Послевоенная Германия

После безо­говорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.

Важнейшие соглашения по «германскому вопросу» были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле—августе 1946 г., на которой была впервые обнародована программа полного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация, демократизация и постепенное свободное самоопределение немцев в рамках единого государства были признаны в качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии.

Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландтагов земель, в которых приняли участие Социалистическая единая партия. Германии, Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая партия Германии.

Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС), состоящий из глав военных администраций союзников. Решения должны были приниматься на основе консенсуса. Каждый член СКС имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов.

Вся будущая подготовительная работа для СКС возла­галась на Совет министров иностранных дел союзников (СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это время принципов единства Германии стала формула "Восточная и Западная зоны", возникшая в ходе общей дискуссии на Пот­сдамской конференции по поводу репараций. По этой фор­муле, с разных идейных позиций и стали проводиться в жизнь "экономические и политические принципы при обра­щении с Германией", принятые в Потсдаме.

Уже в июне 1946 г. на Парижской сессии СМИД госсек­ретарь США объявил о намерении объединить свою зону с британской и создать "Бизонию". Решение вопроса о созда­нии единого государства Германии тем самым было постав­лено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мерт­вой точки многочисленные предложения СССР на Москов­ской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др. Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все боль­ше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным бан­ком и пр.

Своеобразным парламентом этого политического объе­динения стал созданный в мае 1947 г. из представителей ландтагов земель Бизоний Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными вла­стями. Роль немецкого правительства, созданного из 5 бизональных управлений, выполнял Директорат. Позже он стал называться Исполнительным советом. Во­прос об общегерманском управлении, таким образом, сни­мался с повестки дня на длительное время. Некоторые ус­тупки Франции по Руру сняли все препятствия для ее при­соединения к Бизонии и создания единой, западной оккупа­ционной зоны — Тризонии, границы которой и определили будущие границы ФРГ.

Во исполнение Потсдамских решений был разработай план "по репарациям и уровню послевоенной Германской экономики", предусматривающий демонтаж npoмышленных предприятий и введение ограничений и запретов на выпуск многих видов продукции. Совокупный объем промышленного производства не должен был превышать от уровня 1931 г. Полностью запрещалось производство любых видов вооружения, тяжелых грузовиков, авиастроение и пр., вводилось квотирование в сталеплавильную, станкостроительную, электрохимическую и другие отрасли промышленности.

Очень скоро встретились значительные трудности и на пути политики денацификации, проводившейся в основном по американскому плану. Эта политика во всех оккупаци­онных зонах была направлена главным образом против 6 млн. членов НСДАП и ее организаций. Преступными орга­низациями безоговорочно были признаны руководящий кор­пус НСДАП, гестапо, СА, СС.

После Нюрнбергского процесса по делу главных немец­ких преступников в 1945—1946 гг. в проведение политики денацификации были подключены и немцы. Но денацификация, несмотря на значительное число за­действованных в ней организаций и учреждений, все боль­ше превращалась в бюрократический фарс, ибо 95% выяв­ленных лиц, связанных с нацизмом, не пострадали, продол­жая впоследствии занимать видные должности в министер­ствах, судах, университетах, банках, бизнесе. Особенно не­эффективна была система шпрухкаммер, которые обеляли многих сотрудничавших с фашистами лиц на том основа­нии, что они были связаны с ними не по политическим, а по материальным соображениям.

Самым действенным итогом этой политики стало со­гласованное решение Московской сессии СМИД, утвержден­ное законом СКС в марте 1947 г., о ликвидации прусского государства как центра и вдохновителя германского "мили­таризма и реакции". Это был скорее символический акт, так как Пруссия как государство фактически прекратила свое существование еще в 1945 г.

Разрушение крупного экономического потенциала в ходе декартелизации в англо-американской зоне закончилось к 1950 г., а в советской зоне еще раньше. Оно имело и определенные позитивные последствия, выразившиеся в принци­пиальном изменении всей государственной хозяйственной политики, направленной отныне не на милитаризацию, а на восстановление и рост промышленного производства в мирных целях.

Одной из первоочередных задач в послевоенной Гepмании стала реформа разрушенной финансовой системы страны, в которой процветала беспрецедентная инфляция, черный рынок с ценами, превышавшими официально зафиксированные в 20, 100 раз, в то время как заработная плата немцев была заморожена на уровне 1945 г.

Западногерманская денежная реформа была осуществлена в 1948 г. жестким, конфискационным способом, с учетом положения социально незащищенных слоев общества. Старые рейхмарки были обменены на новые дойч-марки из расчета 100 на 6,5. При этом 93,5% денежной массы уничтожа­лось, но заработная плата и пенсии перечислялись в равном соотношении, что гарантировало прожиточный минимум всем работающим и пенсионерам, а также стимулировало труд немцев, очень скоро поднявших свою страну из руин.

Стабилизации финансовой системы способствовал не только обмен денег, но и решительный отказ государства от финансирования промышленного развития, возможного в то время только за счет дополнительной эмиссии, выпуска "де­ревянных" дойч-марок. Лишь топливно-энергетическая, до­бывающая промышленность, черная металлургия в 1948—1951 гг. субсидировались государством. Прямые субсидии государства впоследствии были ограничены тремя направ­лениями: внедрением научных достижений, социальной по­мощью на переобучение персонала, развитием транспорт­ной инфраструктуры.

