Физические, психологические, эмоциональные основы построения цветовых ассоциаций.

Ассоциации, построенные на основании цветовых систем.

Ввести исходные палитры:

1. На основании цветового круга или его части:

— с условием использования всех цветов круга при выборе опорной палитры для каждой ассоциативной задачи;

— использования части круга при выборе опорной палитры для решения этих задач;

— использования части круга с подключением одного — двух отсутствующих в этой части цветов.

На основании гармоний, определяющих характер опорной палитры.

Можно используя различные по цветовому тону, насыщенности и яркости цвета и построить цветовые группы, вызывающие ассоциации по трем возможным направлениям:

1. Использование физических аналогов (теплые — холодные, легкие — тяжелые, приближающиеся — удаляющиеся, тихие — шумные, сухие — влажные и т.п.).

2. Использование различного характера воздействия цветов на нервную систему (активные — пассивные, бодрящие — угнетающие, успокаивающие — возбуждающие и т.п.).

3. Использование различного характера эмоционального воздействия (праздничные — будничные, веселые — грустные, спокойные — беспокойные, упорядоченные — неупорядоченные и т.п).

Смысл латинского слова composition (композиция) — сложение сопоставление, приведение частей в единство, сочинение — применительно к изобразительному искусству в основном остается и в настоящее время.

В архитектуре, скульптуре, живописи, а также в декоративном искусстве под композицией понимают цельность произведения, его пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием.

В композиции мы устраиваем ряд правил, которые обязательны для всех видов искусств, и такие, которые присущи только какому-то одному виду.

 

Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность (степень яркости цвета), светлота(отражающая способность цветовой поверхности). Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:
1) ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
2) хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
а) теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния;
б) холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
в) дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов диаметрально, друг против друга;
3) ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному.
Изменение цвета но указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

 


1) Цветовые сочетания строятся по правилам цветовой гармонии: либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета. Важно, чтобы не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса или перенасыщенности красок. На практике существуют различные колориметрические шкалы, чаще всего употребляется 24-членная шкала. В наиболее простом варианте цветового круга цвета делят на две группы: основные (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Контрастные, жизнерадостные и колоритные сочетания образуются при парном сопоставлении основных и противоположных им дополнительных цветов: красный - зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый. Однако надо учитывать, что цвета в парах нельзя использовать в одинаковом количестве (они не должны занимать равные площади, так как нарушится оптическое равновесие). Они также не должны обладать одинаковой насыщенностью, иначе возникнет впечатление пестроты.

2) Принципы взаимодействия цветов между собою:

I закон — для всякого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический — серый или белый. Такие два хроматических цвета являются парными или дополнительными и лежат приблизительно в диаметрально противоположных точках цветового круга. Дополнительными цветами к красным являются голубовато-зеленые, к оранжевым — голубые, желтым — синие, желто-зеленым — фиолетовые, зеленым — пурпурные. Смешение дополнительных цветов никогда не может дать нового хроматического цвета, а лишь белый цвет.

II закон — смешение двух не дополнительных цветов, лежащих по цветовому кругу ближе друг к другу, чем дополнительные, дает новый хроматический цвет, цветовой тон которого лежит между смешиваемыми цветами. Следовательно, из любых трех цветов, расположенных в цветовом круге приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга, можно путем смешения получить всевозможные цветовые тона.

III закон - одинаково выглядящие цвета дают и одинаково выглядящие смеси независимо от различия их физического состава.

Аддитивные цвета – (от англ. add — добавлять, складывать) – красный, зеленый и синий (RGB). Если их смешать друг с другом в равной пропорции, они образуют белый цвет, а при смешивании в разных пропорциях — любой другой.

В системе субтрактивных цветов (от англ. subtract — вычитать) происходит обратный процесс: вы получаете какой-либо цвет, вычитая другие цвета из общего луча отраженного света. В этой системе белый цвет появляется в результате отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает черный цвет.Система субтрактивных цветов работает с отраженным светом, например, от листа бумаги. Белая бумага отражает все цвета, окрашенная — некоторые поглощает, а остальные отражает.

В системе субтрактивных цветов основными являются голубой, пурпурный и желтый цвета (CMY) — противоположные красному, зеленому и синему. Когда эти цвета смешиваются на белой бумаге в равной пропорции, получается черный цвет. Вернее, предполагается, что должен получиться черный цвет. В действительности типографские краски поглощают свет не полностью и поэтому комбинация трех основных цветов выглядит темно-коричневой.

 

3) Эффект хроматической стереоскопии:

а) Светлые хроматические цвета спектрального круга кажутся лежащими ближе хроматических темных.

б) Если теплые и холодные цвета имеют одинаковую светлоту, то теплые выходят вперед относительно холодных.

в) Насыщенные цвета выходят вперед по отношению к равным с ними по светлоте ненасыщенным цветам.

Усиление эффекта хроматической стереоскопии.

а) Сравнение различных по площади цветных образцов показывает, что их угловые размеры резче сказываются на восприятии холодных цветов: для синего эффект удаления легче проявляется в том случае, когда сравнительно небольшое пятно размещается на достаточно большой площади фона. Чем меньше размер образца, тем резче проявляется эффект его удаления.

б) Эффект приближения теплых цветов четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности цвета, холодных -при противоположных показателях.

в) Изменение насыщенности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, красные и оранжевые цвета, доведенные до предельной насыщенности, начинают восприниматься уже как отступающие, а синие малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты — как выступающие.

г) На эффект стереоскопии оказывает влияние степень контраста цветного образца с фоном. В группе выступающих цветов активнее всего эффект проявляется на образце, самом светлом по отношению к фону; в группе отступающих эффект удаления усиливается для образца, самого темного по отношению к фону.

д) Зеленые цвета являются пространственно нейтральными и эффект их выступания и отступания определяется лишь их большей или меньшей светлотой, теплым или холодным оттенком.

е) Достигнутый стереоскопический эффект может быть усилен, если выступающему цвету придана заметная фактура.

4) Влияние соседства цветов друг на друга.

Цветные образцы на фоне другого цвета подвергаются следующим изменениям.

— зеленые, желтовато-зеленые, желтые, оранжевые цвета теряют насыщенность на фоне любого цвета; зеленовато-голубые, голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые и пурпурные цвета теряют насыщенность только на синем фоне. Изменение цветов на цветных фонах при их восприятии с увеличенного расстояния в некоторых случаях не подчиняются индукционным изменениям:

— на желтом фоне фиолетовые и пурпурные краснеют;

— на синем фоне: оранжевый и красный цвета пурпуровеют, т.е. приближаются к синему цвету фона;

— голубые, желтовато-зеленые, зеленые, зеленовато-голубые синеют, приближаются к синему, а не удаляются от него.