Внутренняя политика России в первой половине XIX в.
План
1. Государственные реформы Александра I.
2. Особенности внутриполитического курса в эпоху Николая I.
1. Первая четверть XIX в.- переломный этап отечественной истории. Главной его особенностью стали мучительные и продолжительные по времени попытки самодержавия приспособиться к переменам в мире, осуществить адекватную реакцию на постепенное вхождение страны в русло европейской цивилизации.
Этот период связан с правлением Александра I (1801-1825гг.). Новый император пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г. и убийства Павла I. Этот последний в истории Российской империи дворцовый переворот имел ряд существенных отличий от тех, которые имели место в XYIII в. Если раньше сутью политической борьбы являлось стремление к власти отдельных группировок господствующего класса, то новый переворот стал результатом конфликта между самодержавием и дворянством в целом. Дворянство было недовольно попытками Павла I вмешиваться в сферу частной собственности, а именно- в отношения между помещиками и крестьянами. Во главе заговора стояла группа гвардейского офицерства, возглавляемая графом Палленом. Есть аргументированные предположения историков о том, что заговорщики имели связи с английскими дипломатами. Павел I в последний год своего правления повернул руль внешнеполитического курса к союзу с Наполеоном, что было не выгодно Англии.
Восшедший на престол Александр I в качестве одного из главных приоритетов своей политики провозгласил возврат к «славным временам» своей бабушки Екатерины II. Первое мероприятие нового императора в целом подтверждали его приверженность провозглашенному курсу. Были восстановлены в званиях 12 тысяч чиновников и офицеров, ослаблены цензурные запреты, вновь разрешен выезд русских людей за границу. Важным шагом стало восстановление отмененных при Павле I «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам». Российское общество постепенно возвращалось к либеральным традициям «просвещенного абсолютизма»
Зарождающиеся новые явления в экономике и общественной жизни требовали перестройки всей внутренней политики государства. К моменту прихода к власти Александра I государственный аппарат, сложившийся еще при Петре I, уже не отвечал потребностям времени.
По вопросу о темпах и характере назревших в обществе преобразований в высших придворных кругах сложилось три группировки, представители которых по разному оценивали перспективы государственных реформ в России.
Представители радикального направления (Воронцов, Панин, Чичагов, Мордвинов) выступали за немедленное и форсированное преобразование основ существующей политической системы. Они ратовали за ограничение монархии и введение в России Конституции.
Главным идеологом умеренного направления в кругах высшего чиновничества был граф М.М. Сперанский. По его мнению, государственный аппарат Российской империи остро нуждался в изменениях, но эти изменения должны проводится властью постепенно, без радикальных скачков. Резкая ломка устоявшейся системы чревата хаосом и дестабилизацией общественного порядка.
Идейным лидером контрреформаторской группировки был выдающийся русский историк и писатель Н.М. Карамзин. Будучи убежденным консерватором, Карамзин выступал категорическим противником любых изменений основ Российской государственности. Самодержавная монархия с его точки зрения - это исторически сложившаяся и единственно приемлемая форма государственного устройства России, в наибольшей степени соответствующая национальному духу русского народа. Любые изменения этой системы неминуемо приведут к непредсказуемым отрицательным для страны последствиям.
На разных этапах реформаторского курса Александра I степень влияния той или иной придворной группировки была различной. Этим во многом объясняется противоречивость и непоследовательность проводимых преобразований.
Преобразовательная деятельность нового императора началась формированием в 1801 г. т.н. Негласного комитета, в который входили представители молодого поколения родовитой дворянской знати: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, граф В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский. Этот комитет не имел официального статуса правительственного учреждения, но оказывал большое влияние на внутреннюю политику и определил в основных чертах программу преобразований.
