Древнейшие цивилизации Востока. 1 страница

Месопотамии.

План лекции:

 

1. Древнейшие цивилизации Востока.

2. Законы Хаммурапи.

 

 

Согласно новейшим данным, первые свидетельства существо­вания человека, прямоходящего и умелого, находят в период 70 — 40 тысячелетней давности и только на протяжении последних 8 — 7 тыс. лет человек проживает в государственно-организованном обществе, в частности в первых очагах цивилизаций в Двуречье,по течению Нила, Инда и Хуанхэ. Согласно этой же периодиза­ции всемирной истории, человечество насчитывает примерно 55 веков Древней истории (до падения Римской империи), 15 — 16 веков средней и 3 — 4 века современной истории.

Еще в IV тысячелетии до н.э. в южной части Двуре­чья, между Тигром и Евфратом начало развиваться земле­делие, связанное с проведением ирригационных работ. В кон­це IV-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, от­куда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытес­нив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болоти­стую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились ус­мирять нерегулярные и временами катастрофические разливы Ев­фрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений.

Они создали — задолго до греков и римлян — города-государства, такие, как Киш (на севере), Ур и Урук (на юге). Следует, однако, иметь в виду условность раз­личий между некоторыми городскими и сельскими община­ми, так как горожане также занимались земледелием и пользовались всеми правами членов общины. Не случайно и город и село по-аккадски имели одно название — ур.

Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель-царь, который носил название энси ("воз­главляющий род", "закладывающий храм") или лугаль("большой человек", "хозяин", "господин").

В городах со­зывались общинные собрания и советы старейшин. Эти об­щинные органы не только избирали и в некоторых случа­ях низвергали правителей, но и определяли объем их пол­номочий, наделяя большими или меньшими правами в во­енной и законодательной областях. Лугаль, видимо, и отличался от энси большими военными полномочиями. Са­мим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен, всякого рода сбо­ров), судебные функции и функции по поддержанию об­щественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством, предводительствовал войском, председа­тельствовал в совете старейшин или в народном собрании.

Возникновение городов-государств вместе с набираю­щими силу процессами социального расслоения затронули прежде всего две племенные группы, населяющие юж­ное Двуречье: шумеров и аккадян. К концу III тысячелетия до н.э. населявшие Двуречье различные племенные груп­пы окончательно слились, но сохранились названия основ­ных его частей — Шумера на юге и Аккада на севере. Пер­вым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад. Жители Урука, например, поклонялись богу неба Ану, храм в честь которого был не только административным центром, но и центром ремесла, рано развивавшейся торговли, обществен­ным складом для страховых нужд и пр.

На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникали здесь как близко располо­женные локальные центры, окруженные полуоседлым и кочевым людом, инокультурными племенами. От постоян­ных переселений и набегов соседних племен зависело не только политическое значение того или иного города, но и само его существование.

Раннединастийный период шумерской истории был эпо­хой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей — за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей.

В XXVIII—XXVII вв. до н.э. возвышается город Киш, правители которого первыми приняли титул лугаля ("боль­шой человек", "господин"). Затем успех перешел к Уруку, имя его правителя Гильгамеша, подчинившего Лагаш, Ниппур и пр., впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса.

В XXV в. верховенство перешло к правителям — лугалям Ура, религиозным и культурным центром которого был Ниппур, а затем на рубеже XXV—XXIV вв. — к правите­лям Лагаша, среди которых особую известность приобрели Лугальянда и его противник Уруингина. Если Лугальянда, стре­мясь к укреплению своей власти, к централизации страны, вызвал резкое недовольство населения, вылившееся в вос­стание против разрушения старых общинных порядков, зло­употреблений властью, то Уруингина вошел в историю как ре­форматор, стремившийся облегчить положение бедняков, уменьшить поборы с разоряющегося населения и пр.

Последующее недолгое возвышение правителя Уммы Лугальзагесисменяется в конце XXIV в. до н.э. гегемонией семитского Аккада во главе с Саргоном Аккадским, став­шим правителем большого государства, включавшего мно­гие бывшие города-государства.

Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при Саргоне стал центром первого политического объединения се­верной и южной частей Двуречья. Создав обширную цент­рализованную аккадско-шумерскую державу, Саргон при­нял титул "царя Шумера и Аккада", "царя четырех стран света".

