Культура XVII века

Архитектура

Усиление московского князя, окончательно объединение русских земель вокруг Москвы напрямую отразилось на архитектуре столицы. Во второй пол. XV в. Кремль подвергся грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы:

Успенский (1476-1479 гг.)– итальянский архитектор Аристотель Фиорованти; Благовещенский(1484-1489 гг) – псковские мастера; Архангельский (1505-1509 гг.)- Алевиз Новый и Грановитая палата (1487-1491 гг.) –для торжественных приемов создавали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари .

В XVI веке в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Наибольшее распространение получает шатровый стиль в зодчестве. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в честь Ивана Грозного (1532г.). Возведенный зодчими Бармой и Постником, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве был первоначально белым (1555-1560 гг.), свою пеструю окраску получил уже в 17 в. Собор был заложен в честь взятия Казани.

Идет активное строительство укреплений. Воздвигаются кремли в Туле, Коломне, Серпухове, Смоленске (Федор Конь) Нижнем Новгороде (Петр Фрязин).

Для русской культуры XVII в. характерно обмирщение (освобождение от церковного влияния) и рост западноевропейского влияния. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Просвещение и наука. В 1634 г. печатается первый букварь Василия Бурцева, а ко второй пол. XVII века их было издано уже 300 тыс. штук. В 40—е гг. Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. При аптекарском приказе появляется первая научная библиотека. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. люди умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями, в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника. В 70-х годах в Киеве, а затем в Москве выходит первая печатная книга по истории – «Синопсис» киевского монах Иннокентия Гизеля, излагавшего в доступной форме события от древности до современной автору эпохи.

Литература

Появление ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смуты: «Сказание» Авраама Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя И.А.Хворостинина. Официальная версия событий Смутного времени содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанному по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения – укрепление положения новой династии Романовых. Крупнейшим публицистом был Симеон Полоцкий (монах С.Е. Петровский-Ситнианович, выходец из Полоцка). Образцом литературного новаторства стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Его отличают яркость образов, богатство языка.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф. Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя — вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.