Римская империя. 3 страница

Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II— III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние круп­ных земельных собственников, растет значение труда ко­лонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упа­док муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христи­анство. Экономическая система, основанная на рабовладель­ческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам при­соединяются колоны и свободная беднота. Положение ос­ложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть меж­ду враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199—235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое боль­шее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщи­ками.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений — сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи — доминат, во время которого Рим превратился в монархическое госу­дарство с абсолютной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом.

Титулы императора — Август и Доминус подчеркива­ли неограниченный характер его власти. Как правило, им­ператоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы — сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса пре­вращается в государственный совет консисториум. Скла­дывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников — придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора.

В отличие, от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты — в муниципальных должностных лиц.

Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен.

Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпoxy "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме — пре-фектом города), развившаяся тайная полиция — префектом претория.

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевла­дельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского на­селения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

Военная реформа, закрепившая образование погранич­ных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевла­дельцы в зависимости от размера землевладения были обя­заны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела админи­стративная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполити­ческая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положе­ние империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государствен­ные перевороты времен "солдатских императоров", пред­шествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя — цезаря. Через гогд цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Ди­оклетиана, властью по управлению частью империи. Импе­рия была разделена на две части— западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, посколь­ку законы издавались от имени обоих императоров. Каж­дый из них назначал себе соправителя — цезаря. В резуль­тате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей импе­рии. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной импе­рии стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и пос­ледовавшей борьбы за власть между его преемниками на­ступает период тридцатилетнего правления Константина (306—337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Ди­оклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удач­ной и привела к стабилизации денежного обращения. Упо­рядочение налогообложения еще более усилило прикреп­ление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдик­тами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам — двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы — на провинции, которыми управляли ректоры, провинции — на округа с окружной администрацией.

Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, продолжались разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период возникновения, превратилось в религию, которая идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а после крещения Константина в 337 году, — государственной религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината — военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи от­носительно меньше западной подвергалась нападениям вар­варских племен и была экономически более развитой, Кон­стантин перенес туда свою столицу — в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозгла­шен столицей империи. Перенос столицы в Константино­поль закрепил процесс распада империи на две части, при­ведший в 395 году к окончательному ее разделу на Запад­ную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Ви­зантию).

Экономическое обособление и политическое разделе­ние империи совпало с Периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его про­явлением и результатом. Раздел единого государства объек­тивно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологи­ческой борьбой, восстаниями покоренных народов, втор­жениями варварских племен, от которых особенно страда­ла Западная Римская империя.

В 476 году командующий императорской гвардией гер­манец Одоакр сверг с престола последнего римского импе­ратора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

 

Лекция : Римское право.

План лекции:

1. Источники Римского права.

2. Римское право.