Формотворення.

1. Под свойствами пространственной формы понимается совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура, цвет, светотень.
Геометрический вид- свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства, а также характером (конфигурацией) поверхности формы. В зависимости от преобладания одного из трех основ-ных измерений выделяются три вида формы:
1) объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений
2) плоскостной, определяющийся резкой (или полной) уменьшенностью размеров по одной из координат измерения
3) линейный, для которого характерно преобладание какого-либо одного измерения над двумя другими при их относительно малой величине

Симметрия формы. В популярной литературе для демонстрации способности мозга к анализу часто приводят прозрачный кубик-перевертыш, показанный на рис. 3.11, а. Его в начале XIX в. впервые воспроизвел шведский натуралист Неккер. Если долго смотреть на этот кубик, мозг в силу присущего ему свойства перебирать возможные варианты (очень важного свойства для анализа изображений) будет поочередно представлять нам кубик то одной стороной наружу, то другой.

Изменим ракурс наблюдения (см. рис. 3.11, б). Кубик исчез. Вместо него виден плоский шестигранник. Скорее всего это происходит потому, что симметрия рисунка подавляет возможность перебирать другие варианты.

Симметрию глаз схватывает мгновенно. Не зря детей так привлекает бессмысленная красивость геометрических фигур калейдоскопа: симметрия связана с эстетическим чувством. Можно предположить, что это чувство развилось в процессе эволюции потому, что симметрия присуща живому: симметричны цветок и лист дерева, у птицы два крыла, у кошки два уха, два глаза и четыре лапы и т.д. Именно поэтому симметрия красива, именно поэтому она прежде всего воспринимается на изображении. Симметрией обладает волновая линия. Симметрия лежит в основе всех символов совершенства. Симметричны геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, правильные многогранники, восприятие которых на изображении связано с эстетическим чувством.

Из симметричных фигур первым на наибольшем удалении узнается треугольник с вершиной вверх, потом – треугольник, направленный вершиной вниз. Последним – круг. Белые фигуры на черном фоне узнавались лишь незначительно хуже, чем черные на белом.