Структура Древнего Египта.

Государственный строй и социальная

Приблизительно 5 тыс. лет назад в северо-вос­точной части Африки, в долине, расположенной по ниж­нему течению реки Нила. сложилось единое государство, ставшее важным элемен­том древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавиланская или шумеро-аккадская. Название "Египет" (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в пере­воде означает Черная земля. Каждый год в начале июня главная река Хапи (Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем и связано название страны.

Важной особенностью египетской цивилизации яви­лось то, что она была детищем одного этноса. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этни­чески однородного населения — древних египтян.

Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упад­ка, а также редкие периоды социальных потрясений и т.д.

Историю Древне­го Египта подразделяют на периоды, совпадающие со временем существования отдельных царств и правящих династий. Таких пе­риодов насчитывают пять: Раннее царство (додинастический Еги­пет), Древнее, Среднее, Новое и Позднее, а правящих династий на протяжении почти 3 тысячелетий — 31.

Раннее царство (3200—2778 гг. до н.э.) - период царствования первых трех династий египетских фараонов - существовало в усло­виях общинного землепользования: верховным собственником зем­ли считалось номовое государство (во главе с номархом и своим религиозным центром), в пользу которого взималась часть доходов с этой земли. В додинастическом Египте существовал также сек­тор царского хозяйства со своими вельможами, чиновниками, по­датным населением и рабами из числа пленных.

Вначале, после преодоления раздробленности, это царство состояло из двух частей — Верхнего Египта с центральным горо­дом Фивы и Нижнего Египта с городами Мемфисом и Саисом, которые со временем под влиянием личной заинтересованности пра­вившего царя Верхнего Египта Менеса(или Нармера) и ряда уси­лий в направлении централизации привели к созданию единого го­сударства. Объединение не было прочным, но сыграло важную роль в заботах об орошении земель.

Примером гидротехнических сооружений может считаться канал, проведенный от одного из рукавов Нила до лежащего на другом краю пустынного оазиса Эль-Файюм, который затем стал самой плодородной областью в стране. Для проведения канала по­требовалось в определенном месте расширить горное ущелье.

С древнейших времен земледельцы, а затем астрономы вели наблюдение за восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который совпадал с поднятием вод Нила и началом нового календарного года. Со временем был изобретен сельскохозяйственный календарь, который подразделялся на три времени года с такими различениями: половодье, выхождение и сухость. Календарный год включал 365 дней. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила. Высоту паводка отмечали в разных местах реки. Резуль­таты наблюдений сообщали верховному сановнику и затем помеща­ли в летописи. Данные замеров позволяли заблаговременно пре­дусмотреть размеры паводка и отчасти предсказать будущий урожай. Известие о подъеме вод Нила разносилось гонцами по всей стране.

В период Древнего царства (2778—2260 гг. до н.э.)- в который включается время царствования III—IV династии - возни­кает централизованное государство с упорядоченной администра­тивной, судебной, военной и финансовой иерархией. Много вни­мания уделяется заботам об орошении и организации обществен­ных работ. Члены царского дома занимают многие высшие ад­министративные и культовые должности — верховных сановни­ков, военачальников, хранителей сокровищ, верховных жрецов. Первым сановником в системе централизованного бюрократиче­ского управления был везир (чатти), ведавший судом, местным управлением, государственными мастерскими и хранилищами. По некоторым данным, чатти одновременно состоял в родстве с верховным правителем. Хозяйственная деятельность концентриро­валась на уровне земледельческих общин и царских и храмовых владений.