Международные отношения.

А) Формирование системы власти.

ПЛАН.

Гг.

Россия на современном этапе развития.

Введение

Данная работа является прямым отражением лекционного курса и предназначена для студентов всех специальностей дневного и вечернего обучения Сибирского государственного аэрокосмического университета.

 

Цель курса лекций определяется спецификой изучения отечественной истории в высших учебных заведениях и заключается в формировании у студентов целостной картины исторического развития России, что является одним из необходимых компонентов научного мировоззрения будущих специалистов.

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач:

1.Создание у студентов представления о наиболее значимых фактах исторического прошлого России.

2.Формирование умений определять причинно-следственные связи событий и явлений прошлого, а также выявлять исторические корни современных социально-экономических и политических проблем.

3.Приобретение студентами навыков самостоятельной работы с учебно- методической литературой .

 

При составлении конспекта лекций авторы учитывали количество учебных аудиторных часов, планируемых для чтения лекций. Общий объем, которых составляет 34 часа.

Выбранные темы также не случайны, это наиболее сложные и ёмкие вопросы, требующие максимального раскрытия фактологического и теоретического материала.

Особое внимание составители уделили дискуссионным теоретическим вопросам в курсе российской истории. Так же подробно рассмотрены вопросы, связанные с внутренней политикой Российского государства в разные периоды существования.

Отметим, что в курс лекций не вошли вопросы относящиеся к изучению внешней политики России, которые рассматриваются на семинарских занятиях.

Каждая тема снабжена развёрнутым планом, где отражены основные пункты изложения материала. Кроме этого прилагается основной и дополнительный список литературы по которому студенты некоторые вопросы могут изучить самостоятельно.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 17.

1.Проблемы внутриполитического развития.

а). Формирование системы власти.

б). Межнациональные отношения.

в). Экономические преобразования.

2. Внешняя политика.

 

С конца 1991 года на международной политической арене появилось новое государство- Россия, Российская Федерация. В её состав вошли 89 субъектов

( края, области, автономные республики). Появился и новый государственный праздник- День независимости России -12 июня.

Главой государства стал, избранный ранее, президент РФ - Б.Н. Ельцин. Законодательная ветвь власти была представлена Верховным Советом и Съездом народных депутатов во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым.

С прекращением существования СССр не изменился характер взаимоотношений между президентом , с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов- с другой. Отсутствие разграничения полномочий меду ними вызвало острое противостояние двух ветвей власти. Обострение взаимоотношений произошло при разработке проекта Конституции РФ, когда вплотную встал вопрос о будущем политическом устройстве России- что это будет за государство- президентская или парламентская республика. Б.Н. Ельцин и его сторонники настаивали на широких полномочиях президента, по примеру США. Депутаты , наоборот, придерживались мнения о необходимости введения парламентского правления. Так же противоречия возникали относительно будущих экономических реформ. Ельцин вместе с командой молодых экономистов во главе с Е.Т. Гайдаром предлагал курс на скорейшее создание рыночной системы в России. Депутаты же настаивали на постепенном вхождении общества в новые экономические взаимоотношения, весьма болезненные ля большинства россиян.

К октябрю 1993 года противоречия между парламентариями и президентом достигли высшей точки. Новый проект Конституции депутаты подписывать отказались, 21 сентября 1993 г. Президент принял решение о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Досрочные выборы нового парламента были назначены на 12 декабря. Вслед за этим часть депутатов отказалась подчиниться воле президента, объявив его действия незаконными. К присяге был приведён вице-президент РФ- А.В. Руцкой. 2-3 октября события в Москве приняли военный характер. Силами оппозиции были возведены баррикады. Парламентарии и их сторонники готовились защищать цитадель демократии – Белый дом, всего лишь 2 года назад резиденцию молодого российского правительства Б.Н. Ельцина, который в августовские дни 1991 года, так же защищали сторонники демократии в СССР. В Москве было объявлено чрезвычайное положение, введены танки. Общество раскололось на две части. Россия стояла на пороге гражданской войны. В ходе событий несколько сот человек погибли либо получили ранения. В результате произошло установление президентской власти. Система Советов, действовавшая на всех уровнях, стала ликвидироваться. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства становился избранный всеобщим голосованием президент с широкими полномочиями, Россия становилась президентской республикой. В её состав вошли 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения ( Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Система власть выстраивалась следующая. Прежде всего, было объявлено о разделении трёх ветвей власти- исполнительной, законодательно и судебной. Исполнительная власть представлена президентом и правительством РФ, которое формирует президент и которое подотчётно и президенту, и парламенту. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое состоит из верхней палаты-Совета Федераций и нижней палаты- Государственной Думы. В Совет Федераций представители назначаются местной региональной властью по согласованию с президентом, А Государственную Думу – избираются сроком на 4 года. Судебная власть состоит трёх инстанций- Конституционного Суда, куда представителей избирают пожизненно, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Кроме этого произошло разделение полномочий между федеральным центром и регионами. Эта проблема по сей день является весьма острой для нашего государства, и ещё далека от своего решения. Тем не менее в компетенции высших органов власти РФ были закреплены важнейшие вопросы- принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, ценовая политика, формирование бюджета, конечно же все вопросы, связанные с внешнеполитическим курсом.

