Общие положения 4 страница

независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составить суждение, не зависящее от влияния сторонних факторов, могущих скомпрометировать профессионализм такого суждения, и который позволяет лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодательства;

независимость поведения - избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что разумная и информированная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разумное сомнение порядочность, объективность аудитора или аудиторской организации.

Привлечение экспертов для оказания профессиональных услуг. Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему технической консультации специалистов со стороны.

Аудитор также должен учитывать конкретные требования в отношении независимости эксперта.

Гонорар. За оказание услуг аудитору причитается вознаграждение.

Получаемый аудитором гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для аудируемой организации, с учетом:

- квалификации и опыта, необходимых для оказания конкретного вида профессиональных услуг;

- уровня подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно;

- времени, обоснованно затраченного каждым из лиц, участвующих в оказании профессиональных услуг;

- уровня ответственности, возникающего из оказания таких услуг.

Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Соответствующие ставки устанавливает сам аудитор, однако они должны быть обоснованными.

Деятельность, не совместимая с аудиторской практикой. Аудитор не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, создающими или могущими создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации аудитора, то есть несовместимыми с оказанием профессиональных услуг

Одновременное ведение других видов деятельности, не связанных с профессиональными услугами, но не позволяющих аудитору вести профессиональную практику в соответствии с законодательством и нормами деловой этики аудиторов, считается не совместимым с оказанием профессиональных услуг.

Денежные средства аудируемой организации. Аудиторам запрещено держать у себя денежные средства аудируемой организации, если только они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором.

Отношения с другими аудиторами. Аудируемая организация может обратиться к иному аудитору с просьбой оказать профессиональные услуги.

Следовательно, аудитор не должен пытаться какими-либо средствами ограничивать свободу выбора клиентом возможностей по получению специальных консультаций, а, когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь.

Аудитор, которому клиент поручает оказать услуги, отличающиеся от услуг, оказываемых аудитором, обслуживающим клиента, должен считать такое поручение отдельным заданием на оказание услуг или консультаций.

Реклама и предложение услуг. Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование организаций и граждан и должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания.

К примерам, не отвечающим указанным выше критериям, относятся:

- создание недостоверных, обманных или неоправданных ожиданий благоприятного исхода;

- намеки на возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные или аналогичные органы или на должностных лиц;

- производство восхваляющих себя заявлений, не подкрепленных фактами;

- производство сравнений с другими аудиторами;

- использование в рекламе рекомендательных писем или доверительных надписей без согласия клиентов;

- использование любых других заверений, которые могут ввести в заблуждение или обман любое разумное лицо;

- необоснованные заявления о том, что данный аудитор является экспертом или специалистом в той или иной области аудита.

Представление информации. При представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг аудиторские компании должны раскрывать данные, которые могут быть надлежащим образом подтверждены.

Аудитор при представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг должен сообщить пользователю указанной информации о том, осуществлялась ли независимая проверка указанной информации.

Принцип лояльности. Аудитор обязан быть лояльным и по отношению к своему работодателю, и по отношению к своей профессии. Однако работника нельзя заставлять:

- нарушать закон;

- нарушать профессиональные правила и стандарты;

- лгать аудиторам работодателя или вводить их в заблуждение (в т.ч. путем хранения молчания);

- подписываться под заявлением, содержащим существенное искажение фактов.

Аудитор должен делать все от него зависящее, чтобы финансовая и нефинансовая информация велась в таком порядке, который точно и четко отражал бы истинный характер хозяйственных операций, активы и обязательства, классифицировал и заносил бы проводки своевременно и в установленном порядке.

 

2.3 Стандарты аудиторской деятельности (2 ч.)

План лекции.

1.Сущность и цели стандартизации аудиторской деятельности. Виды и классификация стандартов.

2. Основные принципы стандартов аудиторской деятельности, их структура.

3. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности.

4. Внутренние стандарты, их значение и виды. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита.

 

1.Сущность и цели стандартизации аудиторской деятельности. Виды и классификация стандартов.

 

Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на следующие виды:

- международные аудиторские стандарты;

- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях,

- правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на следующие виды (рисунок).

 

 

Виды аудиторских стандартов
Международные аудиторские стандарты;
Федеральные стандарты аудиторской деятельности;
Внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в СРО аудиторов;
Внутренние стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

 

Рисунок. Группы и виды аудиторских стандартов

В целом все правила (стандарты) аудиторской деятельности группируют по различным признакам: по уровню действия, по содержанию, по назначению, по этапам аудиторской проверки, что отражено на рисунке.

 

ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

¯

 

ПО УРОВНЮ ДЕЙСТВИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПО ЭТАПАМ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ*

¯ ¯ ¯ ¯

Международные аудиторские стандарты Общие стандарты Стандарты обеспечивающие аудит Стандарты, применяемые на этапе предварительного планирования  
 
Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности Рабочие стандарты Стандарты, применяемые на этапе планирования  
 
Внутренние правила (стандарты) профессиональных аудиторских организаций Стандарты отчетности   Стандарты, применяемые в процессе проверки  
Функциональные Стандарты  
Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Прочие стандарты Специализирова- нные функциональные стандарты Стандарты, заключительной стадии аудита  
Комплексные функциональные стандарты  

 

 

2. Основные принципы стандартов аудиторской деятельности, их структура.

