Системы управления базами данных

Пример работы в электронных таблицах

Основные понятия и принципы работы в электронных таблицах

Назначение электронных таблиц

Программы обработки данных в электронных таблицах

 

Постановка задачи. Разработать в Excel прайс-лист фирмы, торгующей компьютерами, позволяющий пересчитывать стоимость компьютера с у.е. на рубли по заданному курсу, а также рассчитывать цены на компьютеры при различных объемах их оптовых поставок:

Цена 1 – стоимость одного комплекта = Цена$x курс$;

Цена 2 (стоимость 5 и более комплектов) = Цена1х 0,95

Цена 3 (стоимость 10 и более комплектов = Цена1х 0,9.

Алгоритм работы будет следующий:

1. Запустить программу Excel

Пуск®Программы®Excel®Ввод (левая кнопка мышки)

2. Установить курсор на ячейку С1 листа и ввести название «Прайс-лист» ®Ввод

3. Выделить название курсором (два раза кнопка Ввод) в окне типа шрифта установить Arial (Выбрать из списка, установив указатель на N и нажав Ввод) и размер 16 пунктов из списка размеров (рис. 33).

Рис. 33

4. В ячейку В3 ввести «на», в ячейку С3 ввести функцию СЕГОДНЯ()

Кнопка f(x) ®Форма мастера функций ® Выбрать раздел ДАТА и ВРЕМЯ® в правом окне найти функцию СЕГОДНЯ()®Ввод®Ввод.

5. В ячейку G3 ввести текст «Курс $=».

6. В ячейку Н3 ввести текущий курс $.

7. Далее ввести данные о компьютерах в столбцы «Плата», …, «Цена $».

8. В ячейку G6 ввести формулу:

«=» ®F6 (указать курсором по этой ячейке и Ввод)® «*» (знак умножить) ®Н3 ®F4 (перевести адрес ячейки в абсолютную форму)®Ввод

9. Повторить все формулы в остальных ячейках этого столбца перемещая курсор с маркером «+» до нижней границы списка.

10. В ячейку Н6 ввести формулу:

«=» ®G6 (указать курсором по этой ячейке и Ввод)® «*» (знак умножить) ®0.95®Ввод

11. Повторить все формулы в остальных ячейках этого столбца перемещая курсор с маркером «+» до нижней границы списка.

12. В ячейку I6 ввести формулу:

«=» ®G6 (указать курсором по этой ячейке и Ввод)® «*» (знак умножить) ®0.9®Ввод

13. Повторить все формулы в остальных ячейках этого столбца перемещая курсор с маркером «+» до нижней границы списка.

 

Пожалуй, очень не много программ, в которых бы не было недостатков. Excel – система электронных таблиц, разработка MicroSoft – это одна из таких программ. Следует отметить, что сама идея электронных таблиц не нова. Более того, были и более интересные их реализации. Например, электронные таблицы интегрированного пакета программ FrameWork были значительно мощнее по возможностям, имели встроенный язык функций, напоминающий алгоритмический язык Паскаль, легко интегрировались с другими приложениями этого пакета и при этом не требовали ЭВМ с большими ресурсами. Вне всякого сомнения, электронные таблицы Lotus 1-2-3 более производительны, чем Excel, но это уже для профессионалов. А для обычных пользователей Excel – самое популярное приложение MicroSoft. Иногда систему электронных таблиц называют еще процессором, от слова processing (обработка), но это вносит некоторую путаницу в терминологию, так как процессор - элемент устройства компьютера, а не программы.

Для чего нужна эта программа? Программа Microsoft Excel предназначена для работы с различными данными, преимущественно числовыми. Форма представления данных может быть табличная (например расчет себестоимости продукции, данные о правонарушениях по месяцам, изменение курса валют и т.д.), формализованная (например, счет-фактура, накладная, акт и т.д.) и неформализованная (например вариант отчета о финансовом состоянии фирмы за год, доклад о состоянии дел в фирме за определенный период, пояснительная записка и вообще любой документ, в котором наряду с текстом присутствуют и числовые данные, которые необходимо обрабатывать и определенным образом представлять в графическом виде).

Глубоко ошибочно мнение многих, если не всех авторов книг по информатике, что Excel способен обрабатывать только табличные данные. Это более гибкая программная система, способная к эффективному решению более сложных задач в очень короткие сроки.