Местная региональная власть строилась по принципу верховной- в каждом субъекте федерации действовало своё Законодательное собрание имевшее право законодательной инициативы, исполнительная власть представленная губернатором в краях и областях , и президентом в республиках. В ведении местной власти остались вопросы , связанные с природопользованием, вопросы культуры, науки, развития транспорта и др. Так же регионы были обязаны отчислять прибыль в бюджет государства, так в России появились регионы доноры и регионы постоянно датируемые государством.

Законодательно закреплялась политическая многопартийность, свобода слова, совести и вероисповедания. Самые популярные и крупные политические объединения были следующие – самая старая партия России –ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым, партия Яблоко- во главе с Г. А. Явлинским, Выбор России во главе с Е.Т. Гайдаром, Аграрная партия во главе с И.П. Рыбкиным и др.

I Государственная проработала с 1993 по 1995 год. Всего в её состав было избрано 444 депутата. Они приняли около 320 законов, в основном они касались экономики и внешней политики. Это законы о частной собственности, фермерском хозяйстве. Об акционерных обществах и свободных экономических зонах. Так же Россия присоединилась к международным организациям « Большая семёрка» и др. I Государственная Дума во многом была оппозиционна правительству, в неё широко были представлены левые силы- партия КПРФ, Трудовая Россия, Аграрная партия и др.

Поэтому и выборы президента России в 1996 году были полны драматизма. После первого тура голосования определилось три лидера - Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов и А. И. Лебедь, занявший 3 место. Второй тур мог принести победу любому кандидату , А.И. Лебедь призвал своих сторонников отдать голоса действующему президенту. Так , во втором туре победил Б.Н. Ельцин, он набрал 55% голосов. Г.А. Зюганов набрал 40,7%голосов. Очередной срок полномочий президента подходил к концу в 2000 году, но Ельцин, будучи больным пожилым человеком, плохо справляющимся с обязанностями президента, при разрастающемся экономическом и внутриполитическом кризисе правящей элиты, подал в отставку . 31 декабря 1999 года он назначил своим преемником В.В. Путина, нынешнего президента нашей страны.

II Государственная Дума просуществовала с 1995 по 1998-99 год. В её состав было избрано 450 депутатов. Накануне выборов в стране появилось новое политическое объединение- « Наш дом –Россия», куда вошли представители власти всех уровней, бизнесмены, возглавил её В.С. Черномырдин, в тот период времени премьер- министр. Общий расклад политических сил был следующий- 36% мест получила КПРФ, 12% « Наш дом-Россия», 11% -ЛДПР, 10%- блок « Яблоко»,17 %- независимые, в основном, депутаты от регионов, 14%- другие избирательные блоки. Состав Думы предопределили острый характер внутрипарламентской борьбы. По - прежнему остро стоял вопрос об экономических реформах и, главное, о цене реформ. В это время статистика зафиксировала рост бедности, социальное расслоение, появление безработицы, беспризорных детей и т.д.

Выборы в III Государственную Думу ( 1998-99-2003гг.) ознаменовались появлением нового политического объединения « Союз правых сил». Лидерами этого блока стали молодые экономисты-рыночники С. В.Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада. Цель этой партии состояла в поддержке курса реформ, поднятии престижа правых сил. И действительно. Блок правых набрал 115 голосов избирателей, что было победой. Явлинский не вошёл в состав этого политического движения. И его партия на выборах еле-еле перешагнула минимальный 5 % барьер. Уменьшилось количество левых сил, КПРФ получила меньше голосов, чем обычно. IV Государственная Дума работает в нашей стране и по сей день. Большинство мест получила новая партия власти « Единая Россия», куда вошли представители властных структур всех уровней. Председателем Думы является бывший министр внутренних дел Б. Грызлов. В это объединение вошли многие представители регионов, члены небольших и не очень влиятельных партий. Нынешняя Дума полностью лояльна правительству Путина.

