Римская империя. 2 страница

Власть potestas принадлежала всем магистратам и вклю­чала в себя право отдавать распоряжения и налагать штра­фы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К ординарным магист­ратурам относились должности консулов, преторов, цензо­ров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были выс­шими магистратами и возглавляли всю систему магистра­тур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение. военачальников, право заключать перемирие и распоря­жаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новьк нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличи­лось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Kpoме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственна, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, тор- говлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейская трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. уси­лить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Дик­татор назначался по предложению сената одним из консу­лов. Он обладал неограниченной властью, которой подчиня­лись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подле­жали обжалованию, и за свои действия он не нес ответ­ственности. Правда, в первые века существования респуб­лики диктатуры вводились не только в чрезвычайных об­стоятельствах, а для решения конкретных задач и полномо­чия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В пери­од расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести ме­сяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это пра­вило было нарушено и появились даже пожизненные дик­татуры (диктатура Суллы "для издания законов и устрой­ства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отне­сены и комиссии децемвиров, образованные в период одно­го из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготов­ки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э.

Армия. Военная организация Рима сыграла очень боль­шую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое воору­женным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

Первоначальная военная организация Рима была про­ста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны Участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявших­ся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) воз­главлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

Большая военная активность повлекла изменения в во­енной организации. С 405 года до н.э. в армии появились добровольцы, которым стали платить жалованье. В III в. до н.э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания чис­ло центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов. Появляются, кроме того, легионы от союзников, организованных Римом муниципий и присоединенных к нему провинций. Во II в. до н.э. они составляли уже до двух тре­тей римской армии. В это же время понижается имуще­ственный ценз, с которым была связана военная обязан­ность.

Длительность и частота войн превращает армию в по­стоянную организацию. Они же вызвали растущее недо­вольство основного контингента воинов — крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повин­ность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кро­ме того, легионерам Полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Гал­лии и в Италии (за счет конфискованных, и свободных зе­мель). Реформа существенно изменила социальный состав армии — большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недоволь­ство собственным положением и существующими порядка­ми нарастало. Армия профессионализировалась, преврати­лась в постоянную и становилась самостоятельной деклас­сированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, — крупной политической фигурой:

Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими. В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристокра-тического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных владений. Эту тенденцию не остановила и интенсивная урбанизация, развившаяся ко II в. до н.э. Войны II—I вв. до н.э. несколько сместили акценты — они сопровождались массовым порабощением завоеванного населения, что привело к резкому увеличению количества рабов в Риме. Рабство приобретает “классический", античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных част­ных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористи­ческим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно большой размах имели восстания рабов в Сицилии во II в. до н.э. и восстание под руководством Спартака 74—70 Гг. до н.э., поставившее под угрозу само существование Римско­го государства.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспы­хивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производи­телями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролета­риев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедитель­ным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилье нобилей выз­вало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимуще­го населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стремились ограничить крупное земле­владение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и восстановить по­терявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опира­ясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротив­ление сената, провести в 133 году до н.э. через народное собрание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изыма­емых излишков создавался земельный фонд, распределяе­мый между безземельными или малоземельными гражда­нами. Получаемые ими участки становились неотчуждае­мыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществлять­ся, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — вве­дение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуще­ствляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123—122 гг. до н.э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о про­даже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам. Последний закон ограничил важное право сената — распоряжаться государственными расходами, так как финансирование продажи зерна переходило к народ­ному собранию, роль которого значительно возросла.

Гай провел и военную реформу. Было ограничено чис­ло -обязательных для римских граждан военных походов; отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В их пользу был изменен порядок от­купа налогов с провинций.

Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возрос­ла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большин­ства римских граждан, Гай потерял их поддержку в по­пытке распространить права римского гражданства на сво­бодных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.

Провал законопроекта о предоставлении прав римских граждан свободным жителям Италии, считавшимся союз­никами Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылившееся в I в. до н.э. в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима в условиях массовых вос­станий рабов и длившихся десятилетиями завоевательных Щвсйн в провинциях.

В результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это, не ослабило политическое напряжение в Риме — обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и популяров, боровшихся против сенатской олигархии. И те и другие использовали под­купаемых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э. к гражданским войнам.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких зем­левладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не вы­держивая конкуренции с крупными латифундиями в ре­зультате участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиле­ния центральной государственной власти. Все более оче­видной .становится неспособность старых политических уч­реждений справиться с осложнившейся ситуацией. Пред­принимаются попытки приспособить их к новым истори­ческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал соста­вить проскрипции — списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Уве­личив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его ком­петенцию. Ограничена была власть трибуна — его предло­жения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной диктатуры выявило стрем­ление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую госу­дарственную форму к новым историческим условиям обре­чены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000 человек, то теперь их число возросло до двух миллионов. Включение союзников в римские трибы привело к тому, что комиции перестали быть органами римского народа. Их законода­тельная деятельность приостанавливается, право избрания должностных лиц утрачивается. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в .столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.

Установление пожизненной диктатуры и гражданские войны показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красс, Цезарь). После него устанавливается диктатуpa Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

Римская империя. Общественный строй. Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и

социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Ита­лии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. На­конец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельчес­кого строя и расширением государственных границ значи­тельно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Оконча­тельно оформилось и сословное деление.в нем. Ряды ноби­лей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и про­винций — муниципалами, провинциальной знатью, а так­же государственными чиновниками. Нобилитет превраща­ется в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие .по­сты в государственном аппарате и армии и становятся наи­более прочной опорой императорской власти. Сословие всад­ников с имущественным цензом от 400 000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставляв­шее кадры для императорской администрации в Риме, про­винциях и для командных должностей в армии. Более зна­чительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримс­кие владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного при­тока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завое­вательных войн уходит в прошлое, и военный плен, быв­ший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещают­ся; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не слу­чайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивле­ния рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике; — широкое распространение получают пекулий и колонат.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II—III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственный строй. То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима — устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные републиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства “империя'' достаточно условно. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только, со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз (Октавиан, например, — 21 раз, последним был Гордиан III, получавший этот титул за шесть лет своего правления 6 раз). Но и после этого они продолжали получать по не­скольку раз власть трибуна и консула.

Постепенно власть императоров усиливается. Необхо­димость в ее маскировке республиканскими учреждения­ми и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между импера­тором и сенатом, уходят в прошлое. К концу П в. сенат окон­чательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, воз­главляемому императором. В конце III в. монархия утверж­дается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.), от "принцепс-сенатус" — первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставлен­ный первым в списке сенаторов и получивший право пер­вым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III—V вв.), от "доминус" — господин, вла­дыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей влас­тью imperium, избранию на важнейшие должности, созда­нию им отдельного от магистратур чиновничьего аппара­та, обеспечиваемого образованием собственной казны прин­цепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший поми­мо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, зак­лючать мир и международные договоры, содержать соб­ственную гвардию (преторианские когорты), право высше­го уголовного и гражданского суда, право толковать зако­ны. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнан­ным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика — верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого, сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената — сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов — часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности ста­ли получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовав­ший императорской гвардией, префект города Рима, рас­поряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуще­ствлявшими военную и гражданскую власть с помощью соб­ственного совета и канцелярии, вторые — назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчи­нении — сената и принцепса.

Создаваемый чиновничий аппарат не представлял со­бой стройной системы и был, особенно в первые века им­перии, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное уп­равление разросшимся государством в силу складывающей­ся централизации и иерархии чиновничества.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провин­ций шли в казну принцепса — фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завое­ванные и, следовательно, разграбленные Римом провин­ции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравни­тельно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые по­ступлениями от императорских поместий и широко прак­тиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорс­кими.

Армия. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

После перехода к профессиональной армии она превращается корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Её когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.