Существует еще одно применение электронных таблиц. На их основе могут быть созданы информационные системы фирмы (предприятия), различного рода учетные, плановые и другие задачи для бухгалтеров, экономистов, менеджеров, юристов и других специалистов.

Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования.

Электронные таблицы наиболее эффективно можно использовать для:

проведения однотипных расчетов над большими наборами данных;

автоматизации итоговых вычислений;

решения задач путем подбора значений параметров, табулирования формул;

обработки результатов экспериментов;

проведения поиска оптимальных значений параметров;

подготовки табличных документов;

создания информационных систем небольших фирм и предприятий;

планирование образовательного процесса, перемещения грузов, разработка расписаний и т.д.;

построения диаграмм и графиков по имеющимся данным.

 

Все создаваемые в электронных таблицах документы называются рабочими книгами Excel. Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. В окне документа в программе Excel отображается только текущий рабочий лист, с которым и ведется работа (рис. 30).

Рис. 30. Рабочий лист электронной таблицы Excel

 

Каждый рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлыке листа, отображаемом в его нижней части (по умолчанию Лист 1, Лист 2 и т.д.). С помощью ярлыков можно переключаться к другим рабочим листам, входящим в ту же самую рабочую книгу. Чтобы переименовать рабочий лист, надо дважды щелкнуть на его ярлыке.

Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Всего рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от А до IV. Строки последовательно нумеруются цифрами, от 1 до 65 536 (максимально допустимый номер строки).

Ячейки и их адресация. На пересечении столбцов и строк образуются ячейки таблицы. Они являются минимальными элементами для хранения данных. Обозначение отдельной ячейки сочетает в себе номера столбца и строки (в этом порядке), на пересечении которых она расположена, например: А1 или DE234. Обозначение ячейки (ее номер) выполняет функции ее адреса. Адреса ячеек используются при записи формул, определяющих взаимосвязь между значениями, расположенными в разных ячейках. Одна из ячеек всегда является активной и выделяется рамкой активной ячейки. На рис. 30 активная ячейка B8. Эта рамка в программе Excel играет роль курсора. Операции ввода и редактирования всегда производятся в активной ячейке. Переместить рамку активной ячейки можно с помощью курсорных клавиш или указателя мыши.

Диапазон ячеек. На данные, расположенные в соседних ячейках, можно ссылаться в формулах, как на единое целое. Такую группу ячеек называют диапазоном. Наиболее часто используют прямоугольные диапазоны, образующиеся на пересечении группы последовательно идущих строк и группы последовательно идущих столбцов. Диапазон ячеек обозначают, указывая через двоеточие номера ячеек, расположенных в противоположных углах прямоугольника, например: А1 :С15. Если требуется выделить прямоугольный диапазон ячеек, это можно сделать протягиванием указателя от одной угловой ячейки до противоположной по диагонали. Рамка текущей ячейки при этом расширяется, охватывая весь выбранный диапазон. Чтобы выбрать столбец или строку целиком, следует щелкнуть на заголовке столбца (строки). Протягиванием указателя по заголовкам можно выбрать несколько идущих подряд столбцов или строк.

Ввод, редактирование и форматирование данных.Отдельная ячейка может содержать данные, относящиеся к одному из трех типов: текст, число или формула, — а также оставаться пустой. Программа Excel при сохранении рабочей книги записывает в файл только прямоугольную область рабочих листов, примыкающую к левому верхнему углу (ячейка А1) и содержащую все заполненные ячейки.

Тип данных, размещаемых в ячейке, определяется автоматически при вводе. Если эти данные можно интерпретировать как число, программа Excel так и делает. В противном случае данные рассматриваются как текст. Ввод формулы всегда начинается с символа «=» (знака равенства).

Ввод текста и чисел. Ввод данных осуществляют непосредственно в текущую ячейку или в строку формул, располагающуюся в верхней части окна программы непосредственно под панелями инструментов (см. рис. 30). Место ввода отмечается текстовым курсором. Если начать ввод нажатием алфавитно-цифровых клавиш, данные из текущей ячейки заменяются вводимым текстом. Если щелкнуть на строке формул или дважды на текущей ячейке, старое содержимое ячейки не удаляется и появляется возможность его редактирования. Вводимые данные в любом случае отображаются как в ячейке, так и в строке формул.

Чтобы завершить ввод, сохранив введенные данные, используют кнопку Enter в строке формул или клавишу ENTER. Чтобы отменить внесенные изменения и восстановить прежнее значение ячейки, используют кнопку Отмена в строке формул или клавишу ESC. Для очистки текущей ячейки или выделенного диапазона проще всего использовать клавишу DELETE.

