Меню и панели инструментов

Под заголовком окна приложения располагается главное меню приложения, с помощью которого можно получить доступ к командам меню. Вид главного меню изменяется. В нем могут появляться или исчезать команды в зависимости от режима работы приложения.

Ниже строки главного меню располагаются панели инструментов с кнопками, служащими для быстрого вызова команд. При открытии базы данных по умолчанию отображается панель инструментов База данных. Часть кнопок этой панели по функциональному назначению и дизайну являются унифицированными для всех приложений Microsoft Office. К ним относятся кнопки: Создать, Открыть, Сохранить, Печать, Предварительный просмотр, Орфография, Вырезать, Копировать, Вставить и другие.

Часть кнопок предназначена для выполнения специфических функций Access. Характеристика этих кнопок приведена в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Фрагмент панели инструментов База данных

Кнопка Описание Меню
Связи с Office Передача данных из выделенной таблицы или запроса в Word или Excel Сервис
Анализ Несколько утилит для анализа базы данных Сервис
Программа Быстрое открытие редактора VBA для просмотра кода модуля Вид
Редактор сценариев Открытие окна редактора сценариев для просмотра и редактирования HTML-кода страницы доступа к данным Сервис
Свойства Отображение свойств выделенного объекта Вид
Схема данных Отображение логической структуры базы данных Сервис
Новый объект Создание нового объекта базы данных. Вставка

 

Access 2003 имеет 27 стандартных панелей инструментов. Панели инструментов могут фиксироваться вдоль границы окна приложения или перемещаться по экрану.

Все кнопки имеют «всплывающие» подсказки, объясняющие их назначение.

Меню и панели инструментов Access можно настраивать путем изменения состава кнопок, удаляя ненужные или добавляя новые кнопки.

На панели инструментов окна базы данных расположены три основные кнопки для отображения объектов.

Первая слева кнопка динамическая, так как изменяет свое название в зависимости от типа объекта:

– если выбраны Таблица, Запрос, Форма, Страница или группа Избранное, кнопка имеет значение Открыть;

– если выбран Отчет – значение Просмотреть;

– если выбран Макрос или Модуль – значение Запустить.

Вторая кнопка Конструктор постоянна для всех объектов и предназначена для редактирования ранее созданного объекта.

Третья кнопка Создать имеет постоянное название, но при этом изменяются значки на ней в соответствии с типом объектов.

7.4. Средства защиты Microsoft Access

Существуют различные способы управления доступом к базе данных Microsoft Accessи ее объектам. Рассмотрим эти способы в порядке повышения уровня безопасности.

Кодирование и декодирование базы данных. При кодировании базы данных ее файл сжимается и становится недоступным для чтения с помощью служебных программ или текстовых редакторов. Кодирование обычно применяется при электронной передаче базы данных или сохранении ее на дискету, кассету или компакт-диск.

Кодирование базы данных Microsoft Access разрешено либо ее владельцу, либо члену группы «Admins» в файле рабочей группы, который содержит учетные записи, используемые для защиты базы данных. Кроме того, необходимо иметь разрешения «открытие/запуск» и «монопольный доступ», так как базу данных надо открыть в монопольном режиме.

Декодирование базы данных является операцией, обратной кодированию.

Отображение и скрытие объектов в окне базы данных. Этот способ защиты является наименее надежным, поскольку относительно просто можно отобразить любые скрытые объекты.

Использование параметров запуска. Параметры запуска позволяют задать такие настройки, как стартовая форма, которая автоматически открывается при открытии базы данных, а также заголовок и значок приложения базы данных. Кроме того, можно скрыть окно базы данных и установить собственную кнопочную форму.

Использование пароля. Пароль устанавливается для открытия базы данных. После установки пароля при каждом открытии базы данных будет появляться диалоговое окно, в которое требуется ввести пароль. Только те пользователи, которые введут правильный пароль, смогут открыть базу данных. После открытия базы данных все объекты становятся доступными для пользователя (пока не определены другие типы защиты). Microsoft Access хранит пароль базы данных в незашифрованном виде.

