Образование и развитие латиноамериканских государств

 

Соотечественники Эрнандо Кортеса и Франциско Писарро ус­тановили на покоренных территориях жесткий тиранический режим управления, обложив индейцев (так именовались все коренные жи­тели двух Америк после того, как сюда прибыл Колумб в поисках Индии) тяжелыми налогами и заставив их работать на фермах бога­тых испанских поселенцев. Широкое распространение получила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев. Так возникли колониальные территории и затем независимые государства в районе Центральной и Южной Америки, получившем также название Латинская Америка. Земля в колониях официально объявлялась собственностью короны, но фактически оказалась в руках колонизаторов-конкистадоров и католической церкви.

В XVI—XVII вв. Испания стала самой крупной по тем време­нам империей с могущественным аппаратом правительственной власти, чудовищным бюрократизмом и коррупцией. Управление колониями было организовано следующим образом. Вначале эти­ми делами ведала частично Торговая палата, затем, с 1524 г., ими занимается Совет по делам Индий, состоящий при короле. Совет ведал подготовкой законов, распределял высшие должностные посты в четырех заморских вице-королевствах и включал в себя Апелляционный суд. Высшую власть в самой Америке осуществляли вице-короли, которые олицетворяли собой испанскую корону. Кстати, в самих колониях им оказывали все почести, которые причитались самому испанскому королю. К концу ХVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Арейс).

Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, заме­щались исключительно выходцами из числа испанской фео­дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3—6 лет). Считалось, что длительное пре­бывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".

В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номиналь­но подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указа­ния непосредственно от Совета по делам Индий.

К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами станут основой погранич­ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств.

Единственным звеном колониальной администрации, доступным местному дворянству из потомков испанских поселенцев (креолам), уже утратившим "чистоту крови", было городское управление. Имущая верхушка составляла му­ниципальную корпорацию — кабильдо. Управление города­ми осуществляли советники — рехидоры и избираемый ими алькальд.

В провинциях, на которые делились колонии, руково­дство администрацией, судом, церковью осуществляли гу­бернаторы, которым, в свою очередь, были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субде­легаты.

Важную роль в колониальном управлении играли соз­даваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции.

Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над цер­ковью в колониях, в частности право назначать на церков­ные должности. В результате церковь стала органической частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздействия на население колоний. При этом церковь была крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках одну треть всей пахотной земли колоний.

Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен­довать на самостоятельность в политической жизни. В Па­рагвае, например, орден иезуитов организовал подобие ав­тономного, закрытого для внешнего мира и для официаль­ных властей государства, основанного на принудительном труде индейцев в церковных владениях — редукциях, просуществовавшее прак­тически более столетия.

Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрократизмом. Чинов­ники всех рангов, начиная от вице-королей и кончая го­родскими рехидорами, пользовались большой отдаленностью от Испании и проявляли самовластие и допускали любые беззакония.

К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-капитанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к вла­стям метрополии часто руководствовались правилом: "по­винуюсь, но не выполняю".

Испанская администрация огромной массой законодательных ак­тов стремилась тщательно рег­ламентировать все стороны жизни населения в колониях. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) — первый в истории официальный сборник колониального права. Он закре­пил различные виды поземельной собственности и личной зависи­мости, практикуемые в колониях. Среди них наиболее распростра­ненными были пеонаж (статус полукрепостных кабальных поден­щиков) и латифундии.

Серьезным соперником Испании была Португалия, начиная с того момента, когда один из португальских мореходов заблудил­ся и вместо Африки попал на побережье Бразилии. Несколько колониальных территорий удалось создать в этом регионе также Британии, Франции и Голландии. Впоследствии США удачно воспользовались благоприятной обстановкой, вызванной освободительными дви­жениями в колониях, и частично отвоевали новые территории (у Испании), частично выкупили (например, Луизиану у Франции в 1803 г.).

