Обзор современных программных средств в области управления
Для планирования индивидуальной работы существует большое количество компьютерных вариантов ежедневников, например, Lotus Organizer или входящая в состав пакета Microsoft Office 2000 программа Microsoft Scheduler.
Проблема планирования многократно усложняется, когда необходимо создать общий план работы для коллектива сотрудников и партнеров по бизнесу.
Для этих целей предназначена программа Microsoft Project, входящая составной частью в пакет Microsoft Office 2000.
MS Project поможет:
1.Составить план работ по одному проекту, по всем текущим делам, для себя самого, для группы, для отдела.
2.Учесть возможности сотрудников, оборудования, смежников и партнеров и распределить эти ресурсы оптимальным образом.
3.Вести оперативный контроль выполнения работ, выявляя как успехи, так и оплошности, давая людям возможность вовремя выправить положение.
4.Анализировать проекты сразу после составления, по мере выполнения и по завершении, чтобы работа реже переходила в аврал.
Система «1С: Предприятие» является системой программ для автоматизации различных областей экономической деятельности предприятия. Все составляющие системы программ «1С: Предприятие» можно разделить на:
♦ технологическую платформу;
♦ конфигурации.
Технологическая платформа представляет собой набор различных механизмов, используемых для автоматизации экономической деятельности и не зависящих от конкретного законодательства и методологии учета.
Конфигурации являются собственно прикладными решениями. Каждая конфигурация ориентирована на автоматизацию определенной сферы экономической деятельности и соответственно отвечает действующему законодательству.
Полный комплект 1С:Предприятия состоит из нескольких частей: Бухгалтерия, Торговля, Склад, Зарплата, Кадры. Программа 1С:Бухгалтерия позволяет:
■ вести расчеты по зарплате;
■ вести учет валютных операций;
■ вести учет материалов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);
■ вести учет производства продукции;
■ выполнять взаиморасчеты с организациями;
■ выполнять операции по банку и кассе;
■ проводить расчеты по товарам и услугам;
■ учитывать расчеты с бюджетом.
Но одни и те же данные могут по-разному использоваться в бухгалтерии и в плановом отделе. При помощи бухгалтерской программы (используя проводки) можно рассчитать начисление заработной платы. Но учет нюансов (удержание алиментов, учет больничных листов и т. п.) потребует дополнительной работы с программой и приведет к большой потере времени. Поэтому для расчета зарплаты предусмотрен отдельный компонент, где все особенности расчета зарплаты заложены в программу изначально.
Компонент «Зарплата и кадры» обеспечивает:
■ автоматизацию расчета начислений и удержаний по любым алгоритмам;
■ проведение расчетов «задним» числом;
■ формирование платежных ведомостей;
■ расчет больничных листов; расчет отпускных;
■стандартные отчеты для налоговой инспекции и пенсионного фонда РФ;
■ ведение штатного расписания предприятия;
■ хранение статистической информации по сотрудникам;
■ фиксацию кадровых перемещений сотрудников и их продвижения по службе.
Компонент «Торговля» обеспечивает:
■ ведение учета складских запасов товаров и их движения;
■ учет комплектации товаров; оформление счетов;
■ резервирование товаров и контроль оплаты; отслеживание состояния взаиморасчетов с контрагентами;
■ формирование необходимых первичных документов, счетов-фактур, книг продаж и покупок и т. д.,
■ ведение учета покупки и продажи товаров; учет денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
■ работу с товарными кредитам и товарами на реализации;
Особенностью данной программы является достаточно большое количество релизов (выпусков), которые отличаются друг от друга в деталях, и еще большее число конфигураций программы. Можно сказать, что каждое предприятие создает собственную конфигурацию программы, настраивая ее применительно к своим задачам.
2.1.2 Выработка стратегии управления: оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности организации
Стратегия деятельности организации – перспективные, качественно определенные направления развития ее составляющих, обеспечивающие достижение стратегических целей в области реализации потребителю товаров и услуг.
Потребность в разработке стратегии возникает в связи с динамизмом изменений экономических условий, в которых функционирует торговая организация, поэтому стратегия должна использоваться в качестве инструмента для адаптации к происходящим переменам окружающей среды
Правильная и эффективная стратегия должна указывать пути достижения поставленных целей и соответствовать требованиям шести критериев: внутренней согласованности целей; согласованности целей с условиями окружающей среды; правомерности или уместности с учетом имеющихся ресурсов, достаточного уровня риска, временного диапазона и эффективности.
