Образование и развитие латиноамериканских государств
Соотечественники Эрнандо Кортеса и Франциско Писарро установили на покоренных территориях жесткий тиранический режим управления, обложив индейцев (так именовались все коренные жители двух Америк после того, как сюда прибыл Колумб в поисках Индии) тяжелыми налогами и заставив их работать на фермах богатых испанских поселенцев. Широкое распространение получила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев. Так возникли колониальные территории и затем независимые государства в районе Центральной и Южной Америки, получившем также название Латинская Америка. Земля в колониях официально объявлялась собственностью короны, но фактически оказалась в руках колонизаторов-конкистадоров и католической церкви.
В XVI—XVII вв. Испания стала самой крупной по тем временам империей с могущественным аппаратом правительственной власти, чудовищным бюрократизмом и коррупцией. Управление колониями было организовано следующим образом. Вначале этими делами ведала частично Торговая палата, затем, с 1524 г., ими занимается Совет по делам Индий, состоящий при короле. Совет ведал подготовкой законов, распределял высшие должностные посты в четырех заморских вице-королевствах и включал в себя Апелляционный суд. Высшую власть в самой Америке осуществляли вице-короли, которые олицетворяли собой испанскую корону. Кстати, в самих колониях им оказывали все почести, которые причитались самому испанскому королю. К концу ХVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Арейс).
Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, замещались исключительно выходцами из числа испанской феодальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3—6 лет). Считалось, что длительное пребывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".
В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номинально подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий.
К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой пограничной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.
Единственным звеном колониальной администрации, доступным местному дворянству из потомков испанских поселенцев (креолам), уже утратившим "чистоту крови", было городское управление. Имущая верхушка составляла муниципальную корпорацию — кабильдо. Управление городами осуществляли советники — рехидоры и избираемый ими алькальд.
В провинциях, на которые делились колонии, руководство администрацией, судом, церковью осуществляли губернаторы, которым, в свою очередь, были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субделегаты.
Важную роль в колониальном управлении играли создаваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции.
Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над церковью в колониях, в частности право назначать на церковные должности. В результате церковь стала органической частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздействия на население колоний. При этом церковь была крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках одну треть всей пахотной земли колоний.
Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претендовать на самостоятельность в политической жизни. В Парагвае, например, орден иезуитов организовал подобие автономного, закрытого для внешнего мира и для официальных властей государства, основанного на принудительном труде индейцев в церковных владениях — редукциях, просуществовавшее практически более столетия.
Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрократизмом. Чиновники всех рангов, начиная от вице-королей и кончая городскими рехидорами, пользовались большой отдаленностью от Испании и проявляли самовластие и допускали любые беззакония.
К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к властям метрополии часто руководствовались правилом: "повинуюсь, но не выполняю".
Испанская администрация огромной массой законодательных актов стремилась тщательно регламентировать все стороны жизни населения в колониях. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) — первый в истории официальный сборник колониального права. Он закрепил различные виды поземельной собственности и личной зависимости, практикуемые в колониях. Среди них наиболее распространенными были пеонаж (статус полукрепостных кабальных поденщиков) и латифундии.
Серьезным соперником Испании была Португалия, начиная с того момента, когда один из португальских мореходов заблудился и вместо Африки попал на побережье Бразилии. Несколько колониальных территорий удалось создать в этом регионе также Британии, Франции и Голландии. Впоследствии США удачно воспользовались благоприятной обстановкой, вызванной освободительными движениями в колониях, и частично отвоевали новые территории (у Испании), частично выкупили (например, Луизиану у Франции в 1803 г.).
История отдельных колониальных территорий при всем сходстве внешних условий имела много своеобразных и даже контрастных черт. В Парагвае был опыт создания автономного государства на рабском труде индейцев в церковных, принадлежащих иезуитам, землях, так называемых редукциях, где работники под-вергались тщательной регламентации не только в труде, но и в лично-семейной жизни. Этот опыт впоследствии стал предметом восхвалений или осуждений со стороны европейских философов (Д. Дидро, О. Конт и др.).