История отдельных колониальных территорий при всем сход­стве внешних условий имела много своеобразных и даже контра­стных черт. В Парагвае был опыт создания автономного государ­ства на рабском труде индейцев в церковных, принадлежащих иезуитам, землях, так называемых редукциях, где работники под-вергались тщательной регламентации не только в труде, но и в лично-семейной жизни. Этот опыт впоследствии стал предметом восхвалений или осуждений со стороны европейских философов (Д. Дидро, О. Конт и др.).

Не менее уникальной оказалась судьба населения о. Гаити, открытого Колумбом и ставшего затем опорной базой французских пиратов. Большая часть туземцев умерла от болезней или была истреблена в ходе столкновений с пришельцами. Впоследствии сюда стали привозить чернокожих рабов из Африки. В конце XVIII в. здесь собралось около 400 тыс. чернокожих, несколько тысяч ко­ричневых (потомков белых и черных поселенцев) и небольшое чис­ло белых поселенцев, в основном ремесленников и фермеров, а также владельцев плантаций (хозяйств, ориентированных на вы­ращивание какой-либо одной сельскохозяйственной культуры). В 1791 г. произошло успешно завершившееся восстание черноко­жих рабов под руководством Туссена Лувертюра, сына раба, про­званного черным Спартаком. Девизом его восстания стало: "Побе­дить или умереть, смерть или свобода" (отзвук девиза якобинцев о защите отечества). Во время его правления в должности губернатора у плантаторов была отобрана земля и роздана неимущим. Французским колонизаторам удалось обманным путем захватить предводителя восстания в плен. Туссен Лувертюр умер в тюрьме.

Незадолго до этих событий дальний потомок императора ин­ков Тупак Амару, местный губернатор Перу из индейцев, отме­нил рабство, изгнал чиновников-испанцев и заменил их выборны­ми начальниками. Амару мечтал о восстановлении империи инков. В ходе военных действий он был предан, его 60-тысячная армия разбита, а самого его на глазах жены и ребенка разорвали на части лошадьми, жилище сровняли с землей и посыпали солью — "чтоб трава не росла".

Когда Наполеон назначил своего брата Жозефа королем Ис­пании, испанские колониальные правительства в Америке отка­зались признать его и одно за другим объявили о своей незави­симости. Это движение распространилось и на португальские ко­лонии. Антииспанские выступления в Новой Испании (Мексика, Флорида, Орегон и др.) начались в 1808 г. Аргентина (провинция Рио-де-ла-Платы) провозгласила независимость в 1810 г., Парагвай и Венесуэла — в 1811 г., Колумбия — в 1813 г., Чили — в 1816 г. Официальное признание независимости произойдет позднее: неза­висимости Аргентины — в 1816 г., Чили — в 1818 г., Великой Колумбии — государства под руководством Симона Боливара — в 1822 г.

Симон Боливар (1783—1830), выдающийся лидер латиноаме­риканского освободительного движения, был сыном богатого вене­суэльского креола, помещика и купца. В молодости он много пу­тешествовал по Европе, увлекался идеями просветителей, таких, как Руссо и Вольтер. Под сильным влиянием освободительных идей американской и французской революций он включается в борьбу за независимость своей родины. "Я не успокоюсь до тех пор, — гово­рил Боливар, — пока не разорву цепи, которыми Испания опутала мою Родину". Он создает освободительную армию Венесуэлы, про­возглашает отмену рабства, привлекает часть черных жителей в войска, а крестьянам обещает землю. Ему присваивается чин гене­рала и почетное звание "Освободитель". В честь Боливара выпус­кается монета с его изображением, сооружается множество памят­ников. За помощь в освобождении Верхнего Перу — родины ин­ков — эту освобожденную страну назвали Боливией. В освободи­тельной армии Боливара сражались многие добровольцы из Евро­пы — ирландцы, итальянцы, поляки, русский подполковник Иван Минута и др.