Начиная с 2000 года правительство В.В, Путина приняло ряд мер по укреплению Российской государственности. В основном, законы направлены на укрепление власти президента и предотвращение распада РФ. Прежде всего, в 2000 году вся территория РФ была поделена на федеральные округи, где назначается федеральный представитель президента с прямым ему подчинением. С ноября 2004 года вступил в действие закон о назначении глав субъектов Федераций ( краёв, областей и городов, за исключением автономных округов). Отныне, выборы глав регионов отменяются, президент сам назначает главу по согласованию с местным парламентом. Являются ли эти законы откатом от демократических преобразований, начатых в 90- е годы? Возможно, что и так. Вертикаль власти в России традиционно была очень сильной, в противном случае активно формируются и действуют центробежные силы, тяготеющие к распаду государства.

б) Межнациональные отношения.

31марта между республиками России был подписанФедеративный договор. Документ стал основой государственного единства страны. Он предусматривал разделение полномочий между республиками и федеральным центром.

Хотя отношения федеральных властей с отдельными субъектами Федерации складывались непросто. Один из активнейших очагов межнациональных конфликтов находился и находится по сей день на территории Северного Кавказа. В итоге в 1992 году Чечено-Ингушская республика была разделена на два субъекта- республику Ичкерия ( Чечня) и Ингушетию.

В 1992-1994 году в Чечне активизировалось сепаратистское движение, главой этого государства в тот период являлся Д.Дудаев. Республика стремилась выйти из состава РФ. Кроме этого, на территории Чечни активизировалось фундаменталистское исламское течение, весьма агрессивное по отношению к неисламскому населению республики. Это противостояние не закончилось до сих пор. Первая Чеченская война длилась с декабря 1994 года до 1996 года, когда были заключены Хасавюртовские соглашения. Этот договор лишь на время немного стабилизировал ситуацию в регионе. В 1996 году началась вторая Чеченская война. Ограниченный контингент российских войск находится постоянно на территории республики, дабы прекратить окончательно незаконную террористическую деятельность бандформирований.

Другой очаг напряжения находился в центре России. Республика Татарстан подписала федеральное соглашение только в 1994 году, оговорив для себя специальные условия, а именно почти полную финансовую независимость. Таких же условий потребовал и Башкортостан. Главы этих государств ссылались ещё на политику Ивана Грозного, якобы незаконно присоединившего эти территории к России.

В данный период очаги напряжения находятся по-прежнему на Северном Кавказе, предпринимаются попытки втянуть весь регион в военные действия. Незаконные бандформирования проникают на территорию Дагестана, Ингушетии, Осетии, дабы провоцировать национальные конфликты. Последний жуткий террористический акт прошёл в городе Беслане в Ингушетии 1 сентября 2004года, когда в заложниках оказались ученики школы № 1.

в) Экономические преобразования.

Новое российское правительство пришло к власти в условиях углубляющегося экономического кризиса. Кабинет министров во главе с Е.Т. Гайдаром предложил путь так называемой «шоковой терапии». Проект этих преобразований был разработан в СШа экономистом Дж.Саксом и к 1991 году апробирован в Польше. Кроме этого, необходимо было демонтировать административно-командную систему управления экономикой . Гайдар предложил следующие меры:

1.Отменить государственные субсидии нерентабельным предприятиям.

2.Ввести свободное ценообразование ( либерализация цен)

3.Стабилизировать денежную единицу, формировать бездефицитный бюджет. Свободное хождение валюты.

4.Провести приватизацию и демонополизацию производства.

5. Изменение системы социальной защиты населения.

Долгосрочная стратегия обновления экономики была направлена на решение следующих задач:

1.Перестроить структуру народного хозяйства

2.Провести демилитаризацию экономики.

3.Приватизировать предприятия, передав их в частную собственность

4.Сформировать систему социального партнёрства, в которой государство создаёт лишь благоприятные условия для экономического развития и роста.

5. Формирование новых социальных групп- среднего класса и мелкого и крупного предпринимательства.

Однако, реформы начались в сложных условиях болезненно и противоречиво. Прежде всего, Россия получила от СССР огромный внешний долг- 70 млрд. долларов. На 1991-92 пришёлся пик внешних платежей. Техническая база производства полностью устарела, и морально, и технически. На некоторых заводах оставались станки 1913 года. Производство требовало полного и скорейшего переоснащения. Ощущалось противодействие со стороны бывших партийных работников. В целом. Российское общество, воспитанное в духе идей марксизма-ленинизма, весьма слабо представляло себе новые экономические условия , а главное своё место в рыночной системе хозяйствования.