Необходимо помнить, что каждый раз при изменении значения в клетке таблицы в результате записи в нее нового значения с клавиатуры пересчитываются также значения во всех тех клетках, в которых стоят величины, зависящие от данной клетки.

Форматирование содержимого ячеек. Текстовые данные по умолчанию выравниваются по левому краю ячейки, а числа — по правому. Чтобы изменить формат отображения данных в текущей ячейке или выбранном диапазоне, используют команду Формат ® Ячейки. Вкладки этого диалогового окна позволяют выбирать формат записи данных (количество знаков после запятой, указание денежной единицы, способ записи даты и прочее), задавать направление текста и метод его выравнивания, определять шрифт и начертание символов, управлять отображением и видом рамок, задавать фоновый цвет.

Вычисления в электронных таблицах. Вычисления в таблицах программы Excel осуществляются при помощи формул. Формула может содержать числовые константы, ссылки на ячейки и функции Excel, соединенные знаками математических операций. Скобки позволяют изме­нять стандартный порядок выполнения действий. Если ячейка содержит формулу, то в рабочем листе отображается текущий результат вычисления этой формулы. Если сделать ячейку текущей, то сама формула отображается в строке формул.

Правило использования формул в программе Excel состоит в том, что, если значение ячейки действительно зависит от других ячеек таблицы, всегда следует использовать формулу, даже если операцию легко можно выполнить в «уме». Это гарантирует, что последующее редактирование таблицы не нарушит ее целостности и правильности производимых в ней вычислений.

Ссылки на ячейки. Формула может содержать ссылки, то есть адреса ячеек, содержимое которых используется в вычислениях. Это означает, что результат вычисления формулы зависит от числа, находящегося в другой ячейке. Ячейка, содержащая формулу, таким образом, является зависимой. Значение, отображаемое в ячейке с формулой, пересчитывается при изменении значения ячейки, на которую указывает ссылка. Ссылку на ячейку можно задать разными способами. Во-первых, адрес ячейки можно ввести вручную. Другой способ состоит в щелчке на нужной ячейке или выборе диапазона, адрес которого требуется ввести. Ячейка или диапазон при этом выделяются пунктирной рамкой. Все диалоговые окна программы Excel, которые «требуют указания номеров или диапазонов ячеек, содержат кнопки, присоединенные к соответствующим полям. При щелчке на такой кнопке диалоговое окно сворачивается до минимально возможного размера, что облегчает выбор нужной ячейки (диапазона) с помощью щелчка или протягивания.

Для редактирования формулы следует дважды щелкнуть на соответствующей ячейке. При этом ячейки (диапазоны), от которых зависит значение формулы, выделяются на рабочем листе цветными рамками, а сами ссылки отображаются в ячейке и в строке формул тем же цветом. Это облегчает редактирование и проверку правильности формул.

Абсолютные и относительные ссылки. По умолчанию, ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные. Это означает, что при копировании формулы адреса в ссылках автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копии. Пусть, например, в ячейке В2 имеется ссылка на ячейку A3. В относительном представлении можно сказать, что ссылка указывает на ячейку, которая располагается на один столбец левее и на одну строку ниже данной. Если формула будет скопирована в другую ячейку, то такое относительное указание ссылки сохранится. Например, при копировании формулы в ячейку ЕА27 ссылка будет продолжать указывать на ячейку, располагающуюся левее и ниже, в данном случае на ячейку DZ28.

При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Для изменения способа адресации при редактировании формулы надо выделить ссылку на ячейку и нажать клавишу F4. Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, предваряются символом $. Например, при последовательных нажатиях клавиши F4 номер ячейки А1 будет записываться как А1, $А$1, А$1 и $А1. В двух последних случаях один из компонентов номера ячейки рассматривается как абсолютный, а другой — как относительный.

Копирование содержимого ячеек.Копирование и перемещение ячеек в программе Excel можно осуществлять методом перетаскивания или через буфер обмена. При работе с небольшим числом ячеек удобно использовать первый метод, при работе с большими диапазонами — второй.

Метод перетаскивания. Чтобы методом перетаскивания скопировать или переместить текущую ячейку (выделенный диапазон) вместе с содержимым, следует навести указатель мыши на рамку текущей ячейки (он примет вид стрелки). Теперь ячейку можно перетащить в любое место рабочего листа (точка вставки помечается всплывающей подсказкой).