Вместе с денежной реформой была проведена налого­вая реформа, резко снижена ставка подоходного налога, проведена либерализация цен. Как главное условие успеха денежной реформы было создание и дееспособной банков­ской системы. В американской зоне Центральный банк зе­мель, получивший активы и другое наследство отделений старого Имперского банка, был учрежден еще в конце 1946 г., во французской — в 1947 г., в английской — до денежной реформы в марте 1948 г. В январе 1948 г. был воссоздан и центральный банк, получивший название Банк немецких земель (БНЗ), который, согласно закону, должен был про­водить самостоятельную денежную политику, не подчиня­ясь указаниям никаких партийных, общественных и госу­дарственных (кроме судебных) органов. Более того, его дея­тельность, согласно ст. 4 Закона, приравнивалась к органам управления объединенной западной экономической зоны.

Основными задачами БНЗ стал контроль за эмиссией банкнот, обеспечение платежеспособности земельных бан­ков, координация их деятельности путем издания распоря­жений, касающихся кредитной политики, осуществление безналичных платежей между землями и по сделкам с за­рубежными кредитными учреждениями.

С первых же дней обращение дойч-марки Экономиче­ским управлением Западной объединенной зоны и ее окку­пационными властями было объявлено об окончании перио­да "принудительной экономики". В апреле 1948 г. вступил в действие "План Маршалла". В экономику Германии были влиты миллиарды долларов. Новая валюта была признана населением, пустые магазины заполнились товарами.

По мере успехов экономического развития все настой­чивее стали звучать требования о создании объединенного западногерманского государства и о дальнейшем четком определении его социально-экономических и политических ориентиров. В июле 1948 г. с такими рекомендациями, без учета мнения СССР, выступили США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия.

На выборах 14 августа 1949 г. немцы проголосовали за ХДС/ХСС, которые вместе с малыми буржуазными пар­тиями получили большинство в рейхстаге. Они тем самым проголосовали и за создание "социального рыночного хо­зяйства", "социального государства" Германии.

Про­ведение в жизнь политики социального рыночного хозяйст­ва привело к бурному экономическому росту, получившему в западногерманской печати название "экономического чуда". Уровень довоенного развития был достигнут в Западной Германии в целом к концу 1950 г.

В апреле 1949 г. был принят так назы­ваемый Оккупационный статут, разработанный западно­германскими оккупационными властями. Статут сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.

8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики Германии был принят Парламентским советом и ут­вержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Основной закон должен был обозначать "временный характер" установленных им конституционных порядков. Фактически после одобрения его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в конце мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ.

23 мая 1949 г. считается днем образования государства ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован институт "военных комиссаров" западных держав в Германии. 14 августа 1949 г. были проведены первые выборы в бундестаг, 12 сентября 1949 г. создан бундесрат, через три дня избраны президент и федеральный канцлер. Ho и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, так как сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров,

В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в сторону большего расширения полномочий государственных органов ФРГ. В 1952 г. был подписан договор о создании в рамках Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) "европейской армии", а также Общий договор между ФРГ и оккупационными державами, согласно которому "оккупация заканчивалась" и за ФРГ признавалась "полная власть суверенного государства во внутренних и внешних делах". В ответ на это была создана Организация Варшавского договора (ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. Таким образом, завершился раздел мира на два блока противостоящих стран социалистических и капиталистических.

Первый раздел Конституции 1949 г. посвящается правам человека, подчеркивается их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раз­дел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков "Третьего рейха".

В разделе II Основного закона дается общее определение государства ФРГ как государства демократического, социального и федеративного.

Федеральный характер государства традиционен для Германии. Субъекты германской федерации имеют свои консти­туции и администрацию. Приоритет в сфере "вы­полнения государственных задач", исполнительно-распоря­дительные полномочия принадле­жат по Основному закону землям.

"Единообразие жизненных условий" лежит в основе новой формы германского федерализма, получившего на­звание "кооперативного". Это "единообразие" и определяет стремление федера­ции и земель к координации своих действий, к унификации права и административной практики.

Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он обладает и другими важными контрольными функциями, в связи с чем может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства, назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет "о доходах и расходах, а также о состояний активов и пассивов выполняемого бюджета". Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за со­бой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство. Отставка, однако, возможна при условии выбора бундестагом большинством голосов его преемника.

Глава государства — президент республики — выби­рается большинством голосов особого органа — федераль­ного собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительства­ми земель на пропорциональной основе. Как независимая, фактически бесконтрольная (все его распоряжения контрасигнуются канцлером) и политически нейтральная фигура, отстраненная от решающего участия в высшем государственном руководстве, он, кроме предста­вительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает "в отдельных случаях" правом помилования, промульгирует принятые законы.

Основной закон лишает главу государстваправа командованиявооруженными силами, воз­лагая эти обязанности в мирное время на министра оборо­ны, во время войны — на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о созда­нии, а затем усилении полномочий специальной парламент­ской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также долж­ность уполномоченного бундестага "по обороне" для охраны основных прав.

В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения от должности президента по обвинению в умыш­ленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении долж­ности принадлежит ФКС.