Только через полгода правительство осознало катастрофичность избранного пути реформирования экономики.

В области финансов программа реформирования обнаружила свою малоэффективность. Начался бесконтрольный рост цен, а вслед за ним и инфляция. В абсолютном выражении расценки увеличились в 50-100 раз. Даже на внутреннем рынке рубль постепенно уступал место доллару.

Усиливался промышленный спад. Он достиг катастрофических размеров. Производство упало на 20%. В большей степени кризис затронул и без того не слишком успешные отрасли- лёгкую и пищевую промышленность. Во избежание массового дефицита товаров широкого потребления начался их завоз из-за рубежа, тоже можно отнести и к лекарствам. Российская фармакология оказалась на грани самоликвидации.

Обозначился социальный кризис. В ходе реформ 90% россиян не только не стали средним классом, а наоборот оказались за чертой бедности. В 1993 году впервые в России смертность превысила рождаемость ( эта тенденция сохраняется до сих пор) , она снизилась на 50%, достигнув уровня 1943 года, пика Великой Отечественной войны. Кроме этого, обострилась нерешённая жилищная проблема. Капитальные вложения в эту сферу сократились в 3 раза, за 1991-1993 гг. новый жилищный фонд в эксплуатацию не вводился. Резко сократились расходы на образование и культуру, достигнув угрожающего национальной безопасности уровня- 1,8 % от всех бюджетных поступлений. Появилась безработица, сразу же достигнув уровня в 12 % от всего трудоспособного населения. Возникла проблема беспризорных и брошенных детей, пьянства, немотивированной жестокости и самоубийств, детской преступности ит.д. В 1993 году впервые с периода Гражданской войны в первый класс не пошло около 1 млн. детей школьного возраста. Эти проблемы в России не решены сю пору.

Летом 1992 года была выработана Программа углубления экономических реформ, она была рассчитана до 1996 года. Предусматривалось участие государства в экономической жизни страны, так же переход к мерам по поддержанию производства и отказ от жёсткой финансовой политики. В целом же, экономисты убедились, что в России законы рыночной системы не работают, поэтому исключать роль государства не только неэффективно, но даже катастрофично, так как это может привести к непредсказуемым социальным последствиям, вплоть до гражданской войны.

В декабре Е.Т. Гайдар был отправлен в отставку, его место занял В.С. Черномырдин. Он должен был « подправить» ошибки молодых реформаторов. Отметим, что из прежних членов Кабинета министров свой пост ( Председатель Госкомимущества) сохранил А. Чубайс. Он выступал за скорейшую приватизацию предприятий. С октября 1992 года по июль 1994 года была осуществлена ваучерная приватизация государственного имущества. Малограмотные в экономическом отношении россияне предпочли продать приватизационные чеки ( ваучеры) рыночным спекулянтам за бросовые цены. На крупных предприятиях руководство заставило работников продать ваучеры самому руководству. Таким образом, идея о широком акционировании предприятий при участии трудящихся была полностью провалена. Однако, более 100 тысяч предприятий так или иначе попали в частные руки. Законность этих сделок в данный момент не рассматривается, хотя у большинства вызывает сомнения. Данный процесс разгосударствления закончился складыванием группы олигархов ( особо богатых предпринимателей ). В их число вошли известные фамилии. Б.Березовский, Г. Потанин, М. Ходорковский, В. Гусинский, Р. Абрамович, А. Чубайс, братья Чёрные, В. Дерипаско, А. Хлопонин и др. В руках этой небольшой , но весьма состоятельной группы оказались мощнейшие отрасли российской экономики- добыча и выплавка алюминия, газо и нефтедобыча, производство цветных металлов- никеля, меди и золота и многие другие. В это время Россия становится «сырьевым» придатком экономики Запада. Бюджет страны, так же как и сейчас на 70% наполняется за счёт беспощадной эксплуатации природных ресурсов, которая не ограничена никаким федеральным законом.

В тоже время , период 1994-1998 годов связан со стабилизацией рубля, курс доллара был относительно невысоким, его сдерживал Центробанк, и условия для экспорта российских товаров были особенно благоприятны. Однако, вывоза товаров из России не происходило- во-первых они не были конкурентно способны, во –вторых правительство ничего не делало для поддержки отечественного производителя. Так же это время известно как период «денежных пирамид», создавались открытые акционерные общества , типа АО МММ, либо « Чара-банк». Вкладчики несли туда свои сбережения, однако эти предприятия оказались не более чем фикцией, обманутые граждане не были защищены никаким законом от финансовых аферистов. Пострадало более 3 млн. человек.