Основное внимание в период 1802 по 1811 г. было уделено перестройке государственного аппарата. Отжившие свой век петровские коллегии постепенно были заменены европейской формой исполнительной власти- министерствами. Изначально было создано 8 министерств; иностранных дел, финансов, военно-сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции, народного просвещения и внутренних дел. Вместо коллегиальной вводилась персональная ответственность высокопоставленных чиновников. Каждое министерство наделялось определенными властными полномочиями и правом создавать свои отраслевые ведомственные органы на всех уровнях управления. Для координации деятельности министерств был создан Комитет министров, ставший позднее высшим административным органом. Главным результатом данной реформы стала бюрократизация всех структур и уровней государственного управления. Была создана более эффективная и рациональная система центрального управления, просуществовавшая с небольшими изменениями до 1917 года.
Одной из самых последовательных реформ этого периода являлась реформа образования (1803-1804 гг.). Помимо единственного Московского были открыты в национальных окраинах четыре университета (Казанский, Харьковский, Дерптский и Виленский). В 1819 году учрежден Санкт – Петербургский университет. Для подготовки государственных служащих были созданы привилегированные лицеи - Царскосельский и Демидовский. Кроме того, был открыт доступ в учебные заведения представителям всех сословий, устанавливалось бесплатное обучение в приходских и военных училищах, губернских гимназиях, утверждался принцип преемственности образования.
Острейшей проблемой был крестьянский вопрос. В отличие от образовательной реформы решение этого вопроса не отличалось последовательностью. В 1803 году был принят указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать крестьян на волю по обоюдному согласию за выкуп. Выкупная сумма была слишком высока при низкой платежеспособности крестьян. Поэтому данный указ не решил крестьянского вопроса и перенес в будущие десятилетия острейшие социальные противоречия в аграрной сфере. Всего за годы царствования Александра I по данному указу освободилось 50 тысяч крестьян (0,5 % от числа всех крепостных). Новыми указами была формально запрещена раздача в частные владения государственных крестьян, запрещались ссылки крепостных в Сибирь за незначительные проступки. Кроме того, помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках без семьи, и вводилась обязанность для дворянства кормить крестьян в голодные годы.
После роспуска Негласного комитета начинается следующий этап реформаторской деятельности Александра I (1803-1812). Этот этап связан с именем Михаила Михайловича Сперанского. М.М. Сперанский (1772-1839) был сыном приходского священника Владимирской губернии. После окончания Петербургской духовной академии он сделал стремительную карьеру чиновника МВД. Благодаря своим способностям и трудолюбию, прошел все ступени Табели о рангах и в 1801 году получил чин действительного тайного советника. С 1807 года Сперанский стал ближайшим советником Александра I и принял участие в подготовке многих его указов.
Свои планы обновления государства Сперанский обозначил термином «перестройка». В 1809 году по поручению императора им было составлено «Введение к уложению государственных законов», известное как первый в истории России правительственный проект Конституции. В основу конституционного проекта Сперанского была положена идея так называемого «правительственной монархии», т. е. такой формы монархического устройства государства, которая опирается на закон и служит в наибольшей степени благу населения.
Помимо формируемых императором государственных структур предполагалось введение выборных институтов центральной власти. Для реализации этой идеи, по мнению Сперанского, населению должны быть предоставлены гражданские права.
Ведущее место в конституционном проекте занимала идея разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Законодательная власть должна принадлежать императору и Государственной думе, избираемой дворянством и так называемым « средним состоянием» (купцы, мещане, государственные крестьяне) на основе имущественного ценза. За монархом закреплялось исключительное право инициативы подготовки и утверждения законов. Проект предусматривал ответственность исполнительной власти во главе с правительством, назначаемый императором перед законодательной, а так же независимость судебной власти, представленной Сенатом. Для координации деятельности всех ветвей власти в центре и на местах должен быть создан Государственный совет, назначаемый императором. По замыслам Сперанского, принцип разделения властей должен был постепенно распространяться и на местное самоуправление, где создавались бы избираемые волостные, уездные и губернские думы с совещательными функциями. Предполагалось также ввести избираемые вплоть до губернской инстанции суды. Для повышения качества работы государственных чиновников Сперанский предлагал ввести их обязательную аттестацию.
