Китайское государство в Новое время.

Китайское государство и право в Новое время

План лекции:

 

1. Китайское государство в Новое время

2. Правовая система империи Цинь

 

К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное обще­ство, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вме­сте с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обез­земеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговца­ми дополнялась национальным гнетом.

С XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и граждан­ской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

Утвердившись на троне китайских императоров — богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в структуру государственных органов предыдущей династии. Ки­тайский император являлся неограниченным монархом, за­мещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законо­дателем и верховным жрецом, которому принадлежало ис­ключительное право принесения жертв и молений "Вер­ховному небу", а также неограниченное право карать и ми­ловать своих подданных.

Высшими .государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими де­лами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671 г. из равного числа маньчжурских и китайских сановников. После 1732 г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных госу­дарственных дел перешло к этому новому органу.

Высшая исполнительная власть осуществлялась импе­ратором, как и при династии Минов, через шесть централь­ных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Име­лись также и другие центральные учреждения. Так, кон­троль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Вер­ховный суд.

Китай времен Цинской династии характеризовался на­личием сильной власти на местах, сосредоточенной глав­ным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, со­средоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальни­ками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с админи­страцией, но обычно для осуществления судебных разбира­тельств выделялись специальные чиновники.

Формально доступ на государственную службу был от­крыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую сте­пень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице.

Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались оп­ределенные знаки отличия.

С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 года англичане развернули против Китая воен­ные действия, которые положили начало "опиумным вой­нам". Феодальная армия не могла противостоять первокласс­но вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организо­вать оборону страны.

В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор от­крывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китай­ских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англича­нам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую тор­говую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредниче­ской торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф.

В 1843 году Нанкинский договор был дополнен прото­колом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра­во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры­тых портах не только разрешать систему этих иностран­ных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англи­ей неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.).

Важным следствием "опиумной" войны явилось возник­новение в стране революционной ситуации, развитие кото­рой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антимань­чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество покло­нения верховному владыке"). Главой общества и его идео­логом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество про­поведовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянъ-го" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), по­этому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тайпинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движе­ния.

Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь ос­новы своей государственности. Было провозглашено "Тай­пин тянъго", руководитель движения Хун Сюцюань полу­чил титул небесного царя (тянъ ван), царями (ванами) ста­ли именоваться и пять других руководителей движения. Та­ким образом, как и в других крестьянских движениях, ки­тайские крестьяне не пошли дальше установления "спра­ведливой" монархии.

Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличав­шуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин — столицу Китая в период Минской ди­настии, который был провозглашен столицей "небесного го­сударства". Вскоре после этого события был обнародован документ под названием "Земельная система небесной ди­настии", значение которого выходило за рамки его офици­ального наименования — практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных на­чалах, освобождение крестьян от арендной платы помещи­кам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борь­бы с коррупцией и др.

Власть тайпинов на части территории Китая просуще­ствовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не счи­тая некоторых стратегических просчетов тайпинских руко­водителей и раскола в их среде, были интервенция запад­ных держав и внутреннее разложение тайпинского движе­ния. Тайпинские армии потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом — широкую поддержку народа. Они по­терпели поражение под ударами объединенных войск мань­чжурской династии и китайских помещиков, поддержан­ных интервентами. Тем не менее восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китай­ской буржуазно-демократической революции, предвестником национально-освободительной борьбы.

Тайпинское восстание и "опиум­ные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государ­ственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре госу­дарственных органов.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведом­ством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностран­ных государств. И все же появление в государственной струк­туре специального органа по иностранным делам стало оп­ределенной вехой, означавшей конец многовековой изоля­ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ве­домство — адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение ки­тайского флота во время франко-китайской войны 1884— 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравно­правного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предна­значавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.

После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились воз­никшие в последний период борьбы с тайпинским движени­ем комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового ин­тенданта. Наместники получили право казнить без предва­рительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежно­сти к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбой­ников".

Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должно­стей, усиление произвола чиновников.

Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в эконо­мике, к возникновению сравнительно сильного и быстро развивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

В 60—80-е гг. XIX в, возникают первые китайские ка­питалистические предприятия. Первоначально это казен­ные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под кон­тролем государства. Ведущей силой формирующейся на­циональной буржуазии стали крупные чиновники и поме­щики. Раньше национальной образовалась в Китае компра­дорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китай­ской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к ми­ровому рынку.

Рост национального капитализма, расширение эконо­мических связей в стране, возникновение крупных эконо­мических и культурных центров создали условия для обра­зования китайской нации, развития национального самосоз­нания.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особен­но империалистический раздел страны активизировали дея­тельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влия­ние на ее общественную жизнь оказала группа интеллиген­тов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, пред­ставлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуа­зившихся помещиков. Эта группа выступала за модерниза­цию страны, за проведение реформ с помощью император­ской власти.

Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, некоторым вопросам деятельности государственного аппа­рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершен­ного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.

В 1899 году Китай вновь был потрясен народным вос­станием. Это было выступление сельской и городской бед­ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согла­сия"), возникших на базе тайного общества — "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, за­игрывавшими с широким народным движением. Осада вос­ставшими посольского квартала в Пекине послужила пово­дом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда ев­ропейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.

В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки­тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни­зительных условий, закреплявших окончательное превра­щение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключи­тельного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы­нуждены были предпринять ряд реформ.

Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэ­туаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об­щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была постав­лена задача выработать уставы, регламентирующие деятель­ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо­собствовать притоку капиталов в промышленность и тор­говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобра­зованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почт и путей сообщения, фи­нансов, армии и права (вместо министерства уголовных на­казаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управ­ление. Судебные органы отделяются от администрации. (Су­дебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.

В 1906 году был обнародован указ о проведении подго­товительных мероприятий для перехода к конституционно­му правлению. В связи с этим в следующем году Цины учре­дили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси­лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опублико­ван документ под названием "Основная программа конститу­ции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, не­ограниченность ее прав во всех областях политической жиз­ни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения — парламента, прав­да, с весьма ограниченными совещательными функциями.