11 октября 1994 года произошла финансовая катастрофа, резко повысился курс доллара по отношению к рублю. Инфляция сменилась хронической невыплатой заработной платы во всех сферах общественной деятельности- производстве, науке, культуре, здравоохранению , медицине. В итоге в отставку был отправлен последний молодой реформатор- А. Чубайс.

После этого государство то же внесло свою лепту в строительство денежных

« замков». В 1995-96 выпускаются государственные ценные бумаги ценные бумаги ГКО. Они не были обеспечены ни финансово, ни производственными мощностями, однако создавали видимость экономического роста и благополучия. Эта финансовая пирамида рухнула 17 августа 1998 года в правление премьер-министра С .В. Кириенко, сменившего Черномырдина. Правительство объявили о девальвации рубля по отношению к доллару, прекратило все выплаты по международным долгам, признав себя банкротом. Это вновь ухудшило положение большинства россиян. Очередным премьер-министром стал Е.М. Примаков. Его курс был направлен на стабилизацию и искусственное удержание доллара в заданных рамках. России помогли растущие цены на нефть и газ. На сегодняшний день экономическое положение России далеко от идеального. В 2003-2004 году началась реформа социальной сферы, её результаты пока оценить невозможно, но политика правительства продолжается в ключе рыночных реформ. Очередные задачи- приватизация городской муниципальной собственности, объектов культуры- библиотек, музеев и т.д. Обозначаются тенденции к развитию платной медицины и образованию, а страна по-прежнему «сидит» на нефтяной трубе.

Ельцинская администрация , на первых порах, во внешней политике отдавала предпочтение странам Запада, желая укрепить отношения с США. Этому курсу дал начало первый российский министр иностранных дел А. Козырев. Надежда была на то, что поддержавшие Б.Н. Ельцина члены « Большой семёрки» предоставят России экономическую помощь во много десятков миллиардов долларов. Зарубежные предприниматели тоже не спешили вкладывать свои средства ву экономику страны, боясь политической и экономической нестабильности.

Кроме этого, по-прежнему обсуждались вопросы разоружения и международной безопасности.

В январе 1993 года в Москве был подписан договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала примерно на 2/3. Подписание этого договора привело бы к ликвидации российских ракет с разделяющимися боеголовками, поэтому он не был ратифицирован.

После вывода войск с территории стран ОВД, прибалтийские государства так же потребовали вывода русских войск со своей территории. Операция была осуществлена летом 1994 года.

Так же в июне 1994 РФ присоединилась к программе НАТО « Партнёрство во имя мира». По сути это был компромисс между РФ и США. В мае 1997 года был подписан основополагающий акт об отношениях между Россией и странами НАТО. В 1998 году был подписан договор о запрещении ядерных испытаний.После этого стали заметны тревожные тенденции, прежде руководство США и лидеры блока НАТО заявляли о своей незаинтересованности бывшими странами ОВД, тем не менее, многие страны Центральной Европы изъявили желание войти в НАТО, и блок это только приветствовал. С 2000 года в НАТО стали входить и страны ближнего зарубежья- Латвия, Эстония, Литва. Решается вопрос о вхождении Украины. Это было прямым нарушением договорённостей. Противопоставить этим действиям Россия может союз с Белоруссией. Он был заключён в 1997 году.

Так же был подписан договор с Украиной о разделе Черноморского флота, процесс шёл очень болезненно, с эксцессами.

Отношения со странами Евросоюза отличаются стабильностью. Заключены договоры о сотрудничестве в области высоких технологий, медицине. Осуществляется обмен культурными ценностями, активно развивается торговля. Стратегическими партнёрами России в Европе против усивающихся позиций США являются Германия И Франция, традиционно имеющая противоречия по блоку НАТО.

Отношения со странами третьего мира тоже стабильны, однако Россия прекратила материальную и военную помощь дружественным социалистическим режимам в Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии.

К началу нового тысячелетия выстроилась однополярная модель мирового устройства, организация ООН переживает структурный и функциональный кризис. США диктуют свою политику на всех континентах. Прежде всего, неоправданная агрессия против Югославии в 1995-1996гг. Нападение на Ирак после терактов 11 сентября 2001 года, агрессия против Афганистана в 2002-2003 гг. Россия утеряла большую долю своего международного влияния. Поэтому политика последних лет, начиная с деятельности министра иностранных дел Е. М. Примакова, нынешнего министра С. .Лаврова направлена на поднятие авторитета России как выдающего субъекта международной политики XXI века.