Не менее уникальной оказалась судьба населения о. Гаити, открытого Колумбом и ставшего затем опорной базой французских пиратов. Большая часть туземцев умерла от болезней или была истреблена в ходе столкновений с пришельцами. Впоследствии сюда стали привозить чернокожих рабов из Африки. В конце XVIII в. здесь собралось около 400 тыс. чернокожих, несколько тысяч коричневых (потомков белых и черных поселенцев) и небольшое число белых поселенцев, в основном ремесленников и фермеров, а также владельцев плантаций (хозяйств, ориентированных на выращивание какой-либо одной сельскохозяйственной культуры). В 1791 г. произошло успешно завершившееся восстание чернокожих рабов под руководством Туссена Лувертюра, сына раба, прозванного черным Спартаком. Девизом его восстания стало: "Победить или умереть, смерть или свобода" (отзвук девиза якобинцев о защите отечества). Во время его правления в должности губернатора у плантаторов была отобрана земля и роздана неимущим. Французским колонизаторам удалось обманным путем захватить предводителя восстания в плен. Туссен Лувертюр умер в тюрьме.
Незадолго до этих событий дальний потомок императора инков Тупак Амару, местный губернатор Перу из индейцев, отменил рабство, изгнал чиновников-испанцев и заменил их выборными начальниками. Амару мечтал о восстановлении империи инков. В ходе военных действий он был предан, его 60-тысячная армия разбита, а самого его на глазах жены и ребенка разорвали на части лошадьми, жилище сровняли с землей и посыпали солью — "чтоб трава не росла".
Когда Наполеон назначил своего брата Жозефа королем Испании, испанские колониальные правительства в Америке отказались признать его и одно за другим объявили о своей независимости. Это движение распространилось и на португальские колонии. Антииспанские выступления в Новой Испании (Мексика, Флорида, Орегон и др.) начались в 1808 г. Аргентина (провинция Рио-де-ла-Платы) провозгласила независимость в 1810 г., Парагвай и Венесуэла — в 1811 г., Колумбия — в 1813 г., Чили — в 1816 г. Официальное признание независимости произойдет позднее: независимости Аргентины — в 1816 г., Чили — в 1818 г., Великой Колумбии — государства под руководством Симона Боливара — в 1822 г.
Симон Боливар (1783—1830), выдающийся лидер латиноамериканского освободительного движения, был сыном богатого венесуэльского креола, помещика и купца. В молодости он много путешествовал по Европе, увлекался идеями просветителей, таких, как Руссо и Вольтер. Под сильным влиянием освободительных идей американской и французской революций он включается в борьбу за независимость своей родины. "Я не успокоюсь до тех пор, — говорил Боливар, — пока не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину". Он создает освободительную армию Венесуэлы, провозглашает отмену рабства, привлекает часть черных жителей в войска, а крестьянам обещает землю. Ему присваивается чин генерала и почетное звание "Освободитель". В честь Боливара выпускается монета с его изображением, сооружается множество памятников. За помощь в освобождении Верхнего Перу — родины инков — эту освобожденную страну назвали Боливией. В освободительной армии Боливара сражались многие добровольцы из Европы — ирландцы, итальянцы, поляки, русский подполковник Иван Минута и др.
Однако отмене рабства воспротивились плантаторы, католическое духовенство. В ряде программных выступлений и конституционных проектов Боливар выступил за создание государства с высокими этическими принципами, с идеалами патриотизма и разумной свободы. Он был последовательным сторонником республиканского устройства и в духе древних римлян проповедовал мораль и просвещение как две основы республики. В проекте конституции для Верхнего Перу он надеялся удовлетворить основные политические устремления участников освободительной борьбы — стремления к объединению (федерализм), к твердой и сильной власти (аристократы), сохранению равенства (демократы). В области разделения властей он предложил дополнить обычную триаду еще двумя учреждениями — Палатой по вопросам морали (с функциями всеобъемлющего контроля за исполнительной и законодательной властями) и Палатой общественного образования (с функцией воспитания молодежи в духе понимания прав и обязанностей человека и гражданина). Находясь во главе федерации трех бывших территорий Новой Гранады, названной Великой Колумбией, он встретил сопротивление своим проектам в среде помещиков и католического духовенства. В 1829 г. в армии произошло восстание против диктатуры Боливара, и ему пришлось уйти в отставку. "Независимость, — говорил он, — это единственное благо, которого мы достигли за счет всех других". В 1830 г. созданная Боливаром Великая Колумбия распадается на три независимые республики — Венесуэлу, Колумбию и Эквадор.
Бразилия. В 1807 г. португальский король бежал от армии Наполеона и переместил свои апартаменты в Рио-де-Жанейро. Здесь он оказал покровительство развитию торговли и промышленности. После возвращения в Лиссабон король передал власть своему сыну Педро, который по прошествии некоторого времени также покинет родину и в 1822 г. станет императором Бразилии под именем Педро I. В 1824 г. в Бразилии принимается Конституция, закрепившая эти перемены.