Однако отмене рабства воспротивились плантаторы, католи­ческое духовенство. В ряде программных выступлений и консти­туционных проектов Боливар выступил за создание государства с высокими этическими принципами, с идеалами патриотизма и разумной свободы. Он был последовательным сторонником республи­канского устройства и в духе древних римлян проповедовал мо­раль и просвещение как две основы республики. В проекте консти­туции для Верхнего Перу он надеялся удовлетворить основные политические устремления участников освободительной борьбы — стремления к объединению (федерализм), к твердой и сильной власти (аристократы), сохранению равенства (демократы). В обла­сти разделения властей он предложил дополнить обычную триаду еще двумя учреждениями — Палатой по вопросам морали (с функ­циями всеобъемлющего контроля за исполнительной и законода­тельной властями) и Палатой общественного образования (с фун­кцией воспитания молодежи в духе понимания прав и обязаннос­тей человека и гражданина). Находясь во главе федерации трех бывших территорий Новой Гранады, названной Великой Колумби­ей, он встретил сопротивление своим проектам в среде помещи­ков и католического духовенства. В 1829 г. в армии произошло вос­стание против диктатуры Боливара, и ему пришлось уйти в от­ставку. "Независимость, — говорил он, — это единственное бла­го, которого мы достигли за счет всех других". В 1830 г. созданная Боливаром Великая Колумбия распадается на три независимые республики — Венесуэлу, Колумбию и Эквадор.

Бразилия. В 1807 г. португальский король бежал от армии Наполеона и переместил свои апартаменты в Рио-де-Жанейро. Здесь он оказал покровительство развитию торговли и промышлен­ности. После возвращения в Лиссабон король передал власть сво­ему сыну Педро, который по прошествии некоторого времени так­же покинет родину и в 1822 г. станет императором Бразилии под именем Педро I. В 1824 г. в Бразилии принимается Конституция, закрепившая эти перемены.

Мексика. После начала освободительной борьбы Мигель Идальго, сельский священник, ставший главным мятежником с титулом "отец отечества", призвал индейцев и метисов вернуть себе отнятые земли. Он же приказал в 10 дней освободить рабов и отменил собирание дани с общин. Ему удалось собрать стотысяч­ную крестьянскую армию. Идальго захвачен в плен испанцами и расстрелян в 1811 г. Его сподвижник Хосе Морелос командовал 40-тысячным ополчением индейцев. В ответ на присвоение ему ти­тула "Высочество" принял звание "слуга нации". Он также был расстрелян испанцами.

В 1821 г. Мексика добивается независимости и после трех лет монархического правления под началом императора Агустино Iв 1824 г. в результате переворота становится республикой.

Каудилизм (правление военных диктаторов). По мере того как новые государства становились независимыми, военные или гражданские вожди времен освободительной войны — каудилъо— устремились к захвату власти при помощи оружия. За этими дей­ствиями скрывались не только личное честолюбие и борьба кла­нов, но и объективные потребности в поддержании порядка в ра­зоренной и обессиленной гражданскими войнами стране. Однако этот способ обновления правительственной власти стал применяться довольно часто, и многим латиноамериканским странам пришлось вступить в период непрестанных переворотов, подтасованных вы­боров и новых гражданских войн.

Политическая окраска авторитарных военных режимов была самой разнообразной. На родине Боливара с 1830 по 1843 г. правил генерал Паэс,неграмотный, но имевший бесспорные заслуги в борьбе за независимость страны. В Эквадоре Габриэль Морено дважды избирался президентом и возглавлял клерикальную диктатуру. Диктатор Парагвая называл себя Робеспьером. В Мексике с 1876 г. в течение 34 лет правил Порфирио Диас, герой войны против Наполеона III, который расстался с должностью только во время революции 1910 г. и умер в изгнании. В 1889 г. происходит низложение бразильского императора Педро II и страна провоз­глашается республикой.

