Предпосылки цветового воздействия

В некоторых случаях изменения подчиняются законам индукционных процессов:

— на красном фоне все цвета изменяются, удаляясь от красного (фиолетовый и пурпурный цвета не краснеют, а синеют, оранжевый и желтый — желтеют);

— на насыщенном зеленом фоне синий и голубой не зеленеют, а удаляются по цветовому тону от цвета фона, желто-зеленый цвет остается почти без изменения;

— голубой цвет синеет на всех цветных фонах.

Названия цветов Изменения цветов при их удалении от наблюдателя
на белом фоне на черном фоне
Красный не изменяется оранжевеет
Оранжевый интенсивно краснеет слегка краснеет
Желтый оранжевеет интенсивно синеет
Зеленый явно голубеет изменения не определены — то желтеет, то синеет
Зелено-голубой голубеет и темнеет незначительные изменения
Голубо-зеленый мерцает, разноречивые результаты незначительные изменения
Голубой разноречивые результаты незначительные изменения
Синий слегка фиолетовеет изменения незначительные слегка зеленеет изменения незначительные
Фиолетовый краснеет интенсивно краснеет
Пурпурный краснеет, но менее чем на черном фоне краснеет

5) Типы цветовой гармонии.

Для красоты нужно троякое. Во-первых, цельность или совершенство. Во-вторых, должные пропорция или созвучие и, наконец, ясность. Вот почему то, что имеет блестящий цвет, называют прекрасным. Фома Аквинский.

Гармония свето-темновая, тепло-холодная, комплементарная, симультанная, количественная и качественная.

Цветовая гармония

Выразительность свето-темновой группы зависит от степени контраста между цветами и ахроматическими составляющими гармонизованной группы. Гармонизационный эффект проявляется и при сопоставлении теплых и холодных цветов, и при сопоставлении ахроматических образцов теплого и холодного оттенков.

Цветовая гармония

Комплементарная гармонизованная группа строится путем смешения пигментов двух выбранных полюсов (достаточно разнесенных в цветовом круге). Если надо снизить цветовой контраст, можно растянуть в ряд один из цветов за счет его разбела. Группа гармонизуется, если выполнить фон из двух контрастных цветов и разместить на нем два образца одного цвета: связав два образца в один орнамент, добавив цвет фона в цвет образцов и добившись зрительного подобия.

Гармонизованная группа удлиняется, если каждый из пары цветов размещается на втором, как на фоне, и, подвергаясь оптическим изменениям, уже воспринимается как четырехчастная группа. При построении группы по данному гармонизационному признаку проверяются математические ряды Шопенгауэра и Гете

желтый: оранжевый = 3:4

желтый: красный = 3:6

желтый: фиолетовый = 3:9

желтый: синий = 3:8

желтый: красный: синий = 3:6:8

желтый: фиолетовый: зеленый = 3:9:6

3. Качественная гармония формируется, когда один цвет растягивается за счет разбела, добавления равновеликой серой или черной краски. Малые пороговые различия хорошо различимы на образцах холодных цветов

 

Советы мастеров:

Из не-синих цветов — тот на большом расстоянии будет больше причастен к синему, который будет ближе к черному, и также наоборот — цвет сохранит на большем расстоянии свой собственный цвет, который наиболее отличен от этого черного.

Поэтому зелень полей больше преобразуется в синеву, чем желтое и белое. И также наоборот — желтое или белое меньше изменяются, чем зеленое и красное.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения.

Удаленный от глаза белый предмет, чем больше отдаляется, тем больше теряет свою белизну, и особенно когда его освещает солнце, так как он причастен цвету солнца, смешанному с цветом воздуха, располагающегося между глазом и белизной. И этот воздух, если солнце на востоке, кажется мутно-красным благодаря парам, которые в нем поднимаются; но если глаз обратится на запад, то увидит только, что тени на белом причастны синему цвету. Леонардо да Винчи. Избранные произведения.

6) Ипользование цветового квадрата и круга для подбора гармоничных и контрастных цветовых сочетаний.

С помощью цветового круга и квадрата изучают принципы построения гармоничных сочетаний цветов

Цветовой квадрат