Мексика. После начала освободительной борьбы Мигель Идальго, сельский священник, ставший главным мятежником с титулом "отец отечества", призвал индейцев и метисов вернуть себе отнятые земли. Он же приказал в 10 дней освободить рабов и отменил собирание дани с общин. Ему удалось собрать стотысячную крестьянскую армию. Идальго захвачен в плен испанцами и расстрелян в 1811 г. Его сподвижник Хосе Морелос командовал 40-тысячным ополчением индейцев. В ответ на присвоение ему титула "Высочество" принял звание "слуга нации". Он также был расстрелян испанцами.
В 1821 г. Мексика добивается независимости и после трех лет монархического правления под началом императора Агустино Iв 1824 г. в результате переворота становится республикой.
Каудилизм (правление военных диктаторов). По мере того как новые государства становились независимыми, военные или гражданские вожди времен освободительной войны — каудилъо— устремились к захвату власти при помощи оружия. За этими действиями скрывались не только личное честолюбие и борьба кланов, но и объективные потребности в поддержании порядка в разоренной и обессиленной гражданскими войнами стране. Однако этот способ обновления правительственной власти стал применяться довольно часто, и многим латиноамериканским странам пришлось вступить в период непрестанных переворотов, подтасованных выборов и новых гражданских войн.
Политическая окраска авторитарных военных режимов была самой разнообразной. На родине Боливара с 1830 по 1843 г. правил генерал Паэс,неграмотный, но имевший бесспорные заслуги в борьбе за независимость страны. В Эквадоре Габриэль Морено дважды избирался президентом и возглавлял клерикальную диктатуру. Диктатор Парагвая называл себя Робеспьером. В Мексике с 1876 г. в течение 34 лет правил Порфирио Диас, герой войны против Наполеона III, который расстался с должностью только во время революции 1910 г. и умер в изгнании. В 1889 г. происходит низложение бразильского императора Педро II и страна провозглашается республикой.
Политическая нестабильность ставила армию в исключительное положение, делала ее часто арбитром в политических конфликтах. Армия не считала себя связанной конституцией. После окончания войны за независимость в течение последующих десятилетий XIX в. численность армии не только не сократилась, но и увеличилась. Так, в маленьком Эквадоре вопреки ограничениям, установленным непосредственно в Конституции 1859 г., количество высокооплачиваемых высших военных чинов явно превышало все на циональные потребности (6 маршалов, 6 дивизионных и 22 бригадных генерала).
В XIX веке благодаря активному вмешательству армии в политическую жизнь государственные перевороты стали обычным явлением в подавляющем большинстве латиноамериканских республик. Их число превзошло все известные предшествующие и последующие в мировой истории показатели. С момента завоевания независимости и до конца XIX в. более ста переворотов в Латинской Америке закончились победой мятежников и свержением старых правительств.
Эта нестабильность оказалась выгодной не только бывшим метрополиям, но и могущественным соседям. В 1836 г. США спровоцировали переворот в Техасе, в результате которого последний отделился от Мексики и стал самостоятельной республикой. В 1845—1848 гг. Техас и Флорида аннексируются США, а затем в результате американо-мексиканской войны Мексика утрачивает Калифорнию, Нью-Мексико, Аризону, Юту и Колорадо. В 1849 г. в Калифорнии открывают месторождение золота. В 1898 г. в результате испано-американской войны Куба провозглашается независимым государством под временным протекторатом США.
В 1867—1879 гг. небольшому Парагваю навязывается кровопролитная война по поводу границ с альянсом трех государств — Аргентины, Бразилии и Уругвая. В итоге Парагвай был превращен в руины, его миллионное население уменьшилось до 300 тыс, В войне Чили с Боливией и Перу победа оказалась на стороне Чили, в результате чего Боливия навсегда лишилась выхода к морю.
Ожесточенная борьба за власть между каудильо, за спиной которых стояли различные олигархические и проимпериалистические группировки, проходила и в других латиноамериканских республиках. Отдельные диктаторы в начале XX в. по своей жестокости и бесцеремонности в обращении с конституциями намного превзошли каудильо XIX в. Так, X. Гомес, захвативший в 1908 г. власть в Венесуэле, правил до 1935 г. В стране установилась свирепая диктатура, Гомес не считал себя связанным судебной процедурой и расстреливал людей только на основе того, что "читал их мысли".
