Эпоха Новейшего времени

(модернизм и постмодернизм в искусстве)

1 треть XX в. Конструктивизм, Функционализм Конструкция настолько выразительна, что не нуждается в декорации (советский авангард). Функция здания определяет внешний вид и конструкцию (Баухаус). Железобетонные конструкции, стекло, сталь. Промышленное массовое производство, создание интернационального стиля.
Ар деко Стиль богатой буржуазии. Классические формы с кубистическими мотивами. Престижность, дороговизна, редкие материалы, повышенная декоративность при геометрических мотивах треугольника, ромба, спирали, ветра, фонтана, цветка.

 

Тема 1.

Первобытный стиль

Первобытностью называется до государственный период в истории человечества. Другими словами первобытность – это жизнь человечества от зарождения его как биологического вида, до появления первого государства. Данные науки на сегодняшний день говорят о Древнем Египте и Месопотамии как древнейших государствах человеческой цивилизации. Значит, верхняя граница первобытности может быть определена как 3тыс. лет до н.э. Нижняя граница весьма условна и относится приблизительно к 70-35 тыс. лет до н.э. На сегодняшний день некоторые народы Африки, Австралии, например, продолжают вести первобытный образ жизни, но их творчество можно отнести скорее к этническим стилям. Первобытная эпоха – наиболее продолжительная по времени, но от того времени до наших дней сохранилось не так много памятников.

Итак, попытаемся описать художественный образ первобытного стиля. Как правило, в массовом сознании этот стиль связывается с чем-то примитивным, грубым, но это не так. Постройки, простоявшие несколько тысяч лет, возведенные без применения техники требовали больших материальных, физических и интеллектуальных затрат. Это выдающиеся памятники человеческой мысли и рук, правда, сохранившиеся не лучшим образом.

Все сооружения первобытности сложены из больших камней, поэтому называются мегалитами. Отдельно стоящие камни – менгиры. Два вертикальных камня с лежащим на них третьим горизонтальным образует трилит. Композиция из трилитов – кромлех. Самым известным кромлехом является Стоунхендж. Камни, сложенные в виде небольшого домика с круглым отверстием в нижней части, называются дольменом. Назначение мегалитических сооружений – предмет научных дискуссий, однако с определенностью можно сказать, что они выполняли какую-то важную, скорее всего ритуальную функцию.

 

Проанализируем мегалитические сооружения с точки зрения объемно-пространственного решения. Уже в этих постройках проявляется стремление первобытного зодчего организовать пространство. Так, отдельно стоящий менгир своим вертикализмом, акцентирует место, то есть привлекает внимание к определенной точке пространства. Если менгиры устанавливаются рядами, то это порождает ритмическую последовательность, придавая динамику пространству. Композиция трилитов, замкнутых в круг, как в Стоунхендже, ограничивает и, значит, формирует внутреннее пространство. Внутри этого пространства ясно читается главная зона – это центр. Он выделяется размером (высотой) и формой трилита.

Первобытная скульптура представлена женскими статуэтками, так называемыми «палеолитическими Венерами». Эти статуэтки изображают обнаженную женскую фигуру с ярко выделенными признаками плодородия – большой грудью и объемным животом. Показательно, что лицо, руки, голова явно не интересовали скульптора, а преувеличенные размеры живота и груди демонстрируют прием акцентирования на главном.

Сохранилась и первобытная живопись на скалах и внутри пещер. Первобытный человек, охотник изображал сцены охоты на различных животных, используя охру, уголь, мел. Вероятно изображение должно было помогать в реальной охоте, то есть опять связано с ритуальными религиозными представлениями древних людей. Наиболее известными являются росписи в пещере Альтамира в Испании и пещере Ласко во Франции. Качество рисунков в разных пещерах существенно отличается, что свидетельствует о разной степени одаренности первобытных охотников.

Вопросы и задания

1. Заполните таблицу для первобытного стиля.

Художественный образ  
Форма  
Конструкция  
Пространство, объем  
Масштаб, размер  
Пропорции  
Композиция  
Ритм  
Цвет  
Свет  
Декор, орнамент  
Материалы  
Фактура, текстура  

2. Нарисуйте эскиз любого предмета или интерьера в первобытном стиле. Это задание направлено на развитие навыка стилизации. Для этого необходимо владеть элементами стиля и развитым воображением. Вам предлагаются примеры выполнения этого задания, но постарайтесь найти свое оригинальное решение. Проявите фантазию и воображение. Главное, чтобы стиль, в котором Вы работаете, был узнаваем.

Дополнительная литература по теме:

 

1. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.

2. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

3. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. (Малая история искусств).

4. Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1961.

5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

6. Столяр А.Д. Происхождение искусства. М., 1985.

7. Ткачев В.Н. История архитектуры. М., 1987.

8. Хокинс Дж, Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1972.


 

 

Тема 2.

Древний Египет.

Древнеегипетская цивилизация – одна из древнейших и загадочных в мировой истории.

Государство сформировалось в долине реки Нил в 3 тыс. до н.э. Сами египтяне называли его Та Кемет, то есть «черная земля», так как экономическое благополучие страны зависело от земледелия на берегах реки. Два раза в год Нил разливался и наносы ила образовывали плодородный слой почвы , пригодной для земледелия.

Во главе государства стоял фараон. Основная религия – язычество. Письменность иероглифическая. Современный Египет и по национальному составу и по религиозным представлениям является частью арабской культуры и с Древним Египтом связан лишь территорией.

Периодизация

Додинастический период

5-4-е тысячелетия до н. э.

Раннее царство

С 30 до 28 вв. до н. э.

Древнее царство

28 - 23 вв. до н. э.

Среднее царство

21 - 18 вв до н. э.

Новое царство

16 - 11 вв до н. э.

Поздний период

11 - 4 вв. до н. э.,

Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 год до н. э., когда страна была завоёвана Александром Македонским и с этого времени включилась в орбиту эллинистического мира.

Культура Древнего Египта носит погребальный характер. Это значит, что наиболее серьезные материальные, интеллектуальные и физические усилия людей страны были направлены на создание построек и предметов погребального культа. По представлениям египтян земная жизнь лишь подготовка к вечной загробной жизни, поэтому основные памятники, дошедшие до нас, связаны с погребениями.