Скоропись XIX века

Скоропись XVIII в.

 

На развитие графики русского письма в XVIII в. большое влияние оказало введение гражданского шрифта (1710 г.). Замена старого, церковнославянского алфавита новым, гражданским, введение новых арабских цифровых знаков вместо буквенных способствовали уменьшению многообразия начертаний букв в XVIII столетии.

Унификация начертания строчных букв, сокращение, а затем и полное вытеснение выносных букв, связность письма, деление текста на слова и фразы, выделение заглавных букв - вот наиболее характерные черты развития русского письма XVIII в.

Графика большинства букв в это время все больше приближается к современному начертанию, что особенно заметно в скорописи второй полоны века. В определенной степени этому способствовала унификация деловых бумаг, выработка определенного «писарского» почерка, который особенно характерен для делопроизводства России начиная со второй половины XVIII в. Для первой половины XVIII столетия еще характерна связь скорописи, основанной на новом гражданском шрифте, с традициями XVII в. Это проявляется в графике отдельных букв, в употреблении упраздненных букв омегаи и десятеричное, в выносе букв. Так, наряду с а, начертание которого больше приближается к современному, в начале XVIII в. употребляют а типа греческой альфы. В некоторых текстах как первой, так и второй половины века встречаются начертания буквы в в виде четырехугольника, а также в лежачее.

В первой половине XVIII в. часто встречается начертание буквы и в виде латинскогоh. Такой же начерк принимают буквы к, л, н. Кроме того, буква к принимает форму латинского R.

Близка на протяжении всего XVIII в. к предыдущему начертанию буква ж, хотя для петровского времени в качестве датирующей буквы можно указать ж с полукругом в его передней части. Характерной датирующей особенностью для XVIII в. является употребление ?, для написания которой в XIX в. устанавливаются определенные правила.

В целом скоропись XVIII в. довольно хорошо выделяется из общей массы скорописных текстов округлой формой букв, сокращением вариантов начертаний букв и выносных букв, раздельным написанием слов.

 

 

Практически уже со второй половины XVIII в. скоропись все больше приближается к современному письму. Датирующими особенностями скорописи XIX в. являются упрощения алфавита. Исчезают из употребления буквы «зело», «кси», «пси». Буква «ять» по-прежнему употребляется, но подчиняется специальным правилам для ее письма. Вошли в употребление буквы ё, й, э.

Изучать скоропись XIX в. можно только в тесной связи с соответствующими тому времени, грамматическими и синтаксическими правилами. В грамматиках XIX в. устанавливаются определенные правила, развивающие в основном положения XVIII в., в том числе и изложенные М. В. Ломоносовым в его «Российской грамматике».

В скорописи XIX в. устанавливаются правила написания прописных букв. Личные имена, фамилии, географические названия, названия народов, титулы и чины и т. д. пишутся, как правило, с прописной буквы. Правило прописных букв распространяется также на такие слова, как бог, царь, император и пр.

 

7. Материал для письма, орудия письма и украшение рукописей

 

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно так называемые чернильные орешки — особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре­дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялсямелкийкварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы,имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делалисьиз дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски,особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго­ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber — красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от­крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб­зацем» — небольшим пропуском в начале текста, передвигае­мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен­тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.1

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв­шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

1) В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. – М, 1967

Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литера­турных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославля­лись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славян­ских племён и военные подвиги, давалось религиозное обосно­вание идеи о необходимости общественного неравенства, осу­ждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы фео­дальной знати, служат и величественные архитектурные соору­жения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже наме­чалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.

Однако произведения зодчества, изобразительного искус­ства, литературы, используемые господствующим классом в це­лях идеологического воздействия на трудящихся для укрепле­ния своей власти, являются памятниками культуры всего рус­ского народа. Замечательные произведения древнерусской архитектуры, занимающие одно из первых мест в мировом искус­стве, построены руками русских зодчих, выходцев из трудового народа. Городские мастера создали замечательные памятники изобразительного искусства. В феодальную литературу широ­кими струями проникали мотивы народного творчества.

Феодальная литература Древней Руси имела прогрессив­ный характер. В замечательном памятнике русской историче­ской мысли и литературы XII в., Повести временных лет, про­водится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древне­русская народность. Это памятник, в котором отражён глубо­кий патриотизм.

