Источник
Иисус Христос среди псеглавцев. Киевская псалтирь. Пергамент. 229 листов. 1397 год.
Уже с IV века до н. э. в исторических хрониках, книгах и рассказах можно найти свидетельства встреч людей со странными существами. В разных источниках их описания немного отличаются: в одних - это создания с телом человека и головой собаки, которые не знали человеческого языка и общались между собой при помощи лая и воя. Другие к описанию внешности прибавляли бычьи ноги, третьи уточняли, что эти существа все-таки способны были изъясняться на человеческом языке, но давалось им это с трудом, и основным средством общения для них оставался язык собак.
Кинокефалы на тимпане аббатства Сен-Мадлен в Везеле (Франция), XI-XII вв. Это часть большой композиции, где доминирует фигура Христа.
В первых упоминаниях о них говорится об Индии, Африке, Северной Азии. С началом эпохи Великих географических открытий, видевшие странных «людей», называют в качестве мест их обитания Индонезию и Америку. Также к ним причисляют Ливию, Скифию, Скандинавию и даже Русь, а точнее «северо-восток Московии, область Colmogora». О кинокефалах писали древние персы, индусы, египетские и зулусские авторы.
Миниатюра «Кинокефалы» из книги Марко Поло.
Одним из первых кинокефалов описал Плиний Старший в своей «Естественной истории»: «В многочисленных же горах там обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц».
Солин в «Собрании достопримечательностей» пишет: «В индийских горах живут люди с собачьими головами, которые вооружены когтями, а одеты в шкуры. Голос у них нечеловеческий, и объясняются они лишь лаем и рычанием». Симмий подтверждает эти слова: «И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла песья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных» («Аполлон»). Кроме них, о подобных народах упоминают Гесиод, Геродот, Марко Поло, Блаженный Августин и многие другие.
Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V-VII вв. Македония
Мученик Христофор. Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан.
Св. Христофор Псеглавец, греческая икона 13 в. Византийский музей в Афинах.
Икона Св. Христофора.
Войска Александра Македонского борются с псеглавцами. Индийская миниатюра.
Ярославль. Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря. Святой Христофор.
16 век.
На фреске Ярославского Спасо-Преображенского собора, где святой был изначально изображен с песьей головой, хорошо проступают черты головы собаки из-под написанного поверх нее человеческого лица.
На карте Пири Рейса.
Мученик Христофор (фреска). 1673 г.
Фреска Ярославской церкви Николы Мокрого.
Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Святой Стефан и Святой Христофор-кинокефал. Греческая икона XVIII века
Св. Христофор. Икона 18 век.
Государственный музей истории религии. Санкт-Петербург.
Коптский музей в Каире
Пелена с изображением усопшего, Осириса и Анубиса. Середина II в. Холст, клеевая краска. Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Зевс и Лиакон с головой волка. Хендрик Гольциус. 1589
Ватикан
http://samlib.ru/s/shkrudnew_fedor_dmitriewich/osnovy-21.shtml