Использование защиты на уровне пользователя. Это наиболее гибкий и распространенный способ реализации средств защиты базы данных на уровне пользователя. Он позволяет установить различные уровни доступа к данным и объектам в базе данных. Каждый пользователь идентифицируется уникальным кодом. Уровень доступа и объекты, доступ к которым получает пользователь, зависят от кода и пароля.

Запрещение репликации базы данных, установки паролей и настройки параметров запуска пользователями. Эти приемы необходимы при работе в многопользовательском режиме. Они запрещают создавать копию общей базы данных, а также добавлять поля и вносить другие изменения в текущую базу данных.

Запрещение установки пароля базы данных обеспечивает открытие базы данных всеми пользователями, а установка запрета на изменение параметров запуска, дает возможность определять такие свойства, как настраиваемые меню, настраиваемые панели инструментов и стартовую форму.

Подобные настройки могут выполнять лица с правами администратора.

Защита программы на языке Visual Basic для приложений (VBA). Защитить программу можно с помощью пароля, который достаточно ввести один раз за сеанс. Пароль не позволяет несанкционированным пользователям редактировать, копировать, экспортировать, удалять программу VBA, а также вырезать из нее и вставлять в нее фрагменты текста.

Если программа VBA не содержит ошибок и работает правильно, ее текст можно удалить из базы данных, сохранив базу как MDE-файл. Это позволяет защитить интеллектуальную собственность и предотвратить изменения в структуре форм, отчетов и модулей базы данных.

Защита страниц доступа к данным. Страницы доступа к данным сохраняются не в файле Microsoft Access, а в виде файла HTML в локальной файловой системе, в папке на общем сетевом ресурсе или на HTTP-сервере. По этой причине не обеспечивается контроль за безопасностью файлов страниц доступа к данным. Чтобы защитить страницу доступа к данным, необходимо применить средства защиты для ссылки и файла HTML с помощью средств защиты файловой системы компьютера, на котором эти файлы хранятся. Для защиты данных, доступ к которым осуществляется со страницы, необходимо либо применить средства защиты базы данных, к которой подключена страница, либо задать настройки безопасности Microsoft Internet Explorer для предотвращения несанкционированного доступа.

 

Глава 8. Технология работы с базой данных в ACCESS

8.1. Технология создания файла базы данных

Приложение Microsoft Access запускается стандартным способом с помощью команды Пуск/Программы/ Microsoft Office/ Microsoft Access.

Для создания файла базы данных выполняется команда Файл/Создать из меню окна приложения Access и в появившейся с правой стороны экрана панели Создание файла (рис.8.1.) выбираетсястрока Новая база данных.

Рис. 8.1. Панель Создание файла

 

В результате этих действий откроется окно Файл новой базы данных (рис.8.2.).

Рис. 8.2. Окно Файл новой базы данных

Из раскрывающегося списка Папка необходимо выбрать папку, в которой будет сохраняться создаваемый файл базы данных, и ввести имя файла базы данных, например, «Учебная» в строку Имя файла. После нажатия на кнопку Создать на экране откроется окно нового файла базы данных, которое должно оставаться открытым при работе с любым объектом базы данных (рис. 8.3.).

 

Рис. 8.3. Окно файла базы данных «Учебная»

 

8.2. Технология создания таблиц

Таблицы в Access можно создавать одним из способов, которые видны на рис. 8.3.: в режиме конструктора, с помощью мастера и путем ввода данных.

В режиме конструктора пользователь по своему проекту задает структуру таблиц (состав и перечень полей) и для каждого поля указывает характеристики и свойства.

При использовании мастера пользователю предлагаются на выбор образцы таблиц и образцы полей для этих таблиц. Характеристики и свойства полей задаются по умолчанию и могут быть изменены пользователем в режиме Конструктора.

При создании таблицы путем ввода данных на экран выводится шаблон таблицы, в которой поля имеют имена Поле1, Поле 2, Поле 3 и т.д. Пользователь переименовывает поля и при необходимости изменяет заданные по умолчанию характеристики и свойства полей в режиме Конструктора.