Право Византии.

Византийское право, история которого на­считывает более тысячи лет, представляет собой уникаль­ное явление для средневековой Европы. Оно характеризу­ется относительно высокой степенью стабильности, внут­ренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое зна­чение имели традиционно сильная центральная император­ская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегриру­ющее влияние на право, придавали ему свойства систем­ности.

Уже на ранних этапах развития государства в Визан­тии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволю­ционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способство­вало длительное сохранение в Византии рабовладельчес­кого уклада.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорс­кого законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Визан­тии способствовала тому, что именно здесь были предпри­няты первые попытки кодификации императорских кон­ституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские кон­ституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римс­кое законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, ко­торые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно про­славились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адапти­ровали римское право применительно к новым потребнос­тям общества, внося при этом изменения и вставки (интер­поляции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупно­масштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осу­ществлена всеобъемлющая систематизация римского пра­ва, итогом которой явился Свой законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Ви­зантии, но и была тем фундаментом, на котором оконча­тельно сформировалась ее правовая система.

Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе пе­реложением римского права, отразил и некоторые специ­фически византийские черты. Они обнаруживаются в ряде интерполяций в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новеллах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конституций (новелл) само­го Юстиниана, в значительной степени отражала своеоб­разные условия византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился известный поворот в сторону классического римского права, в ней в полной мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и получившие дальнейшее развитие на последу­ющих этапах истории византийского права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении и "вульгаризации" римского права под влиянием позднеэллинистического (так называемого греко-восточно­го) права.

Византийские юристы в отличие от своих классичес­ких предшественников, избегавших дефиниций и исполь­зовавших казуистический стиль изложения, стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выра­ботке простых и понятных определений. Так, в заключи­тельной (50-й) книге Дигест введены специальные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных понятий. Определение терминов было особенно употребительным в учебной литературе, в том числе в Институциях Юстини­ана. Особой популярностью в это время пользовалась рабо­та Кирилла Старшего "О дефинициях".

На формирование византийской правовой системы зна­чительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространенные в восточных провинциях. Обычное пра­во с присущим ему примитивизмом подрывало логическую стройность системы римского, права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную струю, отразившую развитие новых общественных отношений: общинных и феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой институт, как эмфитевзис, новые формы усыновления и эмансипации подвла­стных лиц и т. д. Под влиянием восточного права было вве­дено письменное делопроизводство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой системы исков и утверж­дение экстраординарного (либеллярного) процесса.

Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юсти­ниана, проистекал не из юридической практики, а отра­жал распространенные в Византии идейные течения (пла­тонизм, стоицизм, христианство). Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Так, Институции и Кодекс непосредственно открывались обра­щением императора к Христу, а в самих законодательных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги. Некоторые правовые институты начинают тракто­ваться в чисто религиозном духе, так, брак уже рассмат­ривается как "божественная связь" (nexum divinum). Под воздействием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструк­ции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права (jus) использует традиционное понятие "правосудие" (justitia), но толкует последнее как "справедливость", при­чем в духе христианской морали. Он включает в свод зако­нов конструкцию естественного права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали классичес­кие юристы III в., а как право, установленное божествен­ным провидением. Основные направления переработки клас­сического римского права, нашедшие свое отражение в многочисленных интерполяциях, в кодификации Юстиниа­на, получили более полное развитие в последующей исто­рии византийского права.

В византийских судах применение кодификации Юс­тиниана наталкивалось на большие трудности. Ряд ее по­ложений устаревал, но главное — она была слишком слож­ной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI—VII вв. для практических целей византийскими юрис­тами составлялись упрощенные комментарии к законода­тельству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз (пересказов), индексов (указателей), схолий (учебных при­мечаний). Широкую известность получили Парафразы Ин­ституций Юстиниана, составленные на греческом языке для студентов-юристов Феофаном, а также Схолии Сте­фана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юсти­ниана. Византийские юристы на основании извлечений из кодификации Юстиниана составляли и практические сбор­ники, содержавшие перечни и образцы договоров, форму­ляры исков и т. п.

В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обыч­ного права. Таким образом проявилась одна из характер­ных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидиро­вать все право в писаном законе.

Основные памятники византийского права VIII—XIV вв.На рубеже VII—VIII вв. правовая система Византии пере­живает серьезные испытания, связанные с глубоким кри­зисом экономической системы, упадком городов, расселе­нием на государственных землях варваров, вторжением арабов и т. д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения византийского права из позднеантичного в средневековое. В VIII в. с общим экономическим и культурным подъемом вновь оживляется законодательная деятельность византийских императоров и юридических школ.

