Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1995.

 

Тема 13.

Новейшее время.

ХХ – XXI века относят к эпохе Новейшего времени. Сложность разговора об этом периоде истории и культуры в ее приближенности к нам, обилии фактов, событий, памятников и невозможности точного анализа всего этого разнообразного материала. Для художественной жизни ХХ века используют два понятия: модернизм и постмодернизм.

Модернизм (современность) впервые выдвинул проблему создания домов, предметов интерьера для широких слоев населения. Отсюда разработка интернационального стиля и распространение массового производства самых разнообразных вещей для человека. Именно в это время выделяется профессия дизайнера (проектировщика), то есть человека создающего интеллектуальный продукт, воплощаемый потом машинами. Модернизм выразил себя в разнообразных авангардных стилях. Так, в живописи это фовизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и др. В архитектуре это конструктивизм, функционализм.

Конструктивизм – конструкция настолько выразительна, что не нуждается в декорации. Метод работы строится по принципу конструирования первоэлементов. Конструктивизм получил яркое воплощение в Советской России (Советском Союзе) 1920-х годов.

Функционализм – функция здания определяет его планировку, внешний вид и конструкцию. Стиль ярко проявился в деятельности мастеров Баухауса в Германии.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

Группа «Стиль» («De Stijl»), Голландия, 1917г.

Пит Мондриан, неопластицизм. Обратите внимание, что пластика современного стиля XIX века (модерна) имеет природные текучие линии, а новая пластика ХХ века уже геометрична.

Геррит Ритвелд – красно-синее кресло, стул Зигзаг, собстренный дом в Утрехте).

В основе создания стульев и здания лежит метод конструирования. Представьте себе, что Вы мысленно разрезали картину Мондриана и собрали ее заново в трехмерном пространстве. Получились конструктивистские мебель и постройка. Навык создания композиций из геометрических элементов до сегодняшнего дня лежит в основе проектирования современной архитектуры и дизайна.

 

Советский авангард (передний край), СССР,ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские)созданы в 1918г. Задача нового учебного заведения – подготовка специалистов художественного профиля для промышленности.

Казимир Малевич (супрематизм, черный квадрат) Абстрактная живопись стала одним из истоков стиля конструктивизм в архитектуре и дизайне.

Примеры использования того же приема конструирования в современном интерьере. Как видите, истоки современного интерьера (контемпорари) лежат в конструктивизме и функционализме.

Василий Кандинский. Создатель абстрактной живописи. Его открытия в области эмоционального воздействия цвета используются во всех областях дизайна.

Многие памятники советского авангарда пропагандировали идеи революции, что отражало политику партии в области искусства.

Эль (Лазарь) Лисицкий (плакат«Красным клином бей белых»). Ту же мысль можно выразить и традиционной реалистической фигуративной живописью, но изящней и современней языком абстрактного искусства, когда сама динамичная композиция передает политический смысл.

В.Татлин (памятник III Интернационалу)

Конст.Мельников (собственный дом в Кривоарбатском переулке, рабочий клуб им. Русакова, советский павильон на выставке 1925г. В Париже)

Агитационный фарфор (1918г. Ленинский план монументальной пропаганды предписывал искусству функцию пропаганды революционных идей).

Разработка нового типа жилого дома – дома-коммуны.

1932г. Запрет конструктивизма, переход к сталинскому классицизму и социалистическому реализму. Конкурс на проект Дворца Советов – яркое тому подтверждение.

 

 

Bauhaus,Германия, 1919г – учебное заведение по подготовке специалистов художественного профиля для промышленности. Директора – Вальтер Гропиус до 1925г. в Веймаре и Людвиг Мисс Ван дер Роэ до 1933г. в Дессау. Закрыт в 1933г. нацистами.

Марсель Бройер (Брейер) кресло «Василий»

Л. Мис Ван дер Роэ – мебель «Барселона», стул фрайшвингер (свободный балланс),

 

эмигрировал в Америку, застроил ее небоскребами из стекла и металла. Стал одним из родоночальников стиля минимализм. Его кредо: «Меньше – значит больше».

В эпоху постмодернизма эта фраза изменится. «Меньше – значит скучно».

 

Ле Корбюзье(Шарль Эдуард Жаннере) Франция, архитектор и теоретик функционализма. Ему принадлежит идея «дом- машина для жилья». Отношение к жилью не как объекту, демонстрирующему экономическое и социальное положение, а как к отлаженному агрегату, выполняющему функцию необходимого и достаточного проживания. Он сформулировал 5 принципов архитектуры, которые не устарели до сегодняшнего дня:

1. Дом опирается на колонны

2. Внешняя стена не несущая

3. Нет внутренних несущих стен.

4. Ленточные окна.

5. Плоская крыша.

Основные работы

Вилла Савой в Пуасси 1929-1930,

Офисное здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице,


капелла Нотр Дам дю О в Роншане.

 

Мебель Ле Корбюзье