Система управления организационно-экономическим объектом
Система - совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.
Системный анализ – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведения их в единую теоретическую картину.
Система управления – система, реализующая функцию управления.
Экономическая информационная система (ЭИС) - совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированная информационная система (АИС) - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификации АИС
1) по сфере функционирования объекта управления:
· промышленность;
· сельское хозяйство;
· транспорт;
· связь;
· торговля;
· образование и т.д.
2) по видам процессов управления:
· АИС управления технологическими процессами (человеко-машинные системы управления устройствами, станками, автоматическими линиями);
· АИС организационного управления объектом (банком, фондовым рынком, финансовыми, страховым, налоговым, таможенной службы, статистическим, бухгалтерским учетом и т.д.);
· АИС научных исследований;
· обучающие АИС.
3) по уровню в системе государственного управления:
· отраслевые (по ведомствам – промышленности, АПК, строительство,…);
· территориальные (по административно-территориальным районам);
· межотраслевые (специализированные системы функциональных органов управления национальной экономикой).
4) по уровню автоматизации:
Каждая АИС (независимо от сферы функционирования объекта управления, от вида процессов управления, от занимаемого уровня в системе государственного управления и от уровня автоматизации) состоит из некоторых элементов, называемых видами обеспечения. Каждый вид обеспечения представляет собой совокупность тесно связанных между собой характеристик состава и функционирования АИС.
Выделяют следующие основные виды обеспечения АИС:
Техническое обеспечение - совокупность технических средств, входящих в состав АИС.
К техническому обеспечению относятся: компьютеры; средства связи; оргтехника.
Программное обеспечение - совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплекса технических средств. К программному обеспечению относится также программная документация, описывающая состав, функционирование и правила использования программ. Программное обеспечение АИС можно разделить на системное и прикладное.
К системному относятся программы:
· управляющие всем комплексом работ в АИС;
· обеспечивающие функционированию технических устройств и других программ;
· предоставляющие пользователю сервисные функции.
Прикладное программное обеспечение - комплекс программ, обеспечивающих непосредственное выполнение пользователем своих должностных обязанностей по подготовке документов, отчетов, ответов на запросы.
Информационное обеспечение - совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС.
Информационное обеспечение включает в себя:
· совокупность показателей;
· справочные данные и их описание;
· классификаторы и кодификаторы информации;
· унифицированные системы документооборота, специально организованные для автоматического обслуживания;
· массивы информации на соответствующих носителях и их описание;
· персонал, обеспечивающий надёжность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Лингвистическое обеспечение- совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИС со средствам вычислительной техники.
К лингвистическому обеспечению относятся: термины и понятия предметной области; языковые средства описания исходной, промежуточной и выходной информации; языковые средства интерфейса пользователя и АИС; языки программирования.
Математическое обеспечение- совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач АИС и при проектировании АИС.
Организационное обеспечение - комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях проектирования и функционирования АИС.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС.
Кроме перечисленных выделяют ещё и другие виды обеспечения:
Методическое обеспечение - совокупность инструкций, описывающих правила эксплуатации и модернизации средств АИС.
Технологическое обеспечение - совокупность подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением компьютеров и других технических средств управления в установленных режимах работы.
Эргономическое обеспечение - совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АИС и АИТ. ЭО предназначено для создания эффективных условий деятельности человека в АИС и для быстрейшего её освоения.
3. Автоматизированное рабочее место: понятие, значение, признаки
Автоматизированное рабочее место –совокупность информационных, программных и технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.
АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций АСУ.
АРМ присущи следующие признаки:
- доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств;
- размещение непосредственно (или вблизи) на рабочем месте пользователя;
- возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;
- осуществление обработки данных самим пользователем;
- диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.
АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач.
Множество известных АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков:
- функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);
- тип используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро ЭВМ);
- режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);
- квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).
Внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация.
Например, АРМы организационного управления могут быть разделены на АРМ руководителей организаций и подразделений, плановых работников, работников материально-технического снабжения, бухгалтеров и др. Условно все эти АРМ-ы можно назвать АРМ - экономиста.
Концептуальное отличие АРМ на базе ПЭВМ состоит в том, что АРМ открытая архитектура ПЭВМ функционально, физически и эргономически настраивается на конкретного пользователя (персональный АРМ) или группу пользователей (групповой АРМ).
Можно выделить три класса типовых АРМ:
- АРМ руководителя;
- АРМ специалиста;
- АРМ технического и вспомогательного персонала.
Состав функциональных задач и видов работ (административно-организационный, профессионально-творческий, технический...) требует применения различных инструментальных средств при создании АРМ.
Например, административно-организационная работа - контроль исполнения, анализ текущего состояния дел и планирования работы...; профессионально-творческая - разработка документов, анализ информации, ...; техническая работа - получение, передача, хранение, печать документов, сводок, контроль за движением документов.
Для автоматизации каждой категории работ в настоящее время ПЭВМ оснащены различными ППП.
· Инфо-Бухгалтер (фирма «Информатик»)
· Турбо-Бухгалтер» (фирма «ДИЦ»)
· Галактика (фирма «ТопСофт)
· Абакус (фирма «Омега»)
· 1С Предприятие (фирма 1С)
· Ветразь (фирма Люксофт»)
· Анжелика+ (фирма «Golden Softweare», Минск)
· Профит-Комплекс
· Эконет
Создание АРМ обеспечило доступ к современной электронной технике небольших организаций, что было невозможно в условиях централизованной обработки информации, и в этом состоит их главное преимущество. Кроме того, их создание обеспечивает:
· Расширение сферы их применения за счет простоты изменения состава прикладных программных средств
· Простоту, удобство по отношению к пользователю
· Компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации
· Высокую надежность, сравнительно простую организацию технического обслуживания
· Возможность поэтапного внедрения
Раздел 2. Прикладное программное обеспечение управленческой деятельности