На втором этапе истории византийского права законо­дательство, поддерживаемое не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным опытом византийских юристов, становится более гибким и жизне­стойким. Именно жизненные потребности византийского общества сделали необходимыми новые работы по систе­матизации законодательства и по переработке кодифика­ции Юстиниана, которая была выполнена на латыни и ко­торой владел лишь небольшой круг лиц. Судебную практи­ку не могло удовлетворить то, что в Дигестах Юстиниана многие термины и целые фрагменты из сочинений Модестина, Папиниана и других юристов-классиков давались на греческом языке. Фактическое превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало и из­менения языка законодательных актов.

Потребности судебной практики делали необходимым переработку Свода законов Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по некоторым дан­ным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога ("избранные зако­ны"), явившаяся важнейшим этапом в развитии византий­ского права.

Составители Эклоги сохранили из кодификации Юс­тиниана лишь небольшую часть правового материала, по­этому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаго­ловке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе большего человеко­любия" законодательства "великого Юстиниана". Иконо­борческая фразеология Эклоги нашла свое отражение лишь в ее вводной части, где говорилось о необходимости ру­ководствоваться "истинной справедливостью", а не выс­казывать "на словах восхищение" ею и даже предписыва­лось "на. деле" отдавать предпочтение малоимущим и бед­ным. В Эклоге имелся специальный титул (VIII), посвя­щенный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей (например, дезер­тиров), но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В Эклоге в полной мере проявилось влияние христи­анской религии и морали, и ссылки на Евангелие исполь­зовались для обоснования ряда правовых положений. Осо­бенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы I—VII). Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брач­ный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 — для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное мес­то в семье, но в отличие от классического римского права Эклога отразила тенденцию к выравниванию имуществен­ного режима мужа и жены. Приданое и брачный дар, по­лученный женою, рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 части наследства), определялись семь разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завеща­ния.

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX— XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церков­ным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важ­ном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышаю­щий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в Эклоге получил и другой ти­пичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда "на срок до трех поколений, наследу­ющих друг за другом по завещанию или без завещания". Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило землю, обязано было уплачивать собственнику "без увер­ток" ежегодный взнос, а также заботиться о "сохранении и улучшении недвижимости". Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уго­ловное право было внесено много новых положений, от­разивших усиление государственной репрессии. Не случай­но именно данный титул Эклоги получил наибольшую из­вестность и неизменно использовался в последующих зако­нодательных сводах Византии.

В Эклоге предусматривалось преследование государ­ственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшиво­монетчиков и т. д. Особо была выделена статья, где говори­лось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в "заговоре против него или против государства христиан". Такие лица рассматривались как намеревающиеся "все разрушить", а поэтому их "в тот же час должно предать смерти". Много внимания законода­тель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали лица, дающие ложную клятву на "божественных евангелиях", поднимаю­щие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от "непорочной христианской веры", колдуны, зна­хари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий, участники языческих или еретичес­ких движений (в частности, манихеи и монтанисты).

Эклога предусматривала наказания за убийство и те­лесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были эти преступления предумышленными или непредумышлен­ными. Так, "если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца". Ответственность хозяина возникала только в слу­чае предумышленного убийства раба ("неумеренно его ис­тязал, или отравил его ядом, или его сжег").

В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого иму­щества, Поджог, разграбление чужих могил. Но большин­ство ее статей было посвящено преступлениям, посягаю­щим на установленный государством и освященный церко­вью строй семейных и нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодея­ние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девуш­кой, скотоложство, вытравление плода и т. д.

Разработанной и более жестокой (даже по сравнению с законодательством Юстиниана) была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовреди­тельских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отре­зание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепле­ние, оскопление и т. п. Были известны позорящие наказа­ния (например, острижение бороды и волос), а также кон­фискация имущества.

По некоторым преступлениям характер наказания в Эклоге определялся в зависимости от социального положе­ния виновного. Так, по ст. 22 для сановных лиц за связь с чужой рабыней полагался крупный штраф. За это же пре­ступление "простой человек" подлежал не только штра­фу, но и сечению плетьми. Дифференцировались также наказания за связь с девушкой "без ведома ее родителей": для лиц "состоятельных", лиц "среднего благосостояния", а также для "бедных и неимущих". Если первые должны были выплатить соблазненной компенсацию, размер кото­рой зависел от их положения, то последние подвергались порке, острижению и высылке (титул XVII, ст. 29). Однако в подавляющем большинстве других статей уголовная от­ветственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда исследовате­лей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги не­сколько смягчить социальные контрасты.