Усиление царской власти при Саргоне и его преемни­ках, продолжающееся при царях III династии Ура, чему способствовали победоносные войны этих правителей, было закономерным явлением. Оно было продиктовано необхо­димостью объединения общин, централизованного и раци­онального использования ирригационно-водного хозяйства. Отсюда возникает и новый вид правителя лугаля-гегемона, власть которого выходила за рамки отдельного города и в силу этого не ограничивалась общинными органами. Власть правителей стала приобретать наследственный характер, а административный аппарат и сам царь — олицетворять един­ство обширных территорий. Местные энси были низведены до положения чиновников, царю была подчинена храмовая администрация.

Усилению централизаторских тенденций способствова­ло представление о божественном характере власти, нис­посланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с име­нем Бог, в силу якобы своей избранности, наделенности особой царственностью богами, что возвышало их над все­ми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибу­тах царской власти — одежде, диадеме, жезле и пр.

Наибольшей степени концентрации царская власть до­стигла в Древневавилонском царстве, в котором склады­вается одна из разновидностей восточной монархии. Во втором тысячелетии происходит возвышение Вавилонской империи и ее политической и духовной культуры.

Вавилоняне — народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шу­меров и аккадцев, — стали, таким образом, народом двуязычным.

Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилон­ской династии по имениХаммурапи (1792—1750). Хаммурапи пользовался формально неограниченными законо­дательными полномочиями. Он выступал главой большого управленческого аппарата. Об этом свидетельствуют сохра­нившиеся до наших дней около 60 приказов Хаммурапи царским наместникам в городах и отдельных областях, а также военачальникам, послам: о смещении и назначении чиновников, проведении переписи населения, строитель­стве каналов, взыскании налогов.

Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивались обширные хозяйственные функ­ции: руководство ирригационным хозяйством, строитель­ство храмов, регулирование цен на товары, ставок вознаг­раждения ремесленникам, врачам, строителям. При Хам­мурапи купцы были превращены в царских агентов. С ши­роким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников, государственных контролеров.

Страна была разделена на области, находящиеся под управлением царских чиновников шакканаккум, ответствен­ных за сбор налогов, за поддержание порядка и за созыв ополчения, а также контролировавших назначаемых глав общин — рабианум.

Однако власть древневавилонских царей нельзя безо­говорочно назвать деспотической. И во времена Хаммура­пи продолжали существовать общинные органы управле­ния, советы старейшин, общинные сходки. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд админи­стративных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управ­ляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинни­ками и держателями наделов от царя, распределяли нало­ги и определяли размеры сборов и пр.).

Некоторые самые древние и важные города в Вавило­нии (Ниппур, Сиппар, Вавилон) могли иметь особый юри­дический статус, поскольку рассматривались как находя­щиеся под защитой местного божества. Жители этих горо­дов могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы.

Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в пол­ной мере сопротивление некоторых сельских общин и пле­мен. Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опас­ность "неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели". В интересах политической стабильности цари вынуждены были предоставлять ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вож­дям племен, храмам. Их привилегии записывались на ка­менных монументах — кудурру ("пограничный камень").

Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на соб­ственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической неза­висимости. Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном от­ношении царю, который назначал в них жрецов и админи­страторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности.

Хаммурапи назывался "богом царей, знающим муд­рость", "сердцем Вавилона", "возлюбленным богини Иштар", но не был самим божеством и даже верховным жре­цом. Царь, например, мог войти в храм только во время празднования Нового года, здесь ежегодно повторялся об­ряд коронации, принятия им из рук бога Мардука царской власти. Междуцарствием считались годы, когда этого не происходило. Коронация делала правителя-человека в Ва­вилоне способным царствовать, но не делала его Богом.Царь мог быть и низведен до состояния обычного челове­ка, лишиться царственности в силу крайней опасности того дела, за которое он брался. Только в его добрых, справед­ливых делах, служении и почитании богов, поддержке храмов было его спасение. Великий, благодаря своей влас­ти, в сравнении с подвластными ему народами, царь из-за своей человеческой природы, согласно месопотамской ре­лигии, оставался лишь подданным по отношению к приро­де и олицетворяющим ее богам.

Как и в древнеегипетском государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии писцов. Они были озабочены не только ведением деловой переписки и составлением документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного письма — один знак имел по 8—10 смыслов и значений — на писцов нередко возлагалась роль чтецов и истолкователей текстов, переводчиков на дипломатических переговорах и т.д.

О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения. Правитель дворца – нубанда - выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, со­действовал организации земледельческих и ирригационных (осушительных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством царя, считался "всеобщим нотариусом", ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей. Под его началом ве­лось строительство каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в организации и проведении военных походов.