Таким образом, несмотря на то что проект Сперанского носил, несомненно, либеральный характер, он все же не разрушал основ и традиций российской государственности. Они предоставляли так называемому «среднему сословию» только гражданские, но не политические права.
Однако большая часть замыслов Сперанского было встречено враждебно дворянской аристократией, заинтересованной в сохранении незыблемости существующего государственного порядка. Выражавший взгляды консервативных кругов российского дворянства Н.М. Карамзин подверг проект Сперанского уничтожающей критике. Начались придворные интриги против «светила русской бюрократии», которые закончились его отставкой и ссылкой в Пермь в 1812 году. Единственным мероприятием из плана Сперанского, реально воплощенным в жизнь было учреждение в 1810 году Государственного совета, состоявшего из общего собрания членов совета и четырех департаментов. Председателем совета являлся один из членов по назначению императора. Государственный совет был высшим законосовещательным органом при императоре.
Качественно новый этап внутриполитического курса Александра I наступил после победоносного для России завершения Отечественной войны 1812 года. Этот этап характеризуется новыми попытками самодержавия ввести в России элементы конституционного порядка и решения крестьянского вопроса.
В 1818г. Александр I поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту, в которой были широко использованы принципы польской Конституции 1815г. Текст был готов к 1820г., но в связи с поворотом царя к реакции этот проект так и остался на бумаге.
В том же 1818 году несколько царских сановников получили секретное поручение разработать проекты отмены крепостного права. Один из проектов подготовил А.А Аракчеев. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян государством.
Среди реакционных мер тех лет следует отметить введение т.н. военных поселений, получивших широкое распространение с 1816 года. Эта мера диктовалась необходимостью поисков новых форм комплектования армии и разрешения острых финансовых проблем. Было решено часть армии «пересадить» на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и тем содержали себя. Вся жизнь в военных поселениях строго регламентировались установленными нормами.
Таким образом, в годы царствования Александра I были сделаны первые крупные попытки модернизации российской политической системы, однако непоследовательность либеральных реформ и сопротивление консервативной части дворянства являлись препятствием на пути решения насущных вопросов времени.
2. Тридцатилетний период царствования Николая I (1825 – 1855) традиционного определяется в литературе как период наивысшего могущества самодержавной власти. Новый самодержец может быть обнесен к числу государственных деятелей, которых современная политология называет «охранителями» общественной системы.
Царствование Николая I принято условно делить на два этапа. Начальный этап включает в себя первое пятнадцатилетие его правления и характеризуется сочетанием политики охранительства и умеренных реформ. На втором этапе преобладающими являлись в основном консервативные тенденции, проявившиеся во всех сферах общественной жизни.
Успехи первого периода связаны во многом с деятельностью М.М. Сперанского, П.Д, Киселева, С.С, Уварова и других государственных деятелей, выдвинувшихся еще в Александровские времена.
Личную волю Николая I стала проводить в жизнь специально созданная Собственная его императорского величества канцелярия, разделенная на пять отделений.
Под контроль второго отделения переходили все законодательные дела. Главной заслугой этого ведомства стала осуществленная под руководством М.М. Сперанского в 1832 году кодификация российского законодательства, начиная с Соборного уложения 1649 года и до последних законов.
Третье отделение наделялось особыми правами «исправление умов» и выполняло функции политического надзора над всеми учреждениями и частными лицами. Ведомством политического сыска стал созданный при нем специальный корпус жандармов. Помимо штатных сотрудников Третье отделение имело значительное количество нештатных, внедрявшихся в те или иные тайные антиправительственные организации с целью их выявления и ликвидации. В обществе насаждалась практика доносительства, преследование инакомыслящих. Во главе Третьего отделения был поставлен граф А.Х. Бенкендорф. Помимо основной государственно – охранительной функции данное ведомство занималось также надзором за исправительными учреждениями, исполняло цензурные функции, а также вело статистику.
