Наполеоновская Франция и её право
Французское государство и право в эпоху
( революций ХIХ века
План лекции:
1. Наполеоновская Франция и её право
2. Июльская монархия
3. Революция 1848 г. и её последствия
4. Парижская коммуна 1871 г.
5. Первые кодификации уголовного и гражданского права
Государственный переворот, совершенный 9 ноября (18 брюмера) VIII года республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественного недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлеченными члены правительства. Кризис создавал благоприятные условия для нового революционного взрыва либо для реставрации монархии. Само правительство совершило ряд непопулярных и ошибочных акций. Оно довольно непоследовательно то обрушивало преследования на якобинцев, то выступало против дворян-эмигрантов и не присягнувших светскому режиму католических священников. Оно же пыталось отменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами. В силу этих явных промахов и непоследовательностей недовольство режимом выросло и упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в среде крупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования.
Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и территориально-административной иерархии. Наполеон в силу своих природных дарований и при стечении благоприятных политических обстоятельств сумел стать выдающимся военачальником и незаурядным политиком. Первым делом он позаботился о том, чтобы облечь свою личную власть и весь режим в конституционные одежды, в чем ему сильно посодействовал аббат Сиейес. Новая Конституция VIII года республики (1799 г.) была утверждена, как перед этим и якобинская конституционным плебисцитом от 13 декабря. В отличие от всех предыдущих эта Конституция не включала Декларацию прав, однако в самом тексте фиксировалась гарантия неотчуждаемости собственности, что сильно увеличивало поддержку режима со стороны крестьян-собственников, нуворишей (новых богатев) и традиционных состоятельных людей из разряда торговцев, промышленников и банкиров. В целях упрочения поддержки армии Наполеон установил пенсии для раненых воинов, а также для солдатских вдов и сирот. В армии он зарекомендовал себя радикальным и жестоким реформатором, что зафиксировано в его афоризмах "Дорогу талантам!" и "Каждого интенданта после трех месяцев службы можно смело расстреливать за казнокрадство".
Следуя формально одной из главных заповедей революции — принципу суверенитета народа, генерал фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения запутанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне. Само комплектование учреждений включало механизм кооптации (пополнения новыми членами без проведения выборов), назначения сверху и иных приемов конструирования состава правительственных учреждений по-генеральски.
Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима). Фактически власть концентрировалась в руках первого консула, т.е. Наполеона, который помимо обычно немалых полномочий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, префектов в департаменты и коммуны, а также "в случае необходимости" наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администраторов, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предусмотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: "разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности". Так было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей — чиновников государства, держателей и носителей немалых властных полномочий.
Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.
Согласно комментарию М. Прело, наполеоновские институты непрестанно подвергались изменениям, на практике применялись весьма ограниченно и никогда не носили реального характера. Созданные сознательно в большом количестве, они не были обременены делами, а требования, к ним предъявляемые, были и того меньше. Первоначально все учреждения государственной власти создавались без всякого участия избирателей. "Это была рыхлая и малоэффективная структура учреждений. По замечанию Тьера, в Трибунат вошли люди, любящие поговорить и склонные к шумливости, в законодательный корпус — утомленные жизнью и к тому же малоизвестные, а в Сенат — лица той же категории, только более высокого ранга". У всех участников этих учреждений наблюдалось, по словам Прело, какое-то ощущение ненужности выполняемой работы. Опираясь на армию, чиновничество и поддержку разбогатевших слоев общества, Бонапарт подготовил почву для еще большего упрочения своей личной власти. В 1802 г. в результате еще одного плебисцита (референдума), проведенного под контролем полиции, он был объявлен пожизненным первым консулом, а не на 10 лет, как значилось в Конституции.
В 1804 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) первому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С этого момента термин "республика", который оставался в официальном употреблении ("управление республикой вверяется императору"), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.
К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики, Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня,— чиновника из центра.
Так возникла и укоренялась высокоцентрализованная бюрократическая иерархия современного типа. Определенную роль на этапе империи сыграло воссоздание аристократической титулатуры без воссоздания, правда, полагающихся привилегий. Новые маркизы, герцоги и графы образовали новоявленную клику под покровительством императора.
Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией "подавляющего большинства французов". Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.
Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав — создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др. С 1800 по 1815 г. на службу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины — около 1750 тыс. человек.
С именем Наполеона, а также его племянника Луи Наполеона, правившего Францией под именем Наполеона III, связано происхождение термина бонапартизм, употребляемого для обозначения режима личной власти, возникающего в обстановке общественного кризиса. С политико-организационной точки зрения бонапартизм есть режим личной власти в обществе с враждующими политическими группировками и классами, который опирается в своем утверждении на поддержку армии и личный авторитет правителя, претендующего на роль арбитра и посредника во взаимоотношениях между враждующими политическими силами (партиями, движениями).
В конституционном (общеустроителъном) плане режим бонапартизма характеризуется свертыванием роли республиканских (представительных и выборных) учреждений власти и переходом к централизованному управлению с опорой на громадные отряды гражданских, военных и полицейских чиновников.
Как режим целенаправленной властной и одновременно идеологической активности бонапартизм отличается повышенной демагогической активностью (популизмом) и прямыми обращениями за поддержкой к общественному мнению страны. Это обычно находило выражение в проведении плебисцитов (голосование по конкретным предложениям правителя). Термин "бонапартизм" имеет широкое хождение в политико-философской и публицистической литературе и тенденцию обрастать (вплоть до настоящего времени) самыми разнообразными и порой неожиданными истолкованиями. Наполеон и Луи Бонапарт были своеобразными республиканскими монархами французов. Однако уже феномен Бисмарка, "железного" канцлера, прусского монарха и строителя германской империи, привнес в бонапартизм новые черты — черты жесткой исполнительной власти в условиях конституционной монархии, действующей при наличии известного партийного плюрализма. Многие новые элементы характеризуют бонапартизм в XX в., географические границы которого простираются далеко за пределы Европы и более всего ассоциируются с военными режимами во многих государствах Арабского Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.