Разработка стратегии организации проходит следующие этапы: анализ информации о состоянии рынка и конкурентоспособности организации; определение целей стратегии; разработка прогнозов, их оценка и выбор оптимального варианта; разработка программы действий и контроль за ее реализацией.
Первый этап содержит анализ показателей рынка, на котором функционирует организация, и оценку ее конкурентоспособности. Данный этап можно разбить на три части:
1. Исследование основных показателей рынка, на котором функционирует данное торговое предприятие, и выявление тенденций его развития (определение доли рынка данного предприятия; размера покупательского спроса; степени освоения рынка конкурентами, возможности рекламы и т.д.). Высокая доля торгового предприятия на рынке позволит увеличить объем реализации, а следовательно — и сумму прибыли.
2. Анализ внешней среды функционирования организации.
3. При оценке конкурентоспособности организации необходимо учитывать, что в ее основе лежат два составляющих: качество торговли и экономическая эффективность.
Второй этап разработки стратегии деятельности организации заключается в определении целей и ключевых проблем деятельности.
Цели деятельности организации должны иметь внутреннее соответствие, кроме того, они должны быть согласованы с условиями окружающей среды.
Для организаций розничной торговли стратегическими целями могут быть следующие:
1. Достижение определенных финансовых показателей (прибыль на вложенный капитал).
2. Достижение определенного положения на рынке (например, объем продажи, доля на рынке).
3. Изменение сферы деятельности в продуктовом (диверсификация) или географическом плане и т.д.
Если главная цель выявлена, то следующим этапом будет определение промежуточных целей. Среди них можно выделить: повышение производительности труда; повышение качества товаров и услуг; максимизация удобств для покупателей и т.п.
Третий этап заключается в определении обеспечивающих целевых установок: рациональное использование ресурсов; финансовая устойчивость предприятия; совершенствование организации и управления и др.
Для того, чтобы руководители организации могли выработать определенную стратегию в условиях данной окружающей среды, необходимо разработать программу получения и обработки информации о внешней среде.
На третьем этапе разрабатываются альтернативные варианты развития деятельности организации на рынке,
С этой целью проверяется соответствие между поставленными целями и имеющимися ресурсами. Совокупность ресурсов организации (трудовых, материальных, финансовых) составляет ее экономический потенциал, который можно охарактеризовать четырьмя основными аспектами:
1. Экономический потенциал организации определяется ее реальными возможностями в определенной сфере деятельности.
2. Экономический потенциал характеризуется объемом ресурсов и резервов.
3. Экономический потенциал предприятия определяется его способностями к использованию имеющихся возможностей и ресурсов.
4. Уровень и результаты реализации потенциала организации определяются также формой предпринимательства и соответствующей организационной структурой.
Стратегический план должен включать мероприятия, направленные на достижение поставленных целей. При определении варианта стратегии необходимо учитывать факторы внешней среды и возможности данного предприятия: ресурсы и конкурентные преимущества. Так, если выдвигается стратегическая цель — повышение прибыли на основе стратегии низких издержек, то основными мероприятиям по достижению цели будут следующие: внедрение передовых технологий, экономия ресурсов, отказ от дорогостоящего обслуживания и т.д.
Важным элементом стратегического планирования деятельности организации является оценка ее сильных и слабых сторон деятельности. На данном этапе следует учитывать структурные элементы деятельности организации, во многом обеспечивающие эффективность принимаемых решений (организационная структура, кадровый потенциал, личностные качества руководителей, уровень развития материально-технической базы организации, ее финансовые ресурсы, состояние коммерческой деятельности в организации и др.). Данный этап разработки стратегии позволяет оценить возможности организации в достижении оптимальных результатов деятельности.
Результатом анализа внешней среды деятельности организации должен быть перечень внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для нее, и список тех факторов макроокружения, изменения в которых могут нести дополнительные возможности для организации. При этом возможности должны соответствовать ресурсам организации, что создаст реальную базу для формирования конкурентных преимуществ.