Государственный строй Афин 5-4 вв. до н.э.

Рабы

Метеки

Граждане Афин

Гражданин - это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами как основой основ ее жизнедеятельности. «Полноправным гражданином мог быть житель Аттики, родившийся от афинянина и афинянки, имя которого записано в списке ДЕМА» - гласил закон Перикла.

В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т. е. в 20 лет. юноша становится полноправным гражданином.

С 20 лет - гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с .30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества - ЛЕТУРГИИ:

1. ХОРЕГИЯ - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров.

2. ГИМНАСИАРХИЯ - устройство гимнастических игр и состязаний

3. ТРИЕРАРХИЯ - снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности.

 

Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций.

С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИИ (колонии - поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.)

Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н. э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин, составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения.

Итог: идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно, к этому надо быть готовым.

 

Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством.

Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами.

 

В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства:

· Плен

· Морской разбой

· Покупка раба

· Рождение от рабыни

· По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства)

рабы

государственные частные

 

Государственные рабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов.

Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего, и тот мог продаваться другому господину.

Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде - господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник).

Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию.

Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб - вольноотпущенник и попадал под двойную власть:

1. государство надзирает та ним как за метеком

2. бывший господин - патрон вольноотпущенника.

 

Без разрешения патрона нельзя вступать в брак, а при бездетности его имущество шло бывшему господину. Патрон мог получать от вольноотпущенника определенные выгоды, которые он установил при отпущении. При неисполнении своих обязанностей по отношению к патрону он по приговору суда может быть возвращен в рабство. Дела рабов разбирала «Коллегия 11».

Форма правления - демократическая республика. Самые важные органы - Совет 500 и Гелиэя. Народное Собрание - самое важное. Его деятельность в течении года была разбита на 10 циклов. Причем каждый цикл примерно 36 дней проводилось 4 собрания. Чтобы упорядочить его работу, на каждые из 4 собраниях выносились дела определенного вида:

1 собрание - выносились наиболее важные вопросы (военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц).

2 собрание - ходатайства по личным и общественным делам.

3, 4 собрания - все остальные дела.

 

Повестка дня готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась заблаговременно.

Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500 - ПРОБУЛЕВМА.

Каждое собрание - принесение жертв богам, затем председатель объявлял, какой вопрос подлежит решению, зачитывал пробулевму. Если собрание с ней соглашалось, то решение принималось без обсуждений. Решение могло быть принято с обсуждением - ПРЕНИЕМ.

Оратор надевал на голову венок, и его нельзя было оскорблять. Не было ограничений по времени, но он был обязан:

1. не повторяться

2. не касаться вопросов, не относящихся к делу;

3. не позволять себе оскорбительных выражений

 

Собрание принимало законы, общеобязательные для всех граждан и ПСЕФИЗМЫ (постановления).