Для выбора способа выполнения этой операции, а также для более надежного контроля над ней рекомендуется использовать контекстное меню, которое вызывается правой кнопкой мышки.

Применение буфера обмена. Передача информации через буфер обмена имеет в программе Excel определенные особенности, связанные со сложностью контроля над этой операцией. Вначале необходимо выделить копируемый (вырезаемый) диапазон и дать команду на его помещение в буфер обмена: Правка ® Копировать или Правка ® Вырезать. Вставка данных в рабочий лист возможна лишь после их помещения в буфер обмена. Попытка выполнить любую другую операцию приводит к отмене начатого процесса копирования или перемещения. Однако утраты данных не происходит, так как данные удаляются из места их исходного размещения только в момент выполнения вставки.

Автоматизация ввода.Так как таблицы часто содержат повторяющиеся или однотипные данные, программа Excel содержит средства автоматизации ввода. К числу предоставляемых средств относятся: автозавершение, автозаполнение числами и автозаполнение формулами.

Автозавершение. Для автоматизации ввода текстовых данных используется метод автозавершения. Его применяют при вводе в ячейки одного столбца рабочего листа текстовых строк, среди которых есть повторяющиеся. В ходе ввода текстовых данных в очередную ячейку программа Excel проверяет соответствие введенных символов строкам, имеющемся в этом столбце выше. Если обнаружено однозначное совпадение, введенный текст автоматически дополняется. Нажатие клавиши ENTER подтверждает операцию автозавершения, в противном случае ввод можно продолжать, не обращая внимания на предлагаемый вариант. Можно прервать работу средства автозавершения, оставив в столбце пустую ячейку. И наоборот, чтобы использовать возможности средства автозавершения, заполнен­ные ячейки должны идти подряд, без промежутков между ними.

Автозаполнение числами. При работе с числами используется метод автозаполнения. В правом нижнем углу рамки текущей ячейки имеется черный квадратик — маркер заполнения. При наведении на него указатель мыши (он обычно имеет вид толстого белого креста) приобретает форму тонкого черного креста. Перетаскивание маркера заполнения рассматривается как операция «размножения» содержимого ячейки в горизонтальном или вертикальном направлении. Если ячейка содержит число (в том числе дату, денежную сумму), то при перетаскивании маркера происходит копирование ячеек или их заполнение арифметической прогрессией. Например, пусть, ячейка А1 содержит число 1. Наведите указатель мыши на маркер заполнения, нажмите правую кнопку мыши, и перетащите маркер заполнения так, чтобы рамка охватила ячейки А1, В1 и С1, и отпустите кнопку мыши. Если теперь выбрать в открывшемся меню пункт Копировать ячейки, все ячейки будут содержать число 1. Если же выбрать пункт Заполнить, то в ячейках окажутся числа 1,2 и 3. Чтобы точно сформулировать условия заполнения ячеек, следует дать команду Правка® Заполнить® Прогрессия. В открывшемся диалоговом окне Прогрессия выбирается тип прогрессии, величина шага и предельное значение. После щелчка на кнопке ОК программа Excel автоматически заполняет ячейки в соответствии с заданными правилами.

Автозаполнение формулами. Эта операция выполняется так же, как автозаполнение числами. В ходе автозаполнения во внимание принимается характер ссылок в формуле: относительные ссылки изменяются в соответствии с относительным расположением копии и оригинала, абсолютные остаются без изменений. Например, предположим, что значения в третьем столбце рабочего листа (столбце С) вычисляются как суммы значений в соответствующих ячейках столбцов А и В. Введем в ячейку С1 формулу «А1 +В1. Теперь скопируем эту формулу методом автозаполнения во все ячейки третьего столбца таблицы. Благодаря относительной адресации формула будет правильной для всех ячеек данного столбца.

Использование стандартных функций.Стандартные функции используются в программе Excel только в формулах. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого в скобках указывается список параметров. Отдельные параметры разделяются в списке точкой с запятой. В качестве параметра может использоваться число, адрес ячейки или произвольное выражение, для вычисления которого также могут использоваться функции.

Палитра формул. Если нажать кнопку Функции, то появится окно Мастера функций (рис. 31).