 

Федеральные аудиторские стандарты имеют следующую структуру: - номер и наименование стандарта, - введение, - содержание стандарта, - приложения.

В разделе "введение" отражаются:

- принцип разработки стандарта в соответствии с международным стандартом аудита;

- необходимость разработки стандарта;

- области и направления применения стандарта;

- понятия и определения, используемые в стандарте.

В разделе "содержание стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения и аудиторские процедуры.

В раздел "приложения" включаются различные приложения: таблицы, образцы документов, примеры понятий, факторов и др.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) применяются в РФ. Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они: - способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки; - содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений; - определяют действия аудитора в конкретных ситуациях. Общие требования к структуре и содержанию федеральных стандартов обобщены в таблице.

Таблица. Структура аудиторских правил (стандартов)

Структура стандарта Содержание разделов стандарта
Номер и наименование стандарта.
Введение. - принцип разработки стандарта в соответствии с международным стандартом аудита; - необходимость разработки стандарта; - области и направления применения стандарта; - понятия и определения, используемые в стандарте.
Содержание стандарта. - формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения и аудиторские процедуры.
Приложения. - включает различные приложения: таблицы, образцы документов, примеры понятий, факторов и др.

 

3. Международные и отечественные стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, иной информации и оказании сопутствующих услуг. Международные стандарты аудита регулируют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности в мировом масштабе.

Международные аудиторские стандарты подразделяются на следующие 10 групп: введение (предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА), обязанности, планирование, система внутреннего контроля, аудиторские доказательства, использование результатов работы третьих лиц, аудиторские выводы и заключения, специальные области аудита, сопутствующие услуги, положения по международной аудиторской практике (приложение 1).

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) стали выпускаться в 70-е годы ХХ в. и часто претерпевали изменения. В настоящее время они имеют трехзначную нумерацию от 100 до 999. Положения по международной аудиторской практике имеют четырехзначную нумерацию от 1000 до 1100. Ежегодно вносятся изменения в международные стандарты аудита, хотя они и имеют незначительный характер.

Каждая страна выбирает свой подход к применению МСА. Может использоваться полный текс МСА, переведенный на национальный язык. МСА могут применяться во всех существенных аспектах с учетом национальных особенностей аудиторской деятельности. Страна может использовать свои национальные стандарты аудита.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) применяются в РФ.

Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:

- способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

- содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

- определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

После 2010 г Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Минфин РФ.

Работа по разработке национальных аудиторских стандартов включает два этапа:

- стандарты, утвержденные до 2002 года,

- стандарты, утвержденные после 2002 по 2009 г.

- стандарты, утвержденные после 2010 г.

До 2002 г. применялись российские аудиторские стандарты, которые были утверждены протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С 2002 г. используются федеральные правила (стандарты), которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Федеральные стандарты отличаются от ранее применяемых российских стандартов. Они разработаны с учетом международных стандартов аудита, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на особенности рыночной экономики и практику аудита. При этом следует заметить, что до момента утверждения соответствующего федерального правила (стандарта) аудита действует аналогичный российский аудиторский стандарт. С 2010 года осуществляется пересмотр всех ранее принятых стандартов.

 

4. Внутренние стандарты, их значение и виды. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита.

 

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности. При этом эти стандарты не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом в отношении внутренних стандартов аудиторских организаций и аудиторов должен соблюдаться следующий принцип. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних стандартов СРО, членами которого они являются.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

- соблюдению требований федеральных аудиторских правил (стандартов) и стандартов профессиональных аудиторских объединений;

- уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

- использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

- увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты разрабатываются в виде следующих блоков:

- по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

- стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения федеральных правил (стандартов);

- методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

- по организации сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

целесообразность - при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

преемственность и непротиворечивость - стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с другими внутренними стандартами;

полнота и детализация - внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

единство терминологической базы - обеспечение единства трактовки терминов и понятий во всех стандартах.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать наименование, номер стандарта, наименование разработчика, дату разработки, дату утверждения. Структура стандарта включает:

1. Общие положения (цели и основания разработки стандарта, необходимость использования стандарта, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами, срок действия стандарта)

2. Основные понятия и определения

3. Сущность внутреннего стандарта (основные требования, методология решения указанной проблемы)

4.Нормативные акты, используемые при экспертизе

5. Приложения (макеты рабочих документов аудитора, вопросы и тесты, аудиторские процедуры)

Подпись руководителя разработки

Вся деятельность аудиторов регулируется соответствующими правилами (стандартами). Стандарты применяются при планировании и документировании аудита, составлении рабочей документации аудитора, аудиторского заключения. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе только самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы.

 

2.4 Организация проведения аудиторских проверок (4 ч.)

План лекции.

1. Основные этапы аудиторской проверки. Действия аудитора в начале проверки.

2. Принципы выбора клиентов аудиторской фирмой. Письмо и договор на проведение аудита.

3. Предварительное знакомство аудитора с клиентом (аудируемым лицом).