Управление на местах осуществляли наместники – исакку,областные правители – шакканаку - и вожди родо-племенных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом помилования. В случае неразыскания виновного в преступлении в обязанности общины входило возмещение ущерба от грабежа. Земля была объектом купли-продажи, но с рядом ограничений.

Социальная структура общества была типично древневосточной — жрецы, воины, земледельцы — с небольшими вариациями. Самым привилегированным был класс авилумов (авилум — сын свободного человека). Следующий класс, сильно приниженный по статусу, именовался мушкенумы (мушкенумов прозвали также "падающие ниц") — в основном это царские слуги, возможно, из числа покоренных племен и народов. Рабы - вардумы - находились преимущественна в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В храмах имелись разветвленные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.

Правители III династии Ура управляли своими владе­ниями с помощью хорошо организованной профессиональ­ной армии, создавали царские суды, первые судебники (Судебник Ур-Намму) и пр.

Судебное устройство. В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия при­надлежало храмовым и общинным судам. В качестве су­дебного органа выступали советы храмов, общинные со­брания или специально выделяемая ими коллегия общин­ных судов. Рано упоминаются в источниках и царские суды. Так, еще в шумерском городе-государстве Лагаше суще­ствовал особый верховный судья — один из крупных санов­ников правителя.

Усиление царской власти привело к ограничению су­дебных полномочий общин и храмов. В общинах коллеги­альные суды по-прежнему состояли из членов совета ста­рейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они не могли рассматри­вать дела, касающиеся царского имущества.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелля­ционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения со­ответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступ­ников.

Наряду с профессиональными царскими судьями, как свидетельствуют источники, существовали особые судеб­ные должности глашатаев, полицейских или судебных ис­полнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полно­стью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важ­ная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании закон­ности сделок, в процедуре ордалий — "божьего суда", который считался важным средством установления истины.

В Вавилоне судебные решения в сознании людей из­давна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребля­ли своим положением. Такой провинив­шийся судья должен был быть "поднят со своего судейско­го кресла" и лишен права отправлять правосудие не ца­рем, а общинным собранием.

В нововавилонском обществе в храмовый совет, осу­ществляющий судебные функции, включались представи­тели народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

Армия. Усилению царской власти в шумерских горо­дах-государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, которая первоначально состо­яла из лиц, зависимых от храма или от его правителя лич­но. Создание постоянной армии, противопоставление ее общинному ополчению было важным свидетельством уси­ления царской власти.

Превращению Саргона во властителя могучего госу­дарства в значительной мере способствовало постоянное войско, которое он создал из малоземельных земледель­цев-общинников, получающих дополнительный надел за свою службу из царских земель. Саргон сам утверждал, что у него была постоянная армия, насчитывающая 5400 во­инов.

При Хаммурапи происходит окончательный отрыв по­стоянной армии от общинного землевладения. Воин (редум, оаирум) получает надел царской земли, обеспечивающий не только его, но и его семью. Воинские наделы полнос­тью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка со­хранялось право его малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не те­рял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушивших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников — декум и лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или от­давших его внаем. Служба воина считалось "вечной", В от­личие от Вавилона в Ассирии, если воин был достаточно зажиточен, он мог выставить вместо себя заместителя из числа бедняков. Он давал при этом обязательство снабжать продовольствием своего заместителя с условием, что его семья будет на него работать. Эта система "заместитель­ства" свидетельствовала о глубоко зашедшем разорении земледельцев в Ассирии.

Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло между тем окончатель­ного значения и общинное ополчение, созываемое во вре­мя крупных военных походов. Помимо лучников и тяжело­вооруженной пехоты в армии особое место занимали отря­ды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от нало­гов и несения других повинностей.

Нашествия горных племен, не затухающая борьба отдельных месопотамских городов за гегемонию приводили к смене политических центров, к воз­никновению новых правящих династий и царств, среди ко­торых следует отметить новошумерскую династию Ура (III династия Ура), объединившую Двуречье в границах об­ширного шумерского государства в XXII — XX вв. до н.э.

Это относительно централизо­ванное государство-гегемония, единство которого скреп­лялось главным образом военной силой его правителей, раздиравшееся внутренними усобицами, прекратило свое существование под ударами эламитов в 2007 г. до н.э.

Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н.э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хаммурапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным историков, здесь уже в XXIV в. до н.э. обычное право действова­ло только в земледельческих селениях-общинах, а в государствен­ном секторе хозяйства возобладали законы. Это было вызвано от­части значительным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления.