Рис. 31. Окно мастера функций

 

В списке Категория выбирается категория, к которой относится функция (если определить категорию затруднительно, используют пункт Полный алфавитный перечень), а в списке Функция — конкретная функция данной категории. После щелчка на кнопке ОК имя функции заносится в строку формул вместе со скобками, ограничивающими список параметров. Текстовый курсор устанавливается между этими скобками.

Ввод параметров функции. В ходе ввода параметров функции палитра формул изменяет вид. На ней отображаются поля, предназначенные для ввода параметров (рис. 32).

 

Рис. 32. Форма ввода параметром функции

Если название параметра указано полужирным шрифтом, параметр является обязательным и соответствующее поле должно быть заполнено. Параметры, названия которых приводятся обычным шрифтом, можно опускать. В нижней части формы приводится краткое описание функции, а также назначение изменяемого параметра. Параметры можно вводить непосредственно в строку формул или в поля палитры формул, а если они являются ссылками — выбирать на рабочем листе. Если параметр задан, в палитре формул указывается его значение, а для опущенных параметров — значения, принятые по умолчанию. Здесь можно также увидеть значение функции, вычисленное при заданных значениях параметров (см. рис. 32).

Правила вычисления формул, содержащих функции, не отличаются от правил вычисления более простых формул. Ссылки на ячейки, используемые в качестве параметров функции, также могут быть относительными или абсолютными, что учитывается при копировании формул методом автозаполнения.

Итоговые вычисления.Итоговые вычисления предполагают получение числовых характеристик, описывающих определенный набор данных в целом. Например, возможно вычисление суммы значений, входящих в набор, среднего значения и других статистических характеристик, количества или доли элементов набора, удовлетворяющих определенных условиям. Проведение итоговых вычислений в программе Excel выполняется при помощи встроенных функций.

Суммирование. Для итоговых вычислений применяют ограниченный набор функций, наиболее типичной из которых является функция суммирования (СУММ). Это единственная функция, для применения которой есть отдельная кнопка на стандартной панели инструментов (кнопка Автосумма). Диапазон суммирования, выбираемый автоматически, включает ячейки с данными, расположенные над текущей ячейкой (предпочтительнее) или слева от нее и образующие непрерывный блок. При неоднозначности выбора используется диапазон, непосредственно примыкаю­щий к текущей ячейке. Автоматический подбор диапазона не исключает возможности редактирования формулы. Можно переопределить диапазон, который был выбран автоматически, а также задать дополнительные параметры функции.

Функции для итоговых вычислений. Прочие функции для итоговых вычислений выбираются обычным образом, с помощью раскрывающегося списка в строке формул или с использованием мастера функций. Все эти функции относятся к категории Статистические. В их число входят функции ДИСП (вычисляет дисперсию), МАКС (максимальное число в диапазоне), СРЗНАЧ (среднее арифметическое значение чисел диапазона), СЧСЧЕТ (подсчет ячеек с числами в диапазоне) и другие.

Надстройки это специальные средства, расширяющие возможности программы Excel. На практике, именно надстройки делают программу Excel удобной для использования в научно-технической работе. Хотя эти средства считаются внешними, дополнительными, доступ к ним осуществляется при помощи обычных команд строки меню (обычно через меню Сервис или Данные). Команда использования настройки обычно открывает специальное диалоговое окно, оформление которого не отлича­ется от стандартных диалоговых окон программы Excel.

В настоящее время в состав пакета Excel входят следующие основные надстройки.

Пакет анализа. Обеспечивает дополнительные возможности анализа наборов данных.

Автосохранение. Эта надстройка обеспечивает режим автоматического сохранения рабочих книг через заданный интервал времени.

Мастер суммирования. Позволяет автоматизировать создание формул для суммирования данных в столбце таблицы. При этом ячейки могут включаться в сумму только при выполнении определенных условий.

Мастер подстановок. Автоматизирует создание формулы для поиска данных по названию столбца и строки.

Мастер Web-страниц. Надстройка преобразует набор диапазонов рабочего листа, а также диаграммы в Web-документы, написанные на языке HTML.

Поиск решения. Эта надстройка используется для решения задач оптимизации.

Мастер шаблонов для сбора данных. Данная надстройка предназначена для создания шаблонов, которые служат как формы для ввода записей в базу данных.

Мастер Web -форм. Надстройка предназначена для создания формы, размещаемой на Web-узле. Форма организуется таким образом, что данные, введенные посетителями, автоматически добавляются в базу данных, связанную с формой.