Политическая нестабильность ставила армию в исклю­чительное положение, делала ее часто арбитром в полити­ческих конфликтах. Армия не считала себя связанной кон­ституцией. После окончания войны за независимость в те­чение последующих десятилетий XIX в. численность армии не только не сократилась, но и увеличилась. Так, в малень­ком Эквадоре вопреки ограничениям, установленным непо­средственно в Конституции 1859 г., количество высокоопла­чиваемых высших военных чинов явно превышало все на циональные потребности (6 маршалов, 6 дивизионных и 22 бригадных генерала).

В XIX веке благодаря активному вмешательству ар­мии в политическую жизнь государственные перевороты стали обычным явлением в подавляющем большинстве ла­тиноамериканских республик. Их число превзошло все из­вестные предшествующие и последующие в мировой исто­рии показатели. С момента завоевания независимости и до конца XIX в. более ста переворотов в Латинской Америке закончились победой мятежников и свержением старых пра­вительств.

Эта нестабильность оказалась выгодной не только бывшим метрополиям, но и могущественным соседям. В 1836 г. США спро­воцировали переворот в Техасе, в результате которого последний отделился от Мексики и стал самостоятельной республикой. В 1845—1848 гг. Техас и Флорида аннексируются США, а затем в результате американо-мексиканской войны Мексика утрачивает Калифорнию, Нью-Мексико, Аризону, Юту и Колорадо. В 1849 г. в Калифорнии открывают месторождение золота. В 1898 г. в ре­зультате испано-американской войны Куба провозглашается неза­висимым государством под временным протекторатом США.

В 1867—1879 гг. небольшому Парагваю навязывается крово­пролитная война по поводу границ с альянсом трех государств — Аргентины, Бразилии и Уругвая. В итоге Парагвай был превращен в руины, его миллионное население уменьшилось до 300 тыс, В войне Чили с Боливией и Перу победа оказалась на стороне Чили, в результате чего Боливия навсегда лишилась выхода к морю.

Ожесточенная борьба за власть между каудильо, за спиной которых стояли различные олигархические и проимпериалистические группировки, проходила и в других латиноамериканских республиках. Отдельные диктаторы в начале XX в. по своей жестокости и бесцеремонности в обра­щении с конституциями намного превзошли каудильо XIX в. Так, X. Гомес, захвативший в 1908 г. власть в Венесуэле, правил до 1935 г. В стране установилась свирепая диктату­ра, Гомес не считал себя связанным судебной процедурой и расстреливал людей только на основе того, что "читал их мысли".

Жестокую диктатуру установил в Гватемале Э. Кабрера, захвативший власть еще в 1898 г. и удерживавший ее 22 года. Система доносов и подслушиваний была в это время столь развита, что Гватемалу называли страной, где "стены имеют уши". В 1920 г. палата депутатов осмелилась при­знать диктатора "душевно больным", но он посадил в тюрь­му строптивых депутатов. Лишь народное восстание сверг­ло кровавого диктатора.

Неоколониализм. Начальный период освободительных войн латиноамериканских стран имел своим ближайшим следствием освобождение без разрыва колониальных связей. После признания независимости новых государств со стороны Испании и Португа­лии наступает новый этап взаимоотношений слаборазвитых в эко­номическом и политическом отношении стран этого региона с бо­лее развитыми и одновременно более могущественными держава­ми Европы и Северной Америки. Примерно с середины XIX в. наступает смена колониального европейского империализма (1500—1850 гг.) периодом экономического империализма, основанного на косвенной власти и влиянии могущественных держав (глав­ным образом на финансовых, промышленно-торговых и диплома­тических способах влияния и воздействия на политику новых го­сударств), а не на прямом колониальном контроле и диктате.

Страны Латинской Америки в этом смысле явились не толь­ко первыми новыми нациями-государствами в этой части земного шара, но и первыми объектами неоколониального влияния и кон­троля. В американском регионе новая ситуация становится наибо­лее явственной после провозглашения так называемой доктрины Монро в 1823 г. (от имени тогдашнего президента США), соглас­но которой район двух Америк объявляется зоной, закрытой для политического и иного вмешательства европейских держав. Будучи закрытой, или, точнее сказать, ограниченной для вмешательства европейских держав, эта зона, как свидетельствуют исторические факты, становится поприщем для плодотворных военно-захватни­ческих или финансово-дипломатических операций самих Соединен­ных Штатов.