4. Основные принципы и требования к проведению аудиторской проверки.

1. Основные этапы аудиторской проверки. Действия аудитора в начале проверки.

 

Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Порядок проведения аудиторской проверки регулируется аудиторскими стандартами. Аудиторская проверка включает следующие основные этапы:

- подготовка и планирование аудиторской проверки,

- проведение аудита,

- заключительный этап аудиторской проверки.

Каждый из этапов предполагает осуществление набора процедур, которые должен выполнить аудитор. Общая схема этапов аудиторской проверки приведена на рисунке 3. Аудиторская проверка должна быть подготовлена и спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта.

Цель подготовки и планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе подготовки и планирования аудита необходимо:

- определить с клиентом условия проведения проверки (объем, предмет аудита, оплату услуг, взаимоотношения сторон, права, обязанности и ответственность),

- стратегию и тактику аудита, сроки его проведения,

- оценить состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существенность отдельных статей бухгалтерской отчетности, риск необнаружения искажений бухгалтерской отчетности и определить характер проверки,

- разработать общий план и программу аудита.

 

Подготовка и планирование аудиторской проверки 1. предварительное знакомство с клиентом 2. подготовка письма о проведении аудита 3. определение объема проверки 4. заключение договора на проведение аудиторской проверки 5. изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля 6. оценка уровня существенности 7. оценка аудиторского риска 8. определение аудиторской выборки 9. планирование аудита и составление программы аудиторской проверки
Проведение аудита 1. сбор аудиторских доказательств 2. использование результатов работы внутреннего аудита 3. использование работы эксперта 4. документирование аудита
 
Заключительный этап аудиторской проверки 1. действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности 2. подготовка письменной информации руководству аудируемого лица 3. оценка событий, произошедших после даты составления отчетности 4. подготовка аудиторского заключения

 

Рисунок. Этапы аудиторской проверки

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом результаты выполненной аудиторами работы должны быть сопоставлены с результатами работы других специалистов. Следует оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств.

В ходе аудита должны документироваться основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства качественного проведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности того или иного мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудитор оценивает выявленные искажения бухгалтерской отчетности и их влияние на достоверность показателей бухгалтерской отчетности и содержание аудиторского заключения. Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности следует подробно отразить в рабочей документации.

Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется отрицательное аудиторское заключение или заключение с оговоркой либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации. Аудиторской заключение сопровождается письменной информацией руководству аудируемой организации о результатах аудиторской проверки.

2. Принципы выбора клиентов аудиторской фирмой. Письмо и договор на проведение аудита.

 

Экономический субъект (клиент) самостоятельно выбирает аудитора, аудиторскую фирму, при этом критериями выбора могут быть: рекомендации деловых партнеров; конкурсный отбор, реклама; опыт работы на рынке аудиторских услуг; наличие лицензии на аудиторскую деятельность; уровень цен на предоставляемые услуги и сроки ее исполнения, и др. Выбрав аудиторскую фирму заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет ей именное письмо-предложение о проведении аудита.

Письмо аудиторской организации о согласии на проведение аудита (далее - письмо-обязательство) - это документ, который составляет аудиторская организация в ответ на приглашение провести аудиторскую проверку. Составление этого документа завершает этап предварительного планирования аудиторской проверки, когда наиболее квалифицированные сотрудники аудиторской организации ознакомились с особенностями и условиями деятельности организации - потенциального клиента.

Письмо-обязательство направляется непосредственно руководителю организации, пригласившей аудиторскую фирму, до заключения договора на аудиторскую проверку. Основное назначение этого документа - объяснить руководителю организации особенности оказания таких услуг, как аудиторские.

Письмо должно содержать обязательные указания и по желанию аудиторской организации дополнительную информацию Структура письма- обязательства включает:

1) условия аудиторской проверки;

2) обязательства аудиторской организации;

3) обязательства проверяемой организации;

4) дополнительная информация.

В условиях аудиторской проверки следует указать:

а) объект и цель аудиторской проверки - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях;

б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;

в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчетность.

Обязательства аудиторской организации включают:

а) соблюдение аудиторской тайны;

б) в установленные договором сроки представление письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существенных ошибках в бухгалтерском учете;

в) в установленные договором сроки представление аудиторского заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности;

г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмотря на наличие риска не обнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.

Обязательства руководства и сотрудников проверяемой организации:

а) предоставить для проверки все необходимые документы;

б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (не подтверждении) соответствующей задолженности;

в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;

г) предоставлять все необходимые разъяснения по возникающим у аудиторов вопросам.

Дополнительная информация может включать:

а) примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы;

б) предлагаемые условия оплаты;

в)общая характеристика применяемых методов аудита и др.

Жесткие рекомендации по составлению письма-обязательства отсутствуют, его содержание определяется прежде всего запросами клиента и характером взаимоотношений аудиторской организации с клиентом. При долгосрочном сотрудничестве (повторном аудите) аудиторской организации с клиентом письмо-обязательство может не составляться. При повторном аудите письмо-обязательство составляется лишь в случае:

- наличия фактов неправильного понимания клиентом целей, масштабов аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;

- изменения условий проведения проверки исполнительного органа экономического субъекта;