Эпоха Нового времени
Эпоха Средних веков
Эпоха Древнего мира
Первобытная эпоха
Время | Название | Признаки стиля |
40тыс. лет- 3тыс. лет до н.э. | Первобытный | Мегалитические сооружения (менгир, кромлех, дольмен), палеолитические Венеры, пещерная живопись. |
3 тыс. лет – IV в. до н.э. | Древнеегипетский | Пирамиды, скальные гробницы, масштабность, несоразмерность человеку. Гипостильные храмы с папирусовидными и лотосовидными колоннами. Каноничные статуи фараонов, сфинксы и двойники Ка в скульптуре, барельефы. Много золота , красные, синие, зеленые цвета. Характерный разворот фигуры на плоскости. |
VIII -I в. до н.э. | Древнегреческий | Ордерная система, идеальные пропорции человека в скульптуре. Краснофигурная и чернофигурная вазопись. Пальметта, меандр. |
VIIIв. до н.э.-V в. н.э. | Древнеримский | Арка, своды, купол, бетон. Инженерные сооружения. Ордер как декор. Маскароны, ниши со статуями, кессоны, медальоны, гирлянды. Реалистический скульптурный портрет, бюсты, конный памятник. Триумфальные сооружения. Виллы, домусы, инсулы. |
V-XV вв. | Византийский | Крестово-купольный храм как подобие мира, золотые мозаики из смальты, фрески, иконы. Двухмерное изображение. |
X-XII вв. | Романский | Храм как крепость. Храм-базилика с трансептами. Мощные стены, башни, щелевидные окна, минимум декора. |
XIII-XV вв. | Готический | Витраж как символ божественного света. Конструкция с аркбутанами и контрфорсами, стрельчатая арка, нервюрные своды. Скульптура порталов удлиненных пропорций и готический натурализм. |
X-XVII вв. | Древнерусский | Крестово-купольные многоглавые и одноглавые храмы. Шатровые храмы и колокольни. «Узорочье». Нарышкинское (московское) барокко. Сложение иконостаса. |
XV-XVIвв. | Ренессанс (эпоха Возрождения) | Возрождение античных традиций. Ордер в архитектуре,обнаженная скульптура идеальных пропорций, объем и светотень в живописи. Создание прямой перспективы. Идеи гуманизма, человека-творца, подобного богу. |
XVII в. ( в России XVIII вв.) | Барокко | Стремление к динамике во всех видах искусства. Повышенная декоративность. Эпоха дворцового строительства, дворцово-парковые комплексы (Версаль). Стиль Людовика XIV во Франции, стиль королевы Анны в Англии, Елизаветинское барокко в России. |
XVIII в. | Рококо | «Галантный» стиль дворцовых интерьеров. Основной декоративный мотив рокайль (раковина, завиток). Шинуазри (китайщина). Пастельные цвета. Коллекции фарфора. Стиль ЛюдовикаXV во Франции, стиль Чиппендель в Англии, в России связан с правлением Елизаветы Петровны (1740-1760-е годы). |
XVII-XVIII вв. | Классицизм | Развитие античных традиций. Стиль Людовика XVI во Франции. Георгианский стиль в Англии (XVIIIв.), стили Хеппльуайт, Шератон, Адам в английской мебели. В России классицизм Екатерины II 1760-90-е гг. |
Начало XIX в. | Ампир | Величественный, монументальный и строгий, имперский стиль. Ориентация на формы римского имперского искусства. Воинская атрибутика, триумфальные сооружения, египетская тема, формы античной мебели. Наполеоновский ампир во Франции, Александровский ампир в России. |
XIXв. | Неоклассицизм | Продолжение античной традиции. В интерьере и мебели бидермайер. |
Середина –втор. пол. XIX в. | Историзм (эклектика) | Интерес к историческим стилям прошлого (неоготика, необарокко и т.д.), смешение стилей. Интерес к романтизму, восточным стилям (мавританский, марокканский). |
Конец XIXв. | Модерн (ар нуво, Сецессион, Югендстиль, Либерти) | Отказ от исторических стилей прошлого, декоративные природные мотивы ветра, воды, цветов. Излюбленный мотив изящно изогнутой линии «удар бича». В это время в Англии викторианский стиль (1837-1901), движение искусств и ремесел (У.Моррис), в Шотландии Ч.Р.Макинтош. |