Социальное неравенство закрепляется в Эклоге и в тех ее положениях, которые посвящены доказательствам (титул XIV). Здесь прямо указывается, что "свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благо­состояние), наперед считаются приемлемыми". Что же касается "свидетелей неизвестных", т.е. лиц низшего соци­ального положения, то они, если данные ими показания оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми.

Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери пра­ва собственности, давность и др., приводили к тому, что несмотря на ее большую практическую значимость, судам по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледель­ческим, Морским и Военным законами. Наибольшее значе­ние из них имел Земледельческий закон, который по свое­му содержанию напоминал западноевропейские "варварс­кие правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских об­щинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жиз­ни византийского общества.

Различаются две основные версии (редакции) Земле­дельческого закона: ранняя (наиболее ценная как источник обычного права) и поздняя, отразившая уже более высо­кую ступень социальной дифференциации. Время и место составления ранней редакции являются спорными. Некото­рые исследователи относят ее к концу VII в. (к Юстиниану II), другие настаивают на ее южноиталийском происхождении. Однако господствующей является точка зрения, согласно которой Земледельческий закон был составлен в Констан­тинополе при императорах исаврийской династии в 20-х годах VIII в., т. е. примерно в одно время с Эклогой, в ка­честве приложения к которой он обычно и переписывался.

Земледельческий закон представлял собой частную компиляцию, но затем получил официальное признание, возможно, одновременно с Эклогой. Ранняя редакция Зем­ледельческого закона насчитывала 85 статей и, как это свойственно памятникам обычного права, не имела четко выраженной внутренней структуры. Земледельческий за­кон действовал в Византийской империи на протяжении всей ее истории, но более поздние редакции, относящиеся, в частности, к XIV в., насчитывали уже 103 статьи, сгруп­пированные в 10 титулов.

Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смеж­ных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наи­более убедительно свидетельствует ст. 8, предусматрива­ющая распределение земельных участков по жребию. Важ­ное значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земель­ных участков подати, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).

В казуистической манере сформулированы многочис­ленные статьи Земледельческого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйствен­ного инвентаря, за порубку чужого леса и т. п. В большин­стве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вре­да. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся частнособственничес­ким порядкам, применялись членовредительские и теле­сные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чу­жого сарая и т. п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого гумна, за большинство, краж, совершенных рабами).

Из других приложений к Эклоге наибольшее значе­ние имел Морской закон, который в Западной Европе по­лучил известность как Родосский морской закон. Составле­ние этого сборника относится к VII—VIII вв. В нем были собраны правовые обычаи, сложившиеся в практике ан­тичной и средневековой морской торговли и частично обра­ботанные еще римскими юристами, Морской закон содер­жал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так называемая ава­рия), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т. п. Отдельные нормы этого сборни­ка применялись в международной торговле вплоть до XV в.

Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македон­ской династии (иконопочитателей) Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими про­тивниками (иконоборцами), Василий I предписал вновь

переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридичес­кие термины и перевести их на греческий язык. Результа­том законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в последующие века был одним из наи­более авторитетных источников права Византии и оста­вил заметный след в истории права соседних славянских государств.

Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было вклю­чено 17 титулов), но по юридической технике (по четкос­ти расположения правового материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Экло­га именуется не "избранными", а "извращенными" закона­ми, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, осо­бенно относящихся к уголовному праву.

Изменения, внесенные Прохироном в правовую систе­му Византии, не были существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодатель­ства, как, например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях вольноотпущенников и т. п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX века. В нем более под­робно излагается договорное право (разрабатывается до­говор товарищества, устанавливается прямой запрет на проценты по займу и т. д.), вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т. п.).

Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора Василия I и его сыновей-соправите­лей было издано новое руководство по праву, которое также имело целью "очищение старых законов" и облегче­ние пользования правом, изложенным в кодификации Юс­тиниана. Это руководство получило название Эпанагога (т. е. переработанное повторение). По своей структуре она сле­довала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона, а также Эклоги. При всей ее ком­пилятивности она более подробно, а в некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но наи­более существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной цер­кви и государства и были широко использованы впослед­ствии в церковном праве.