Рукописный орнамент и миниатюра

Художественные украшения, встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента (от латинского слова ото—украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов:

1) заставки — особые узоры (виньетки), находящиеся перед началом статьи, главы или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы;

2) инициалы — разрисованные за­главные буквы, открывающие соответствующий раздел текста;

3) концовки — художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции, чем заставки;

4) полевые украшения — узоры на полях (по термино­логии более поздних старообрядческих письменных памятни­ков — цветки).

Орнамент не следует смешивать с миниатюрами или рисун­ками (иллюстрациями) в красках, часто на особых листах.

 

8. Историческая хронология предметы задачи ед. счета времени

 

Вопрос 8 Историческая хронология. Предмет и задачи. Виды календарных систем. Основные понятия и термины. Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития. В предмет хронологии как вспомогательной исторической дисциплины входит учение о складывании и развитии различных систем времяисчисления, определение и уточнение дат прошлых исторических событий, зафиксированных в источниках, и перевод их на современную систему летоисчисления. Задачей исторической хронологии является определение, путём изучения дошедших до нас документальных данных, времени отдельных исторических событий. Виды календарных систем: Лунный: В лунном календаре год делится на 12 месяцев, содержащих попеременно 30 или 29 суток. Всего в лунном году 354 суток. Чтобы первый месяц каждого года приходился на новолуние (это — одно из требований лунного календаря), в определенные годы в последний месяц добавляются дополнительные сутки; годы в 355 суток являются високосными. Так как лунный год короче солнечного примерно на 11 суток, то начало лунного года ежегодно переходит на более раннее время и может приходиться на любой месяц солнечного года. Так, в 1973 начало лунного года падает на 4 февраля, в 1974 — на 25 января, в 1975 — на 14 января, в 1976 — на 3 января и 23 декабря, в 1977 — на 12 декабря, в 1978 — на 2 декабря, в 1979 — на 21 ноября, в 1980 — на 9 ноября и т. д. Семидневная неделя по дням совпадает с днями недели солнечного календаря. Лунный календарь получил широкое распространение в мусульманских странах, где он называется лунной хиджрой. Начало летосчисления в этом календаре приходится на 16 июля 622 н. э. В современную эпоху лунный календарь применяется в Алжире, Ираке, Кувейте, Ливане, Ливии, Мавритании, Марокко, Нигерии, Саудовской Аравии, Сирии, Сомали, Судане, Тунисе и ряде др. стран. Солнечный: Одним из первых солнечных календарей был египетский, созданный в 4-м тыс. до н. э. В этом календаре год состоял из 365 дней. Он делился на 12 мес. по 30 дней каждый; в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев. К солнечным календарям относятся: юлианский; григорианский: республиканский. Великой французской революции; единый национальный К. Индии; проектируемый т. н. Всемирный К. и некоторые др. В современную эпоху международный К. является григорианский. Лунно-Солнечный: Эти календари — наиболее сложные, т. к. в них согласуется движение Солнца со сменой лунных фаз. В основе лунно-солнечных календарей лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (с ошибкой менее чем в 1,5 ч). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев (по 29—30 дней) и 7 лет по 13 лунных месяцев. Дополнительные месяцы вставляются в следующие годы 19-летнего цикла: 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й. Лунно-солнечные системы календарей в древности применялись в Вавилонии, Китае, Иудее, Греции, Риме и некоторых др. странах. В 20 в. лунно-солнечный календарь является официальным в Израиле, где начало года приходится на один из дней периода с 5 сентября по 5 октября. В ряде стран Дальнего Востока (Вьетнам, Китай, Корея, Монголия, Япония и некоторые др.) в быту находит применение 60-летний циклический календарь, в котором начало года приходится на один из дней периода с 20 января по 20 февраля. Юлианский: Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля. Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года. В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; годы начинаются с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря. Григорианский: В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366. Отсюда следует распределение високосных годов: год, номер которого кратен 400 — високосный; остальные годы — год, номер которого кратен 100 — невисокосный; остальные годы — год, номер которого кратен 4 — високосный. Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получается, если не учитывать, что со временем изменяется количество суток в тропическом году и, кроме того, изменяется соотношение между продолжительностями времён года. В григорианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; год может начинаться в любой из семи дней недели. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=34742

