Основные направления внешней политики России в XVII в.

Бунташный век

Таблица 25

Народные движения в XVII в. Итоги
1648 г. «Соляной бунт». 1650 г. Новгород, Псков. 1662 г. «Медный бунт». 1666 г. Восстание Василия Уса. 1667 - 1671 гг. Война Степана Разина. 1668 – 1676 гг. Соловецкое восстание. Большинство восстаний было вызвано ростом налогового бремени (правительство стремилось преодолеть последствия Смуты), закрепощением крестьянского и посадского населения. Ни одно выступление не закончилось победой восставших. Особенности народных восстаний того периода: городские восстания с активным участием посадских и служилых людей.

Таблица 26

Северо-западное Западное Южное Восточное
Швеция, завоевание выхода к побережью Балтики. Речь Посполитая, возвращение Смоленска и западных русских земель. Крымское ханство, Турция, сохранение мирных отношений. Сибирь, продолжение освоения земель
1656-1661 гг. Русско-шведская война 1658 г. Валиесарское перемирие. 1661г. Кардисский мир России и Швеции: восстанавливалась русско-шведская граница. 1617 г. Швеция обязалась не помогать Речи Посполитой в её войне с Россией. Восстановлена взаимная торговля. 1632-1634 г.Смоленская (русско-польская) война. 1647-1654 гг.Антипольское восстание на Украине (Б.Хмельницкий). 1654 г. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. 1654-1667 гг. Русско-польская война. 1667 г. Андрусовское перемирие (завершение русско-литовских войн). 1686 г. Вечный мир России и Речи Посполитой. 1646 г.3-х -тысячное русское войско угрожает нападением на Крым. 1676-1681 гг. Русско-турецкая война. 1681 г. Бахчисарайский мир (на 20 лет). Граница между Россией и Турцией установлена по Днепру. Турция и Крым приняли вхождение Левобережной Украины в состав России, Правобережная Украина осталась за Османской империей. 1670-1671 гг. Посещение Б. Пазухиным Хивы и Бухары. Деятельность первопроходцев: 1648 г. С.Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки; 1634-1646 гг. В. Поярковпрошел из Якутии по рекам Лена, Алдан, вышел к Амуру и вернулся в Якутск; 1649-1650 гг. Е. Хабаров–поход в Даурию, открыл земли по реке Амур и нанёс их на карту 1696-1697 гг. В.Атласов – экспедиция на Камчатку. 1689 г Нерчинский договор с Китаем. Разграничение владений России и Китая на Амуре.

Итоги:основные стратегические задачи России - воссоединение русских земель, получение выхода к морям – в 17в. остались незавершенными.

Основные даты:

 

- 1613-1645 гг.– правление Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых.

- 1645-1676 гг.– правление Алексея Михайловича Тишайшего.

- 1676-1682 гг.– правление Фёдора Алексеевича.

- 1648 г.– Соляной бунт.

- 1649 г. – Соборное Уложение.

- 1653 г. – Торговый Устав, установивший единую рублёвую пошлину.

- 1653 г.– начало церковной реформы патриарха Никона.

- 8.01.1654 г. – Переяславская Рада, на которой запорожские казаки приняли решение о воссоединении с Россией.

- 1662 г.– Медный бунт.

- 1667 г.– Новоторговый Устав, запрещавший розничную торговлю на территории России для иностранных купцов.

- 1667 г. – Андрусовское перемирие, заключённое после 13-летней войны России и Речи Посполитой, начавшейся в 1654 году из-за желания русского населения воссоединиться с Россией.

- 1670-1671 гг. – крестьянская война под предводительством С.Разина.

5. Русская культура в XIII – XVII вв.

Процесс становления единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Влияние его было неоднозначным. Так, были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций, «не вместившихся» в общий её ход. Местное летописание сменяется единой великокняжеской летописью, исчезают целые иконописные школы, как это случилось с тверской иконописью.

Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый урон русской культуре. В огне нашествия гибли храмы, книги, иконы, были разгромлены многие культурные ценности, убиты или уведены в плен ремесленники, мастера, огромное число сельских и городских тружеников. На время прекратилось каменное строительство, забыт накопленный годами опыт умельцев. Динамический подъем культуры связан с победой на Куликовом поле (1380г.), с этого времени можно говорить о формировании общерусской культуры. Одной из главных тем в литературе этого времени становится борьба с монголо-татарами.

В устном народном творчестве – это «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В исторической повести – это: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рассказ о подвигах рязанского богатыря Евпатия Коловрата), «Сказание о Мамаевом побоище». Особенно знаменита патетическая поэма «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, объединившая православный героизм с глубокой скорбью о погибших.

Жития святых известны Сергия Радонежского, Стефана Пермского, принадлежавшие перу Епифания Премудрого (н. XV в.). Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове и др. В 1442 г. появляется Русский Хронограф - описание всемирной истории, составленное Пахомием Логофетом.

Возобновляется каменное строительство, прежде всего, в Новгороде и Пскове, затем и в других городах. Русская живопись XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир стали главными мотивами в живописи. Самые известные живописцы этого времени: Феофан Грек (Новгородская школа - его манеру письма отличает выбор ярких сочных красок, эмоциональность, экспрессия) и Андрей Рублев (Московская школа - чистые светлые краски, высокий духовный пафос и проникновенная человечность). Кисти А. Рублева (ок. 1360-1370 г. - ок. 1439 г.) принадлежат фрески Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, несколько замечательных икон («Троица», символизирующая мысль о единстве мира и человечества).

Еще одним известным живописцем был Дионисий (ок. 1440-1441 гг. - после 1502-1503 гг.) Росписи: Иосифо-Волокаламского, Ферапонтова монастырей; иконостас Успенского собора Московского Кремля.

 

Литература XV – XVI вв.

В конце XV в. появляется Московский летописный свод, освещающий исторические события с позиций победившей Москвы. Под руководством митрополита Макария была создана «Книга степенная царского родословия», описывающая события от княжения Ольги до Ивана IV. Она обосновывала идею объединения русских земель под властью московских князей и подчеркивала роль церкви. Из среды макарьевского кружка, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи – Минеи». Это 12-томное (по числу месяцев) собрание житий святых, поучений, произведений канонического права и других текстов, расположенных по дням христианских праздников и дням памяти святых.

Зарождается в XVI в. и политическая публицистика: важнейшие вопросы жизни общества, в частности, о характере власти и государстве, становятся предметом широкого обсуждения как церковных, так и светских авторов. И. Пересветов в своих произведениях (Челобитных, написанных в 40-50-е гг.), обосновывал необходимость сильной государственной власти, но построенной на принципах справедливости и права.

Яркими талантливыми публицистами являлись А. Курбский и Иван Грозный – в полемике, которую открыл А.Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г.

Популярным становится жанр «хождений» - описания путешествий в дальние страны. Тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свое путешествие в Индию, Персию и другие страны Востока (1466-1472 гг.).

Во 2-ой пол. XVI в. в Москве открылся первый Печатный двор. В 1564 г. Иван Федорови Петр Мстиславец издают первую печатную книгу «Апостол»,на следующий год «Часослов». Всего было издано первыми книгопечатниками 20 книг, которые пока были дороже рукописных