Краткие своды византийского права не могли в пол­ной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886— 912 гг.) ознаменовалось подъемом юридической науки, были завершены крупные кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке законодатель­ства Юстиниана. Составленные таким образом около 890 г. под руководством видного юриста Симбация "Василики" ("Базилики"), т. е. "царские законы", призваны были заме­нить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

Использованный в "Василиках" огромный правовой материал расположен более компактно и последовательно, чем в Своде законов Юстиниана, состоявшем из несколь­ких самостоятельных частей (книг). "Василики" — единый законодательный памятник, включающий 60 книг, разде­ленных на титулы и фрагменты. Каждый титул "Василик" начинался с фрагмента текста одного из римских юристов, цитируемых в Дигестах (остальные мнения, как менее ав­торитетные, опускались), затем следовали соответствую­щие дополнения из Кодекса, Институций и Новелл. Юсти-нианово право в "Василиках" использовалось не непосред­ственно, а через греческие переводы и комментарии, (эпитомы, парафразы) византийских юристов VI в. — Анонима, Феофила, Дорофея и других.

В "Василики" не вошли те положения из кодифика­ции Юстиниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения (большая часть Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т. д.). Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен так­же ряд конституций, которые были пересмотрены после­дующим законодательством. Но переработка и сокращение предшествующего права в "Василиках" проведена недоста­точно тщательно и поспешно. В них сохранилось значи­тельное число устаревших или вышедших из употребления норм, упоминающих, например, давно исчезнувшие должности (римских консулов, императорских легатов и т. п.) или области, которые не входили в состав Византии (Еги­пет, Скифия и др.).

"Василики" включают в себя обширный правовой ма­териал, относящийся прежде всего к публичному и цер­ковному праву (кн. 1, 3—5 — о церкви, кн. 6 — о государ­ственных должностях, кн. 7—9 — о судебном процессе, кн. 60 — о преступлениях и т. д.). Однако большая часть "Василик" посвящена вопросам частного права, в том чис­ле правовому положению лиц (кн. 46 — о статусе свобод­ных людей, кн. 48 — о рабах, кн. 55 — о крестьянах и т. д.), хотя в этой сфере, так же как и в наследственном праве (кн. 45), в связи с развитием феодальных отношений мно­гие положения римского права утратили свое былое зна­чение. Чаще всего в судебной практике использовались нормы "Василик", регулирующие обязательственные от­ношения (кн. 19 о купле-продаже, кн. 23 и 25, посвящен­ные закладным операциям, кн. 26 о поручительстве и уп­лате долга).

Составление "Василик" не означало отмены законода­тельства Юстиниана, которое, однако, все более выходи­ло из употребления. С конца XII в. "Василики" стали един­ственным, действующим сводом византийского права.

Василики не дошли до нас в полном виде, ряд книг (в том числе кн. 50 о праве собственности и владении), сохра­нился лишь в отрывках. В большинство рукописей наряду с текстом "Василик" включены пояснения к ним (схолии) ви­зантийских юристов VI в., а также XI—XII вв. (так называ­емые "древние" и "поздние" схолии). Схолии не имели офи­циального значения, но принимались во внимание в ви­зантийских судах. Они имеют особую ценность, когда от­сутствует соответствующий текст самих "Василик".

После составления "Василик" византийское право развивалось посредством законодательных актов императо­ров — новелл, хрисовул (императорских грамот). Существен­ные изменения были, например, внесены Новеллами Льва Мудрого. Он разрешил государственным сановникам безконтрольно приобретать земли в подведомственных им ок­ругах, вновь снял запрет с взимания процентов, оконча­тельно отменил конкубинат, запретил браки, не получив­шие церковного признания и т. п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиля­ции, среди которых особенно выделялось "Руководство к законам, или Шестикнижье" Константина Арменопуло (око­ло 1345 года). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продолжало действо­вать на территории Греции, Валахии и Молдавии. "Шести­книжье" Арменопуло признавалось действующим правом Бессарабии в XIX веке после ее присоединения к России.

Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось в основном из по­становлений вселенских соборов и патриархов. Важное ме­сто здесь принадлежит решениям Вселенского Трульского собора в конце VII в., который утвердил официальный кор­пус канонов и запретил использовать "ложные каноны", или каноны, не санкционированные каким-либо другим Вселенским собором. На основе признанных норм церков­ного права, а также частично и императорского права со­ставлялись особые сборники — Номоканоны (наибольшую известность имел Номоканон, разработанный в VI в. Схола­стиком), содержание которых периодически обновлялось. Так, например, Номоканон в редакции XI века включал важное положение, согласно которому отменялось законодательство Юстиниана, а "Василики" тем самым станови­лись единственным действующим правом Византии. Номо­каноны оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в "Кормчие книги".

 

Лекция : Арабский халифат и мусульманское право.

План:

1. Арабский халифат.

2. Мусульманское право