Построение диаграмм и графиков.В программе Excel термин диаграмма используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных. Так называют группу ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. На одной диаграмме можно отображать несколько рядов данных. Для построения диаграммы обычно используют Мастер диаграмм, запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов.

 

Постановка задачи. Разработать в Excel прайс-лист фирмы, торгующей компьютерами, позволяющий пересчитывать стоимость компьютера с у.е. на рубли по заданному курсу, а также рассчитывать цены на компьютеры при различных объемах их оптовых поставок:

Цена 1 – стоимость одного комплекта = Цена$x курс$;

Цена 2 (стоимость 5 и более комплектов) = Цена1х 0,95

Цена 3 (стоимость 10 и более комплектов = Цена1х 0,9.

Алгоритм работы будет следующий:

1. Запустить программу Excel

Пуск®Программы®Excel®Ввод (левая кнопка мышки)

2. Установить курсор на ячейку С1 листа и ввести название «Прайс-лист» ®Ввод

3. Выделить название курсором (два раза кнопка Ввод) в окне типа шрифта установить Arial (Выбрать из списка, установив указатель на N и нажав Ввод) и размер 16 пунктов из списка размеров (рис. 33).

Рис. 33

4. В ячейку В3 ввести «на», в ячейку С3 ввести функцию СЕГОДНЯ()

Кнопка f(x) ®Форма мастера функций ® Выбрать раздел ДАТА и ВРЕМЯ® в правом окне найти функцию СЕГОДНЯ()®Ввод®Ввод.

5. В ячейку G3 ввести текст «Курс $=».

6. В ячейку Н3 ввести текущий курс $.

7. Далее ввести данные о компьютерах в столбцы «Плата», …, «Цена $».

8. В ячейку G6 ввести формулу:

«=» ®F6 (указать курсором по этой ячейке и Ввод)® «*» (знак умножить) ®Н3 ®F4 (перевести адрес ячейки в абсолютную форму)®Ввод

9. Повторить все формулы в остальных ячейках этого столбца перемещая курсор с маркером «+» до нижней границы списка.

10. В ячейку Н6 ввести формулу:

«=» ®G6 (указать курсором по этой ячейке и Ввод)® «*» (знак умножить) ®0.95®Ввод

11. Повторить все формулы в остальных ячейках этого столбца перемещая курсор с маркером «+» до нижней границы списка.

12. В ячейку I6 ввести формулу:

«=» ®G6 (указать курсором по этой ячейке и Ввод)® «*» (знак умножить) ®0.9®Ввод

13. Повторить все формулы в остальных ячейках этого столбца перемещая курсор с маркером «+» до нижней границы списка.

 

База данных — это один или несколько файлов данных, предназначенных для хранения больших объемов структурированной, не избыточной и взаимосвязанной информации.

В базе данных предприятия, например, может храниться:

вся информация о штатном расписании, о рабочих и служащих предприятия;

сведения о материальных ценностях;

данные о поступлении сырья и комплектующих;

сведения о запасах на складах;

данные о выпуске готовой продукции;

приказы и распоряжения дирекции и т.п.

Даже небольшие изменения какой-либо информации могут приводить к значительным изменениям в разных других местах. Например, издание приказа о повышении в должности одного работника приводит к изменениям не только в личном деле работника, но и к изменениям в списках подразделения, в котором он работает, в ведомостях на зарплату, в графике отпусков и т.п. Управление данными в базах данных осуществляется системами управления базами данных (СУБД).

Система управления базами данных (СУБД) — это программное обеспечение, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, поступающие от прикладных программ конечных пользователей.

Системы управления базами данных позволяют объединять большие объемы информации и обрабатывать их, сортировать, делать выборки по определённым критериям. Современные СУБД дают возможность включать в них не только текстовую и графическую информацию, но и звуковые фрагменты и даже видеоклипы. Простота использования СУБД позволяет создавать новые базы данных, не прибегая к программированию, а пользуясь только встроенными функциями. СУБД обеспечивают правильность, полноту и непротиворечивость данных, а также удобный доступ к ним.

Популярные СУБД — Access, FoxPro, Paradox, Oracle.

Системы управления базами данных используются также для создания информационно-поисковых систем (ИПС), которые выполняют следующие функции:

хранение большого объема информации;

быстрый поиск требуемой информации;

добавление, удаление и изменение хранимой информации;

вывод ее в требуемом виде.