Система управления организационно-экономическим объектом

Система - совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

Системный анализ – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведения их в единую теоретическую картину.

Система управления – система, реализующая функцию управления.

Экономическая информационная система (ЭИС) - совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированная информационная система (АИС) - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Классификации АИС

1) по сфере функционирования объекта управления:

· промышленность;

· сельское хозяйство;

· транспорт;

· связь;

· торговля;

· образование и т.д.

2) по видам процессов управления:

· АИС управления технологическими процессами (человеко-машинные системы управления устройствами, станками, автоматическими линиями);

· АИС организационного управления объектом (банком, фондовым рынком, финансовыми, страховым, налоговым, таможенной службы, статистическим, бухгалтерским учетом и т.д.);

· АИС научных исследований;

· обучающие АИС.

3) по уровню в системе государственного управления:

· отраслевые (по ведомствам – промышленности, АПК, строительство,…);

· территориальные (по административно-территориальным районам);

· межотраслевые (специализированные системы функциональных органов управления национальной экономикой).

4) по уровню автоматизации:

Каждая АИС (независимо от сферы функционирования объекта управления, от вида процессов управления, от занимаемого уровня в системе государственного управления и от уровня автоматизации) состоит из некоторых элементов, называемых видами обеспечения. Каждый вид обеспечения представляет собой совокупность тесно связанных между собой характеристик состава и функционирования АИС.

Выделяют следующие основные виды обеспечения АИС:

Техническое обеспечение - совокупность технических средств, входящих в состав АИС.

К техническому обеспечению относятся: компьютеры; средства связи; оргтехника.

Программное обеспечение - совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплекса технических средств. К программному обеспечению относится также программная документация, описывающая состав, функционирование и правила использования программ. Программное обеспечение АИС можно разделить на системное и прикладное.

К системному относятся программы:

· управляющие всем комплексом работ в АИС;

· обеспечивающие функционированию технических устройств и других программ;

· предоставляющие пользователю сервисные функции.

Прикладное программное обеспечение - комплекс программ, обеспечивающих непосредственное выполнение пользователем своих должностных обязанностей по подготовке документов, отчетов, ответов на запросы.

Информационное обеспечение - совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС.

Информационное обеспечение включает в себя:

· совокупность показателей;

· справочные данные и их описание;

· классификаторы и кодификаторы информации;

· унифицированные системы документооборота, специально организованные для автоматического обслуживания;

· массивы информации на соответствующих носителях и их описание;

· персонал, обеспечивающий надёжность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение- совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствам вычислительной техники.

К лингвистическому обеспечению относятся: термины и понятия предметной области; языковые средства описания исходной, промежуточной и выходной информации; языковые средства интерфейса пользователя и АИС; языки программирования.

Математическое обеспечение- совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач АИС и при проектировании АИС.

Организационное обеспечение - комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях проектирования и функционирования АИС.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС.

Кроме перечисленных выделяют ещё и другие виды обеспечения:

Методическое обеспечение - совокупность инструкций, описывающих правила эксплуатации и модернизации средств АИС.

Технологическое обеспечение - совокупность подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением компьютеров и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Эргономическое обеспечение - совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС и АИТ. ЭО предназначено для создания эффективных условий деятельности человека в АИС и для быстрейшего её освоения.

 

3. Автоматизированное рабочее место: понятие, значение, признаки

Автоматизированное рабочее место –совокупность информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ.

АРМ присущи следующие признаки:

- доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;

- размещение непосредственно (или вблизи) на рабочем месте пользователя;

- возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;

- осуществление обработки данных самим пользователем;

- диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.

АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.

Множество известных АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков:

- функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);

- тип используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро ЭВМ);

- режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);

- квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).

Внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация.

Например, АРМы организационного управления могут быть разделены на АРМ руководителей организаций и подразделений, плановых работников, работников материально-технического снабжения, бухгалтеров и др. Условно все эти АРМ-ы можно назвать АРМ - экономиста.

Концептуальное отличие АРМ на базе ПЭВМ состоит в том, что АРМ открытая архитектура ПЭВМ функционально, физически и эргономически настраивается на конкретного пользователя (персональный АРМ) или группу пользователей (групповой АРМ).

Можно выделить три класса типовых АРМ:

- АРМ руководителя;

- АРМ специалиста;

- АРМ технического и вспомогательного персонала.

Состав функциональных задач и видов работ (административно-организационный, профессионально-творческий, технический...) требует применения различных инструментальных средств при создании АРМ.

Например, административно-организационная работа - контроль исполнения, анализ текущего состояния дел и планирования работы...; профессионально-творческая - разработка документов, анализ информации, ...; техническая работа - получение, передача, хранение, печать документов, сводок, контроль за движением документов.

Для автоматизации каждой категории работ в настоящее время ПЭВМ оснащены различными ППП.

· Инфо-Бухгалтер (фирма «Информатик»)

· Турбо-Бухгалтер» (фирма «ДИЦ»)

· Галактика (фирма «ТопСофт)

· Абакус (фирма «Омега»)

· 1С Предприятие (фирма 1С)

· Ветразь (фирма Люксофт»)

· Анжелика+ (фирма «Golden Softweare», Минск)

· Профит-Комплекс

· Эконет

Создание АРМ обеспечило доступ к современной электронной технике небольших организаций, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации, и в этом состоит их главное преимущество. Кроме того, их создание обеспечивает:

· Расширение сферы их применения за счет простоты изменения состава прикладных программных средств

· Простоту, удобство по отношению к пользователю

· Компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации

· Высокую надежность, сравнительно простую организацию технического обслуживания

· Возможность поэтапного внедрения

 

 

Раздел 2. Прикладное программное обеспечение управленческой деятельности