ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ

1) Основные особенности драматических произведений.

2) Пути изучения драматических произведений в школе.

3) Пример планирования изучения комедии «Ревизор» в 8 классе.

 

1.

Драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, которые содержатся в ремарках и словах персонажей, отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора.

В драматическом произведении авторская позиция скрыта от читателей. Это позволяет по-разному воспринимать драматическое произведение. Свидетельствует тому «Вишневый сад» Чехова. Известны спектакли, где Анна и Петя Трофимов показаны как положительные герои, а в одном из современных спектаклей трактуются образы Анны и Пети как отрицательные.

Важнейшая особенность драмы – концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Все эти характерные черты, как правило, не воспринимаются учащимися, которые являются довольно поверхностными читателями драматического произведения. Поэтому драматургия – самый сложный род литературы для восприятия школьника.

2.

Выделяют такие основные пути изучения драматического произведения в школе:

1) изучение драмы как литературного произведения (особое внимание уделяется текстуальному анализу пьесы). Здесь на первое место следует поставить выразительное чтение в лицах. При изучении драматического произведения нужно научить школьника работать с ремарками, которые указывают на интонацию, на элементы в одежде, прическе, на внутреннее состояние персонажа. Важно познакомить с эпохой, отраженной в произведении, историей создания пьесы, с состоянием автора на время создания произведения. Нужно обязательно проанализировать события и характеры в пьесе.

2) «сценический» путь изучения (от просмотренного спектакля – к инсценированию в классе и от него – к тексту). Посещение спектакля и обдумывание режиссерского замысла повышает общий интерес к чтению и анализу драматического произведения, к пониманию его конфликта.

3) «синтетический» путь, предполагающий изучение текста произведения с элементами инсценирования и с последующим просмотром спектакля. Здесь наблюдения над текстом подготавливают учащихся к восприятию и оценке сценического воплощения пьесы.

4) целостный путь изучения драматического произведения включает в себя все многообразие методов и приемов изучения драматического произведения.

 

3.

Рассмотрим планирование целостного подхода к изучению комедии «Ревизор» в 7 классе.

1-й урок «Возмущение столицей» (заочная экскурсия по Петербургу 19 апреля 1836 г.).

2-й урок «Занавес открывается» (беседа о театре; учащиеся знакомятся с действующими лицами, идет аналитическое чтение 1-го действия комедии).

3-й урок «Растерянный Хлестаков и испуганный городничий» (2-е действие). Задаются вопросы для развития творческого воображения, при чтении сцены в гостинице дается понятие о несоответствии как основы комического (Хлестаков не соответствует своей роли).

4-й урок «Триумф Хлестакова» (3-е действие). Идет реконструкция внесценических эпизодов, просмотр отрывков из фильма-спектакля).

5-й урок «Дары города» (4 действие, 4 и 5 явления). Аналитические вопросы, работа с иллюстрациями.

6-й урок «Лестница славы и позор Городничего». Идет работа над 5 действием, раскрывается трагическое звучание финала.

7-й урок «Пособники обмана». Ставится ряд проблемных вопросов.

 

Домашнее задание

1. Разработать один из уроков по комедии «Ревизор».

2. Познакомиться с аннотацией к теме «Н.В.Гоголь. «Ревизор» (VII класс) в школьной программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Т е о р и я. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа. (Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V-XI классы) / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М., Дрофа, 2004. С. 183.)

 

 

Литература

Докусов А.М., Маранцман В.Г. «Ревизор» Гоголя в школьном изучении. – М., 1997.