Жестокую диктатуру установил в Гватемале Э. Кабрера, захвативший власть еще в 1898 г. и удерживавший ее 22 года. Система доносов и подслушиваний была в это время столь развита, что Гватемалу называли страной, где "стены имеют уши". В 1920 г. палата депутатов осмелилась признать диктатора "душевно больным", но он посадил в тюрьму строптивых депутатов. Лишь народное восстание свергло кровавого диктатора.
Неоколониализм. Начальный период освободительных войн латиноамериканских стран имел своим ближайшим следствием освобождение без разрыва колониальных связей. После признания независимости новых государств со стороны Испании и Португалии наступает новый этап взаимоотношений слаборазвитых в экономическом и политическом отношении стран этого региона с более развитыми и одновременно более могущественными державами Европы и Северной Америки. Примерно с середины XIX в. наступает смена колониального европейского империализма (1500—1850 гг.) периодом экономического империализма, основанного на косвенной власти и влиянии могущественных держав (главным образом на финансовых, промышленно-торговых и дипломатических способах влияния и воздействия на политику новых государств), а не на прямом колониальном контроле и диктате.
Страны Латинской Америки в этом смысле явились не только первыми новыми нациями-государствами в этой части земного шара, но и первыми объектами неоколониального влияния и контроля. В американском регионе новая ситуация становится наиболее явственной после провозглашения так называемой доктрины Монро в 1823 г. (от имени тогдашнего президента США), согласно которой район двух Америк объявляется зоной, закрытой для политического и иного вмешательства европейских держав. Будучи закрытой, или, точнее сказать, ограниченной для вмешательства европейских держав, эта зона, как свидетельствуют исторические факты, становится поприщем для плодотворных военно-захватнических или финансово-дипломатических операций самих Соединенных Штатов.
Сопротивление данной политике и влиянию оказали не только европейские державы, но и сами новые государства Латинской Америки. Лидерами этой борьбы стали Мексика, Аргентина, Чили и некоторые другие страны, имеющие те или иные ресурсы (сырье, дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила), пригодные и выгодные для использования в системе экономического империализма (неполитического колониализма).
Несмотря на военные поражения и территориальные утраты, наиболее успешной оказалась борьба Мексики за независимое существование и экономическую самостоятельность. Памятными вехами здесь стало правление президента Хуареса и революция 1910—1920 гг. Бенито Хуарес (1806—1872) происходил из семьи крестьянина-индейца, получил юридическое образование и преодолел затем все ступени восхождения к высшей выборной власти. В 1861 г. он избирается президентом Мексики и сразу же становится перед необходимостью сдерживать натиск французских войск, присланных Наполеоном III для изъятия долгов и возведения на престол австрийского эрцгерцога Максимилиана в качестве императора Мексики. Благодаря сопротивлению народа и президента, переизбранного на новый срок, присланные войска были вынуждены отступить, сам эрцгерцог попал в плен и был расстрелян.
Еще в 1855 г. Хуарес, будучи министром юстиции, народного образования и религиозных культов, стал инициатором закона об отмене особых привилегий для духовенства и военного сословия. Во время гражданской войны 1857 г. он стал инициатором серии социальных законов, имевших целью национализацию всего церковного имущества, наделение крестьян землей и провозгласивших задачу справедливого распределения земельной собственности.
В ответ на обвинения в социализме и коммунизме он утверждал, что "социализм — это естественное стремление улучшить условия и свободное развитие физических и моральных качеств человека. Каждому по его способностям, по его делам, по его знаниям. Лишь тогда исчезнут привилегированные классы и несправедливые преимущества". Столь же характерный утопически-социалистический подход он демонстрировал и по отношению к другим областям власти и управления. В области международного права "в отношениях между отдельными людьми, как и между нациями, уважение прав других ведет к миру".
В 1910 г. в стране началось восстание против диктатуры Порфирио Диаса, которое переросло в семилетнюю гражданскую войну. Особенно мощными в этот период оказались движения в защиту нуждающихся, неимущих крестьян, которые составили массовую базу повстанческой армии. Не все планы и программы были воплощены в жизнь, но страна вышла из этого испытания сильно обновленной. В Конституции 1917 г. за нацией были закреплены права на землю и ее недра, крестьянам было обещано вернуть отторгнутые у них земли и наделить неимущих из государственного земельного фонда. Конституция признавала права профсоюзов и 8-часовой рабочий день. Вводилось бесплатное и обязательное начальное образование. Государство объявлялось президентской, федеративной и демократической республикой.
