета, расположенные рядом, зрительно уменьшая их размеры, а голубой - при дневном освещении удаляет предмет (поэтому его часто используют для оптического расширения небольших участков).

При сумеречном цвете темно-синий, фиолетовый и черный цвета уменьшают объект. Зеленый цвет самый спокойный, однако не следует забывать, что в больших пространствах зеленого цвета человек также себя чувствует некомфортно, постоянно пытаясь отыскать взглядом какой-либо элемент другого цвета. В данном случае внесение цветового пятна, эффекта светотени может оживить однообразный зеленый тон и структуру пейзажа.

Окраска предметов зависит от цвета освещения. При сером небе тона одни, при голубом — другие. Если небо голубое, мы становимся радостнее, и не только благодаря ясной погоде, контрастам освещенных и затемненных плоскостей, но также и прежде всего благодаря радостной игре разноцветных теней, которые из серых становятся фиолетовыми и голубыми и отливают оранжевыми рефлексами.

При ясном голубом небе тени — голубого и фиолетового цвета, у деревьев — ультрамариновые, а все освещенные листья сверкают, как однородная масса. Какие приятные ощущения вызывает этот зелено-голубой аккорд!

Прелесть красок заключается прежде всего в их аккордах, в повторении нюансов одного и того же цвета. Нежные гармонии, по-видимому, легче проникают в душу, думается, именно они — любимые аккорды сердца. Я припоминаю музыку линий некоторых фрагментов парфенонского фриза. Дисгармонии же и контрасты поражают и волнуют, по-видимому, причиняя насилие нервной системе. И все же переходы от мягкого аккорда к контрастирующему, резкому часто встречаются в жизни. И всё это богатство красок, эти светлые и темные пятна — всё это дар света.

11) Светотень- свойство, характеризуемое распределением светлых и темных участков на поверхности формы. Распределение светотени обусловлено формой предмета, рельефом его поверхности и освещением. Светотень облегчает зрительное восприятие объема и рельефа, способна обобщить или расчленить объем или поверхность предмета.
Вообще рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде всего, благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее освещенным. Наиболее богаты нюансами переходы света и тени на мягко освещенных предметах.
Форма изделия воспринимается отчетливо, если освещенные места и тени на ее поверхности соответствуют реальной композиционной взаимосвязи элементов, частей предмета. При неблагоприятном направлении света форма зрительно разрушается: наблюдатель видит только набор светлых и темных пятен. Отсутствие теней (бестеневое освещение) лишает округлую форму объемности, поэтому, если условия освещения предмета будут только такие, следует изменять форму или исправлять се, привлекая для этого такие средства, как цвет, фактура поверхности и т. п.
На хорошо обработанной поверхности часто возникают светлые блики, которые в совокупности образуют так называемый световой каркас поверхности. Форма светового каркаса должна быть согласована с формой предмета. При проектировании изделий с полированной поверхностью сложной формы следует обязательно испытывать получающийся световой каркас в условиях различного освещения. Беспорядочный световой каркас может зрительно разрушить в целом хорошую форму.
Форма, освещенная под прямым углом к ее картинной плоскости, обычно воспринимается как светлый силуэт на относительно темном фоне окружающей среды. В этом случае собственные тени криволинейной поверхности почти пропадают.
Свет, направленный под углом 45°, хорошо выявляет объемные и фактурные качества трехмерной формы. На ней появляются все светотеневые градации: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень.
Фактурная поверхность исключает блики - характерную особенность гладких поверхностей. Приближая источник света к предмету вплотную, можно добиться более контрастных световых отношений с сильными рефлексами и густой (плотной) тенью. На собственной и падающей тенях появятся сложные тональные градации.
На криволинейной поверхности, в тех местах, где падает скользящий свет, фактура выделяется яснее. С удалением источника света светотеневые градации исчезают, "материальность" формы уменьшается, и с определенного момента предмет воспринимается как силуэт, лишенный объема и деталей.
Свободно стоящая вертикальная плоскость все время сохраняет свою плоскостность независимо от направления и силы источника света. Объемная же форма претерпевает значительные изменения, а особенно при боковом освещении. Криволинейная поверхность обладает светотенью и рефлексами при любом направлении лучей, но при рассеянном свете особенности ее рельефа могут пропадать.
Если две грани объемной формы освещены равномерно, то угол, образуемый этими гранями, читается слабо и вся форма приобретает плоскостной характер. Если же одна из граней освещена сильнее других, строение формы становится более очевидным, но при чрезмерном контрасте между освещенной и затененной гранями зрительная связь между ними нарушается, а, следовательно, нарушается целостность формы.
Особенности светотени были рассмотрены выше без учета влияния окружающей среды - близости других предметов, отражающих свет.
Свойства формы не изолированы друг от друга. Форма характеризуется их совокупностью и единством. Анализируя взаимосвязи между элементарными свойствами, мы изучаем более сложные закономерности объемно-пространственных форм, а именно композиционные, или художественные.
Важнейшая предпосылка высокого художественного качества изделий - единство всех элементов их формы, т. е. их соразмерность и соподчиненность. Средствами приведения первичных свойств формы к композиционному единству являются пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. Применение этих средств композиции должно подчиняться функциональным и конструктивным требованиям, предъявляемым к изделиям, а также требованию оптимальной взаимосвязи изделия со средой и человеком. Нужно помнить, что любые композиционные приемы не самоцель, а только средство для выражения в форме существенных, содержательных свойств изделия - его назначения, особенностей устройства, конструкции и др.

12) Игра цвета, фактуры, объема и массы

1.Чем сильнее цвет рисунка (ярче), тем материал воспринимается тяжелей и объемней.

2. Белый цвет и теплые цвета, а также малонасыщенные выделяют фактуру ткани лучше, чем холодные, менее светлые и менее насыщенные.

3. Светлые цвета – более легкие, темные – тяжелые.

4. Теплые цвета – более плотные, холодные – воздушные и легкие.

5. Чем менее насыщен цвет, тем он темнее (по светлоте) и грубее воспринимается фактура материала, скоторым соединен этот цвет, тем тяжелее кажется ткань.

6. Более насыщенные и светлые цвета – выступают, мало насыщенныеи темные – отступают.