Определяющей тенденцией развития государства стала милитаризация всей системы управления. Военизация, жесткая централизация и регламентация всех управленческих структур достигли предельных масштабов. К концу царствования Николая I из 55 членов Государственного совета 27 были генералами, а из 11 министров – 8. Сенат на треть состоял из военных, даже во главе Священного Синода стоял кавалерийский генерал. Из 53 губерний во главе 41 были поставлены военные губернаторы.
Особое место в политике Николая I занимал крестьянский вопрос. В 1837 году была проведена одна из немногих успешных реформ за все годы его царствования, названная в литературе по имени её инициатора графа П.Д. Киселева. По реформе создавалась новая система управления государственными крестьянами, подчинившая их Министерству государственных имуществ. Результаты этот реформы оказались противоречивыми. С одной стороны, крестьянам были предоставлены юридические права, окончательно узаконившие крестьянское общинное самоуправление, уменьшены их податные повинности. Но при всем при этом, крестьяне оказались в полной зависимости от многочисленного чиновничества, чей гнет признавался современниками не лучше помещичьего.
В попытках разрешения вопроса о крепостном праве было создано 9 секретных комитетов, из которых наиболее успешно работал комитет 1839 года под руководством П.Д.Киселева. Его «Проект об обязанных крестьянах» предусматривал постепенное высвобождение крепостных с земельным наделом, за который они должны были выполнять различные повинности, но могли договориться с помещиком и о полном выкупе. Однако в результате двухлетнего обсуждения данный проект так и не был принят, встретив жесткое сопротивление в помещичьих кругах.
В николаевскую эпоху был выдвинут новый вариант самодержавно – монархической доктрины, ставший основной государственной идеологией России вплоть до 1917 года. Она была выражена в 1832 году в известной триаде министра народного просвещения России графа С.С. Уварова
« Самодержавие, православие, народность», названной современниками теорией официальной народности. Данная теория сугубо охранительная по своему содержанию и целям, была сознательно противопоставлена европейскому и зарождающемуся российскому либерализму. Самодержавие в данной теории рассматривалось как исторически сложившаяся традиционная и неизменная форма правления, которой изначально привержен русский народ. Православие - нравственная основа жизни русского народа. Народность – единение царя и народа, ограждающее Россию от революционных катаклизмов, характерных для Европы. Однако весь ход истории России показал, что новая докрина не стала общенациональной идеей и приняла в итоге смысл « Казенного патриотизма».
Принцип борьбы с «вольномыслием» нашел естественное воплощение в политике по отношению к печати и образованию. Был издан новый цензурный устав из 200 статей, который интеллигенция назвала «чугунным уставом». Как отмечали современники, он давал литераторам только одно право – право на молчание. По уставу цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять в нем целые предложения и даже страницы. Лица, не прошедшие цензуру, ставились под негласный надзор полиции.
Изменились цели и содержание всей системы просвещения. Во всех университетах впервые вводился курс богословия, а изучение теории «официальной народности» становилось обязательным.
К середине XIX века в России утвердился политический режим, названный историком М. Раевым «регламентирующим государством». Однако с 1840-х годов николаевская система вступила в противоречие с потребностями социально – экономического развития страны, поскольку оказалось не в состоянии выдержать соревнование с европейскими странами, интенсивно развивающимися по капиталистическому пути.
Основная литература.
1. История России с древнейших времен до 1861 года./ Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003
2. История Отечества. Курс лекций/ Под ред. В.М, Борисова. М.,1998
3. История России IX – XX вв. Учебник для вузов /Отв. ред. Я.А. Перехов М., 1999
Дополнительная литература
1. Де Кюстин А. Николаевская Россия М., 1990.
2. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. М., 1990.
3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
4. Русское общество 30-х гг. XIX в. Мемуары современников. М., 1989.
5. Троицкий И.М. Отделение при Николае I М., 1990.
6.Федоров В.А., М.М.Сперанский и А.А. Аракчеев М., 1997
Лекция 9