Ассоциации как основа построения цветовой композиции (иконический знак, знак-индекс, знак-символ).

Цвет

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Цветовая гамма ландшафта насчитывает более 130 оттенков, а общий колорит пейзажей меняется не менее девяти раз в году, с течением времени завершая круговорот смены окраски. В создании колористики ландшафта одинаково важен не только общий подход к цвету, но и продуманность деталей.

В природе часто встречаются сочетания близких переходных тонов одного цвета, к примеру, бледно-розовый, розово-красный, вишневый; голубой, синий, темно-синий; сиреневый, лиловый, светло-фиолетовый, темно-фиолетовый, и т.д. Однако, как показывает практика, создание искусственным путем таких гармоничных цветовых сочетаний требует кропотливой работы по подбору сортов растений необходимой гаммы, а также точного знания фенологии для подбора видов одновременно цветущих растений. Например, в период цветения яблони с бело-розовой окраской цветков одновременно цветут красные тюльпаны и некоторые виды спирей - спирея Ван-Гутта с белыми цветками и спирея березолистная с нежно-розовыми соцветиями и сизой окраской листвы. Вместе они могут быть использованы для создания композиции в гармоничном сочетании цветов.

 

Общеизвестно, что разные цвета вызывают различную реакцию организма человека и, соответственно, производят разное эстетическое впечатление. Установлено, что красный, оранжевый, желтый, розовый, пурпурный цвета возбуждают и вызывают бодрое и радостное настроение. Напротив, - фиолетовый, сиреневый, синий, голубой, зеленый - обладают успокаивающим действием и даже способствуют снижению кровяного давления, замедлению пульса.

Цвет характеризует и дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает чрезвычайно сильные эмоциональные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости, веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет.

Темные краски порождают меланхолию, печаль и даже ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло и страдание. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой — нежные переживания, фиолетовый — печаль; характерность красок усиливается их соединениями: они составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты.

Действенность и значение красок зависят от их интенсивности, места, которое они занимают на полотне, и от положения среди других, усиливающих их или ослабляющих, в зависимости от большей или меньшей близости к белому и черному. В связи с формой цвет выступает на передний план еще больше, определяя ритм, возникающий из чередований и повторений. Впрочем, цвет никогда не отделяется от формы, форма же может усилить его действие.

Можно используя различные ассоциативные подходы:

1. Построить цветовую группу, определенную сущностью иконического знака, т.е. физическим отражением характерных особенностей реально существующих в природе объектов: песок, иней, радуга, конфетти...

2. Построить цветовую группу, определенную сущностью знака-индекса, т.е. возможностью выявить с помощью цвета естественной ассоциации типа: боль, веселье, печаль, весна, лето, утро, вечер...

3. Построить цветовую группу, определенную сущностью знака-символа, т.е. возможностью выявить с помощью цвета искусственной ассоциации типа: счастье, мечты...