Аргентина. Основы государственной сплоченности здесь были заложены в пору правления Зуана де Росаса(1829—1852 гг.). В период правления более либерального президента Доминго Сармьенто (1868—1874 гг.) страна путем реформ превратилась в промышленно развитую страну с централизованным правлением и значительной автономией провинций. По инициативе президента был открыт Национальный банк Аргентины, создана Академия наук, построены школы, публичные библиотеки. Высказывались и находили отклик идеи социалистическо-утопического направления. В это же время был разработан один из первых в этом регионе гражданских кодексов.
В первой четверти XX столетия здесь были проведены очередные социально-экономические реформы. Разрешена деятельность профсоюзов, вводился 8-часовой рабочий день и двухнедельный оплачиваемый отпуск. Крестьянам были розданы значительные земельные наделы из национального земельного фонда, арендаторы получили новые гарантии своих прав на владение.
Аргентинский гражданский кодекс 1817 г. Составителем Кодекса Аргентинской республики стал человек по имени Долмасио Белее Сарсфельд, а источниками — старые испанские законы, законодательство патриотического правительства, правовые обычаи и действовавшее в то время законодательство. В распоряжении составителя оказались практически все кодексы, опубликованные в Европе и Америке. В частности, он использовал Испанский гражданский кодекс 1751 г., составленный сеньором Гойена; Чилийский кодекс 1855 г., подготовленный юристом Веллои превосходивший, по мнению Сарсфельда, европейские кодексы; проект бразильского кодекса, составленный Фрейтасом. Разумеется, важным источником заимствований стал также и Французский кодекс 1804 г., из которого Сарсфельд переписал, по некоторым подсчетам, 145 статей и еще половину из 2282 статей рецепировал частично. В его распоряжении были также тексты Прусского земского уложения 1794 г., гражданские кодексы Сардинии, Палермо и Кодекс обеих Сицилии (Италия), а кроме того, проект кодекса Баварии, Саксонское гражданское уложение 1865 г. и некоторые другие кодификации.
Объем законодательного сборника оказался весьма внушительным — 4051 статья. Кодекс состоял из двух вводных титулов и четырех книг. Первая книга посвящена правовому статусу лиц и семейному праву, вторая — обязательственному праву, третья — вещному праву, четвертая содержала общие положения об обязательствах и вещных правах и делилась на три части, относящиеся к наследованию, приобретению и утрате обязательственных прав.
"Все лица, — говорится в Кодексе о юридических лицах, — способные приобретать права и брать на себя обязательства и не являющиеся лицами, существующими реально, называются лицами, существующими идеально, или юридическими лицами" (ст. 32). Для характеристики физических лиц используется также выражение "видимое существование". Сама градация юридических лиц носит весьма оригинальный характер: государство, каждая из провинций федерации, каждый муниципалитет, церковь, а также общественные, религиозные, благотворительные, научные, литературные учреждения, религиозные общины, колледжи, университеты, акционерные общества. Кроме того, участниками гражданско-правовых отношений могут быть юридические лица иностранных государств, относящиеся примерно к тем же категориям, что перечислены в наборе национальных юридических лиц.
Семья для католиков предстает в юридических определениях как единство естественных, гражданских и религиозных уз, скрепляемых церковным браком. Сам брак воспринимается "вечным сожительством, как этого требуют религия и обычаи страны" (позднее в эти формулировки внесены изменения — ст. 167).
Право собственности регулируется ст. 2524, где перечисляются способы приобретения собственности. Собственность приобретается, согласно Кодексу, путем захвата, переработкой, приращением, традицией (путем передачи по согласному волеизъявлению сторон), путем получения плодов, наследования прав собственности и за давностью пользования.
Несовершенства Кодекса были связаны с его громоздкостью и некоторыми просчетами составителя, которые пришлось исправлять специальными законами в 1878-—1882 гг. Определенные несовершенства связаны также с сохранением традиции как способа передачи собственности, ограничения в использовании имущества для супругов и др. Положительными сторонами Кодекса стали закрепление принципа формального равенства граждан перед законом, свобода в заключении договоров и в использовании собственного имущества. Еще одной важной позитивной стороной стало его содействие сплочению страны за счет упразднения партикулярных (обособленных) систем действующего права.
В 1926 и 1976 гг. были составлены новые проекты гражданского кодекса, но ни один из них так и не был принят. В 1968 г. специальным законом были изменены несколько статей Кодекса. В конечном итоге пришли к такому варианту, когда гражданский кодекс действует наряду с другими законами, восполняющими пробелы в отдельных областях гражданско-правового регулирования.