Сопротивление данной политике и влиянию оказали не толь­ко европейские державы, но и сами новые государства Латин­ской Америки. Лидерами этой борьбы стали Мексика, Аргентина, Чили и некоторые другие страны, имеющие те или иные ресур­сы (сырье, дешевая и относительно квалифицированная рабочая сила), пригодные и выгодные для использования в системе эконо­мического империализма (неполитического колониализма).

Несмотря на военные поражения и территориальные утраты, наиболее успешной оказалась борьба Мексики за независимое су­ществование и экономическую самостоятельность. Памятными ве­хами здесь стало правление президента Хуареса и революция 1910—1920 гг. Бенито Хуарес (1806—1872) происходил из семьи крестьянина-индейца, получил юридическое образование и преодо­лел затем все ступени восхождения к высшей выборной власти. В 1861 г. он избирается президентом Мексики и сразу же становит­ся перед необходимостью сдерживать натиск французских войск, присланных Наполеоном III для изъятия долгов и возведения на престол австрийского эрцгерцога Максимилиана в качестве импе­ратора Мексики. Благодаря сопротивлению народа и президента, переизбранного на новый срок, присланные войска были вынуж­дены отступить, сам эрцгерцог попал в плен и был расстрелян.

Еще в 1855 г. Хуарес, будучи министром юстиции, народно­го образования и религиозных культов, стал инициатором закона об отмене особых привилегий для духовенства и военного сословия. Во время гражданской войны 1857 г. он стал инициатором серии социальных законов, имевших целью национализацию всего цер­ковного имущества, наделение крестьян землей и провозгласивших задачу справедливого распределения земельной собственности.

В ответ на обвинения в социализме и коммунизме он утверждал, что "социализм — это естественное стремление улучшить усло­вия и свободное развитие физических и моральных качеств чело­века. Каждому по его способностям, по его делам, по его знани­ям. Лишь тогда исчезнут привилегированные классы и несправед­ливые преимущества". Столь же характерный утопически-социа­листический подход он демонстрировал и по отношению к другим областям власти и управления. В области международного права "в отношениях между отдельными людьми, как и между нациями, уважение прав других ведет к миру".

В 1910 г. в стране началось восстание против диктатуры Порфирио Диаса, которое переросло в семилетнюю гражданскую вой­ну. Особенно мощными в этот период оказались движения в защиту нуждающихся, неимущих крестьян, которые составили массовую базу повстанческой армии. Не все планы и программы были воп­лощены в жизнь, но страна вышла из этого испытания сильно обновленной. В Конституции 1917 г. за нацией были закреплены права на землю и ее недра, крестьянам было обещано вернуть отторгнутые у них земли и наделить неимущих из государствен­ного земельного фонда. Конституция признавала права профсою­зов и 8-часовой рабочий день. Вводилось бесплатное и обязатель­ное начальное образование. Государство объявлялось президент­ской, федеративной и демократической республикой.

Аргентина. Основы государственной сплоченности здесь были заложены в пору правления Зуана де Росаса(1829—1852 гг.). В пе­риод правления более либерального президента Доминго Сармьенто (1868—1874 гг.) страна путем реформ превратилась в промышленно развитую страну с централизованным правлением и значи­тельной автономией провинций. По инициативе президента был от­крыт Национальный банк Аргентины, создана Академия наук, по­строены школы, публичные библиотеки. Высказывались и находили отклик идеи социалистическо-утопического направления. В это же время был разработан один из первых в этом регионе граждан­ских кодексов.

В первой четверти XX столетия здесь были проведены оче­редные социально-экономические реформы. Разрешена деятель­ность профсоюзов, вводился 8-часовой рабочий день и двухнедель­ный оплачиваемый отпуск. Крестьянам были розданы значительные земельные наделы из национального земельного фонда, арендато­ры получили новые гарантии своих прав на владение.

