Вопрос №43. Ницше. Воля к власти.
Вопрос №42. проблема сверхчеловека.
Сверхчеловек присутствует в работах Ницше в 3 формах:
1. в форме реальных исторических персон (викинги, Цезарь, Наполеон)
2. миф о сверхчеловеке – средневековой брутальной белокурой бестии. Здесь подразумевается аристократ феодального типа, действующий в соответствии с принципами законности, идущий по головам, своенравный, стремящийся к доминированию над толпой. Однако при всем этом Ницше настаивает на том, что аристократы (самые сильные, умные, красивые) уязвимы, т.к. отважны и первыми гибнут, потому что их ненавидит толпа (толпа живуча и труслива, а герои рискуют и гибнут).
3. философия сверхчеловека: в этой версии сверхчеловека он выступает как спаситель (а не как доминирующий над толпой аристократ): с т.з. Ницше, сверхчеловек действует и проявляет себя в трагическую эпоху – эпоху перелома, т.е. когда гибнут боги, попираются привычные ценности. Трагические эпохи по Ницше периодически повторяются в истории.
В эпоху перелома большинство людей утрачивают смысл жизни, т.к. привычные ценности, идеалы уничтожены, которые могли вырвать из сердца только кровавым образом. В такой ситуации крушения люди перестают хотеть жить и только сверхчеловек способен подать пример всем другим людям – пример стойкости, преодоления утраты идеалов и сохранения жизни во имя самой жизни (эта концепция соответствует названию самого направления, основоположником которого является Ницше – философия жизни – и главная ценность здесь это жизнь). Ницше утверждает, что жизнь не плоха и не хороша – она такая, какая есть. Крушение идеалов необходимо преодолеть, вырвать из сердца старую систему ценностей, т.к. жизнь – самая главная ценность и она может утрачивать свою ценность под влиянием каких-либо обстоятельств, пусть даже и трагических.
Именно сверхчеловек способен на этот кровавый подвиг, он может вырвать из своего сердца привычные ценности, идеалы, богов и создать новые, подавая тем самым пример выживания остальным.
Таким образом, в современном сознании необходимо актуализировать не только популярный миф Ницше о сверхчеловеке, но и философскую концепцию Ницше о сверхчеловеке, т.к. она гуманистичнее, важнее для современного мира.
В работе «Антихрист» Ницше писал: «Хорошо то, что увеличивает волю к власти». Почему он просто не написал, что хорошо то, что увеличивает власть?
Дело в том, что концепция власти Ницше не сводится к примитивной хамской идее доминирования над другими. Пафос ницшеанской воли к власти в другом: в том, что человек способен одержать победу прежде всего над собой. Воля к власти у Ницше – это стержень субъектности, без нее нет субъекта вообще. Поэтому Ницше пишет: «Хорошо то, что увеличивает волю к власти». Под этой фразой он подразумевает, что хорошо то, что увеличивает уровень самосознания субъекта. с этой т.з. каждый человек несет в себе идею сверхчеловека настолько, насколько он способен самосовершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться.