РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Одна из выдающихся особенностей Римской мифологии до принятия Христианства заключается в неимении единой религии или веры. Мифологический мир Рима по-разному отразил в себе различные вероисповедания самой Римской Империи: смесь самых разных культов и верований, со влиянием Греции, Египта и Среднего Востока – всему это здесь было место.

Множество старых Римских богов отражало природу первых Римлян – они представляли насущные потребности как мирной жизни, так и военного мастерства. Янус и Веста оберегали дверь и очаг, Лары защищали поле и дом, Палес покровительствовал пастушеству, Сатурн – сеянию, Церера – росту пшеницы, Помона – фруктов, а Консус и Опс– богатому урожаю.

Множество имён этих богов сегодня можно увидеть в названиях некоторых фруктов и культивируемых злаков.

> Древнеримская статуя Помоны, покровительницы фруктов и осени. Будучи богиней садов, она обычно изображалось с корзиной фруктов. Имя её вполне типично для ранней Римской мифологии: оно образовано от латинского “яблоко” (Pomum).

Юпитеру, царю богов, приписывали не только управление стихией дождя, но также и его божественное оружие – молнию (аналогично главному греческому богу, Зевсу). Юпитер оберегал римлян в их военных походах за пределами их родной земли.

Марс был богом молодых мужчин и войны, и наряду с Юпитером, Квиринусом, Янусом и Вестой, сформировал первый пантеон римских богов.

Согласно курсу завоевательной политики, исконные боги завоёванных земель обычно пользовались такими же почестями, как и Римские. В большинстве случаев, иным религиозным лидерам делались официальные предложения основать свою резиденцию в Риме. Но возрастающее число иноземных религий имело и ещё одно серьёзное последствие – чужестранцы нахлынули в Рим в невиданных ранее количествах. Боги соседних итальянских племён, ставшие после Римскими, изначально включали в свои пантеоны известных не-римских богов, таких как Диана, Минерва, Геркулес и Венера. Римский религиозный календарь также отражал готовность Рима принять в себя множество прочих религиозных культов.

Старейшие Римские фестивали продолжались до самого конца Римской языческой эры и положили начало индо-европейским фестивалям Весны и Зимы.

Одним из важнейших фестивалей были Сатурналии, продолжавшийся в течение семи дней, с 17 по 23 декабря, в течение Зимнего Солнцестояния. Все дела приостанавливались, рабам давали временную свободу, люди обменивались подарками.

Другим важным фестивалем был Луперкалии, праздновавшийся в честь пасторального бога Луперкуса. Фестиваль проходил 15 февраля в Луперкальской пещере на Палатийском Холме, где, как предполагалось, легендарные основатели Рима, Ромул и Рем, были вскормлены грудью волчицы.

Эквирия, фестиваль в честь Марса проводился с 27 февраля по 14 марта, во время, когда традиционно готовились все военные кампании.

Рост числа храмов в Риме также указывал на то, что римляне позволяли большинству культов процветать согласно их правилам. Римское общество приняло довольно либеральную позицию, основанную на том, что каждый человек мог исповедовать свою собственную отличную от других религию до тех пор, пока это не вредит общественному порядку.

В сочетании с огромными территориями, находящимися под властью Римской Империи, это привело к устремлению в Рим потока различных культов и религий из всего известного мира: Митраизма из Ирана, Иудаизма из Палестины; даже поклонение Исиде, пришедшее из Египта, обрело популярность после годового визита Клеопатры VII в качестве гостя Юлия Цезаря. Различные влияния со всех концов света конкурировали друг с другом в Риме.

Октавий Август, начало I века Н.Э., мрамор. Ватиканский Музей, Рим

В конечном счёте, римляне стали обожествлять своих умерших лидеров: в частности, культы Юлия Цезаря и Октавия Августа распространись весьма быстро и даже обзавелись собственными храмами. (Стоит заметить, что тенденция эта была подхвачена католичеством, где самые известные лидеры канонизировались и назывались “святыми”)

Однако, в 392 н.э. все нехристианские религии были запрещены указом Императора Теодосия и христианство стало главенствующей религией.