Аргентинский гражданский кодекс 1817 г. Составителем Ко­декса Аргентинской республики стал человек по имени Долмасио Белее Сарсфельд, а источниками — старые испанские законы, законодательство патриотического правительства, правовые обы­чаи и действовавшее в то время законодательство. В распоряжении составителя оказались практически все кодексы, опубликован­ные в Европе и Америке. В частности, он использовал Испанский гражданский кодекс 1751 г., составленный сеньором Гойена; Чи­лийский кодекс 1855 г., подготовленный юристом Веллои превос­ходивший, по мнению Сарсфельда, европейские кодексы; проект бразильского кодекса, составленный Фрейтасом. Разумеется, важ­ным источником заимствований стал также и Французский кодекс 1804 г., из которого Сарсфельд переписал, по некоторым подсче­там, 145 статей и еще половину из 2282 статей рецепировал час­тично. В его распоряжении были также тексты Прусского земского уложения 1794 г., гражданские кодексы Сардинии, Палермо и Кодекс обеих Сицилии (Италия), а кроме того, проект кодекса Баварии, Саксонское гражданское уложение 1865 г. и некоторые другие кодификации.

Объем законодательного сборника оказался весьма внушитель­ным — 4051 статья. Кодекс состоял из двух вводных титулов и четырех книг. Первая книга посвящена правовому статусу лиц и семейному праву, вторая — обязательственному праву, третья — вещному праву, четвертая содержала общие положения об обяза­тельствах и вещных правах и делилась на три части, относящие­ся к наследованию, приобретению и утрате обязательственных прав.

"Все лица, — говорится в Кодексе о юридических лицах, — способные приобретать права и брать на себя обязательства и не являющиеся лицами, существующими реально, называются лица­ми, существующими идеально, или юридическими лицами" (ст. 32). Для характеристики физических лиц используется также выраже­ние "видимое существование". Сама градация юридических лиц носит весьма оригинальный характер: государство, каждая из про­винций федерации, каждый муниципалитет, церковь, а также общественные, религиозные, благотворительные, научные, лите­ратурные учреждения, религиозные общины, колледжи, универ­ситеты, акционерные общества. Кроме того, участниками граждан­ско-правовых отношений могут быть юридические лица иностран­ных государств, относящиеся примерно к тем же категориям, что перечислены в наборе национальных юридических лиц.

Семья для католиков предстает в юридических определениях как единство естественных, гражданских и религиозных уз, скреп­ляемых церковным браком. Сам брак воспринимается "вечным со­жительством, как этого требуют религия и обычаи страны" (по­зднее в эти формулировки внесены изменения — ст. 167).

Право собственности регулируется ст. 2524, где перечисляют­ся способы приобретения собственности. Собственность приобрета­ется, согласно Кодексу, путем захвата, переработкой, прираще­нием, традицией (путем передачи по согласному волеизъявлению сторон), путем получения плодов, наследования прав собственно­сти и за давностью пользования.

Несовершенства Кодекса были связаны с его громоздкостью и некоторыми просчетами составителя, которые пришлось исправ­лять специальными законами в 1878-—1882 гг. Определенные несо­вершенства связаны также с сохранением традиции как способа передачи собственности, ограничения в использовании имущества для супругов и др. Положительными сторонами Кодекса стали закрепление принципа формального равенства граждан перед за­коном, свобода в заключении договоров и в использовании соб­ственного имущества. Еще одной важной позитивной стороной ста­ло его содействие сплочению страны за счет упразднения парти­кулярных (обособленных) систем действующего права.

В 1926 и 1976 гг. были составлены новые проекты гражданс­кого кодекса, но ни один из них так и не был принят. В 1968 г. специальным законом были изменены несколько статей Кодекса. В конечном итоге пришли к такому варианту, когда гражданский кодекс действует наряду с другими законами, восполняющими пробелы в отдельных областях гражданско-правового регулирова­ния.