Вавилонская ма­териальная (техническая, измерительная, астрономическая, язы­ковая и др.) и духовная культура имела непосредственное влияние на регион Передней Азии (хетты, греки, впоследствии турки), Кав­каза и, возможно, влияние или взаимовлияние с народами хараппской культуры Индии, народами бассейна Каспийского моря, рек Урала и Средней Волги (древнее название её — Ра, затем Атал) ("могущественная родина отцов" — чуваш, яз.).

Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н.э. (в 3000 г. — в Египте, в 2000 г. — в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения.

Среди документов Ближнего Востока наибольшее хождение имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр составили юридические записи и сборники законов (надписи на камне — самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последователь­ных упакованиях с последующим обжигом в печах).

Рубежную эпоху составило включение в законы и обычаи принципа древней справедливости.

Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 ме­сяцев. Вавилоняне ввели еще 7-дневную неделю, которая была за­тем заимствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд.

Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он переживает новый временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в VII—VI вв. до н.э., а в III в. до н.э. фак­тически прекращает свое существование.

Картина развития месопотамского общества была бы неполной без упоминания о другой крупнейшей древневос­точной державе — Ассирии, судьба которой тесно пере­плеталась в древности с Вавилоном.

Место Ассирии в истории древнего мира, политичес­кое значение среднеассирийского царства (XV—XI вв. до н.э.) определялось его важной ролью в экономике всей Ближ­ней Азии, благодаря крайне выгодному географическому положению на торговых, караванных путях, связывающих государства этого региона.

Большое число социальных, экономических, полити­ческих структур, религия, равно как и письменность, были заимствованы Ассирией у Вавилона. А правовые институты Вавилона, представленные знаменитыми Законами царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), и Ассирии — Законами Сред­неассирийского царства (XII в. до н.э.), дают благодатную возможность выявить целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизации древности, ее госу­дарства и права.

2. Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные ре­шения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других райо­нах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных лич­ных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенно­сти в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Между­речья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое на­звание "Баб-Илу", что означает "врата Бога". По его многокило­метровой крепостной стене могли проехать несколько конных по­возок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность — вместе с висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и оранжереями царицы Семирамиды — далеко за пределами страны и упоминается в Библии.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространен­ных мифологических представлений о путях достижения "истин­ного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Про­лога к Законам Хаммурапи).

Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, пра­восудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считал­ся строгим блюстителем справедливости на Небе ("судья богов") и на Земле. Считалось, что все живые существа он "направлял на верный путь".

Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до ре­галий высшей власти — жезла и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Шамаша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе. Называя себя "царем спра­ведливости", Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: "Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудро­сти, нет соперника у моих деяний".

Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.

Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельно­сти Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого прави­теля-самодержца, высоко ценившего начала законности и справед­ливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империи.

Хаммурапи умело позабо­тился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и прорыты новые. Он изображен также удачливым воителем и грозой взяточников и ростовщиков, которые ставили своих соотече­ственников на грань выживания и обращали многих в рабство за долги. В источниках времени его правления упоминаются "указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, воз­мещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бед­ствий.

Хаммурапи усовершенствовал календарь ради удобств в собирании налогов, заботился об устранении неисправностей водорегулирующих механизмов, расположенных вдоль течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников – баиру - и воинов-солдат – реддумов - получавших от царя за службу поземельные участки с особым режимом пользования. Воинская повинность и постоянное войско уже существовали в то время.

В древности, как и в последующие времена, существовали две основные разновидности правовых систем страны или царства: первая опиралась на обычай, прецеденты, мнения авторитетных знатоков и в незначительной степени на ус­тановления верховной власти, вторая — на письменные законы, более или менее исчерпывающие круг правовых проблем (Египет, Месопотамия, Финикия с ее кодексом морских правовых обычаев, Афины времен составления законов Солона, просуществовавших около восьми веков, Законы XII таблиц в Риме, также действовавшие на протяжении многих веков).

Полный титул Хаммурапи, заимствованный через тысячу лет нововавилонским царем Навуходоносором, имел следующий вид: "Прославленный, покорный великим богам, могучий царь, солнце Вавилона, любимец богини Иштар, вынуждавший к послушанию четыре страны света". О главном итоге своей законодательной де­ятельности Хаммурапи повествует в Прологе в следующих словах: "...заботливый, покорный великим богам... вечное семя царства, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руко­водить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил плоть народа".

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов, и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, перевод­чиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 ста­тей оказались уничтоженными (соскобленными). Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вави­лона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавило­на. Этот камень нашли в 1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама.