Методические указания для подготовки к практическим (семинарским) занятиям
Одной из наиболее эффективных форм системного усвоения студентами правовых знаний являются семинарские занятия.
Потребность в них особенно велика в ходе преподавания такого учебного курса как «История государства и права зарубежных стран». Предметом данного курса являются исторические процессы возникновения и многовекового развития сложной системы государственных и юридических учреждений зарубежных стран, во многом определяющие магистральные пути развития мировой цивилизации.
Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием исторических материалов, многочисленных политических и правовых документов, используемых в курсе для обоснования как общеисторических закономерностей развития государства и права, так и закономерностей тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Обширнейшая информативность, политико-правовая значимость этого курса, дающего студенту знания основ многих отраслевых дисциплин, определяют то обстоятельство, что история государства и права зарубежных стран изучается, как правило, на первом году обучения в юридических вузах. Именно в этот период у студента начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых текстов, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, одним словом, те важнейшие профессиональные качества, которые необходимы каждому квалифицированному юристу. Кроме того, изучение истории государства и права зарубежных стран сопряжено с началом освоения студентом государственно-правового понятийного аппарата, а также приемов и способов систематизации правового материала, его сравнительного исторического анализа.
Эти обстоятельства и диктуют настоятельную необходимость квалифицированной помощи студентам в форме создания специальных методических рекомендаций для подготовки к семинарским занятиям, без которых невозможно улучшение качества юридического образования и в более широком плане — повышение общего интеллектуального уровня, расширение кругозора будущего юриста.
В ходе подготовки к семинарскому занятию перед студентом встают две главные задачи. Это — выявление действительного содержания наиболее значимых положений правового документа в контексте исторических условий, места и времени его составления и определение вектора современности, общая оценка его политико-правовой значимости как для эволюции соционормативной культуры создавшей его страны, так и для развития мировой правовой мысли.
Следует отметить, что особой многозначностью, отсутствием четкости отличаются, как правило, правовые документы древнего мира и Средневековья, что также усложняет самостоятельную работу студента над правовым источником. В помощь студенту даны соответствующие разъяснения по основным вопросам плана, сформулированы наводящие вопросы с указанием конкретных статей правового документа, которые заслуживают особого внимания при его толковании.
Тема 1 «Государство и право средневековой Франции. Салическая правда»