 

Второй вариант

Хронология

- вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития, получила свое название от греческих слов «хронос» - время и «логос» - слово, учение, наука. Как историческая дисциплина она является лишь частью общей науки о времени, другая часть которой называется математической или астрономической хронологией. Задачей последней является установление точного астрономического времени на основе изучения закономерностей движения небесных тел. Цель исторической или технической хронологии состоит в определении времени (дат) различных исторических событий и документов. Она исследует различные системы времясчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и проверяет даты различных источников, приводит их в соответствие с современной системой счета времени. Хронология развилась в определенную систему знаний из наблюдений за небесными явлениями и связанными с ними изменениями в земной природе. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Вавилонии и Египта, достигла больших успехов в Древней Греции и в Древнем Риме и получила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Западной Европе, так и на Востоке, особенно в Средней Азии. В Древней Руси уже в XII в. появились так называемые хронологические статьи Кирика Новгородца, дьякона и доместика (регент хора) новгородского Антониевого монастыря. До XVIII в. разработка основных вопросов хронологии велась главным образом в плане установления расписаний церковных праздников - составления «пасхалий». Научный интерес к хронологии определился в XVIII-XIX вв. в связи с общим подъемом исторических исследований. Крупнейшие отечественные историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, А.А. Шахматов и другие в своих трудах обращались к решению частных хронологических вопросов, связанных, прежде всего с датировкой событий и источников. Первые научные хронологические справочники появляются в 1-й половине XIX в., например «Хронологические таблицы» П.В. Хавского. Во 2-й половине XIX в. издаются монографические исследования М. Лалоша, посвященные истории календарей, Д.М. Перевощиков и Н.И. Черухин вырабатывают хронологические формулы для определения и переводов дат. В начале XX в. в связи с возникшим вопросом о необходимости реформы календаря (перехода с Юлианского на Григорианский календарь) появляется ряд работ по хронологии Н.Д. Степанова и Д.О. Святского. После Великой Октябрьской социалистической революции хронология постепенно оформляется в отдельную вспомогательную отрасль исторических знаний. Особенно интенсивно она развивается в 20-30-е годы XX в. в работах А.М. Большакова, Г.П. Саара, В.К. Никольского, Н.В. Устюгова и других. В послевоенное время исключительно важное значение имеют труды Н.Г. Бережкова по хронологии русского летописания. В высших учебных заведениях хронология как составная часть общего курса вспомогательных исторических дисциплин изучается с середины 30-х годов. В 1939 г. на правах рукописи издается курс хронологии Н.В. Устюгова, в 1944 г. учебное пособие Л.В. Черепнина. В 1960 г. выходит в свет учебное пособие для студентов университетов «Хронология» Е.И. Каменцевой (2-е издание в 1967 г.), затем целый ряд пособий, авторами которых являются М.Я. Сюромов, И.П. Ермолаев, А.П. Пронштейн и В.Я. Кияшко. Единицы счета времени Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в конкретных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени - сутки, месяц и год - определяются астрономическими факторами: сутки - периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц - периодом обращения Луны вокруг Земли, год - периодом обращения Земли вокруг Солнца. Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны временному интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные сутки определяются аналогичным положением Солнца. Так как Солнце движется относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные сутки короче солнечных примерно на 4 минуты. За год между ними накапливается разница около суток. Однако Земля движется вокруг Солнца с различной скоростью, следовательно, и солнечные сутки не являются величиной постоянной. Для облегчения исчисления времени введено фиктивное понятие «среднее солнце», т. е. движение Солнца принято условно считать равномерным. Средние солнечные сутки служат основной единицей счета времени. В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца или синодического месяца (от греческого слова «синодос» - сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движением Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени - астрономическому, или тропическому, году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями Солнца в точке весеннего равноденствия получил название тропического года. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Легко заметить, что средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и синодическим месяцем, который в свою очередь несоизмерим с тропическим годом. Ясно, что, основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета времени невозможно. Перед человечеством стояла сложная задача - выработать такие системы времясчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи. В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяц согласуются с годами. Возникновение более мелких единиц измерения времени - часы, минуты и секунды - связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета . Календари Календарем называется определенная система счета времени. Название происходит от латинского слова «календы» - первый день нового месяца. Латинское слово «календариум» в буквальном переводе означает «долговая книга», так как в Древнем Риме существовало правило оплачивать долговые проценты в первый день месяца. По имеющимся в настоящее время данным, первые календарные системы возникли в IV-III тыс. до н. э. Древнейшими, вероятно, были лунные календари, в которых чередовались месяцы по 29 и 30 суток. В лунном году было 12 месяцев, или 354 суток, т. е. год в этом календаре опережал тропический на 11 суток. В результате лунный календарь оказался очень неудобным для народов, основой хозяйственной жизни которых было земледелие, так как начало нового года не приходилось на определенный день, а перемещалось по сезонам. Чтобы приблизить год лунного календаря к тропическому, стали периодически вводить дополнительный (13-й) месяц. Таким образом был создан лунно-солнечный календарь. Древнейший солнечный календарь появился в Древнем Египте, вероятно, в IV тыс. до н. э. Хорошо известно, какую важную роль в хозяйстве древних египтян играли разливы Нила. Было замечено совпадение начала разлива Нила с появлением на небосводе перед восходом солнца звезды Сириус (по-гречески она называлась Сотис) в дни летнего солнцестояния. Эту звезду из созвездия Большого Пса можно было видеть на востоке в течение нескольких минут до восхода Солнца. Однако хотя и очень незначительно, но появление Сириуса все-таки постепенно запаздывало по отношению к солнцестоянию. Продолжительность египетского года была равна 365 солнечным суткам. В нем было 12 месяцев, по 30 суток в каждом, плюс 5 дополнительных дней, которые древние египтяне посвящали покаяниям в грехах и памяти умерших сородичей. Этот год был короче тропического приблизительно на 1/4 суток, следовательно, и в Древнем Египте начало года не приходилось на определенный день, а постепенно перемещалось. Отсюда этот календарь получил название блуждающего. Так как разница между тропическим и египетским годом была равна 1/4 суток, нетрудно вычислить, что за 4 года она составляла уже сутки, за 120 лет - месяц, а через 1460 лет - один год. Иными словами, 1460 тропических лет равны 1461 египетскому году. Этот период (1461 год) называется - Великим годом или периодом Сотиса. Спустя 1461 год начало египетского года опять совпадало с восходом Сириуса и солнцестоянием. Из народов нашей страны египетский календарь использовали в древности армяне. Лунными календарями были вавилонский, древнееврейский и другие, лунно- солнечными - вавилонский, китайский, древнегреческий, древнеримский и другие. Солнечный календарь первоначально был распространен в немногих странах - в Древнем Египте, в некоторых районах Индии и Центральной Америки. Совершенствование египетского календаря шло по пути периодического прибавления дополнительного дня. В 26 г. до н. э. в Александрии была проведена реформа календаря, так называемая реформа Эвергета. В результате этой реформы египетский год стал постоянным: он состоит из 12 месяцев, по 30 дней в каждом, и 5 (а через каждые четыре года 6) добавочных дней; начало года постоянное - 11 сентября (12 сентября после високосного года, не совпадающего с юлианским). Современный международный календарь является солнечным. Лунный календарь до настоящего времени употребляется в ряде мусульманских стран, а также в Индонезии. Христианская церковь использует его при вычислении дня пасхи. Известны две разновидности лунных календарей: свободная (блуждающая), распространенная в мусульманских странах, и связанная - (лунно-солнечная), распространенная в тюрко-монгольских странах. Юлианский календарь. В Древнем Риме с VII в. до н. э. употреблялся лунно- солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Суеверные римляне боялись четных чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. Новый год начинался 1 марта. В целях максимального приближения года к тропическому раз в 2 года стали вводить дополнительный месяц - марцедоний (от латинского слова «марцес» - плата), равный первоначально 20 суткам, В этом месяце должны были оканчиваться все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось. Поэтому в V в. до н. э. марцедоний стали прибавлять два раза в 4 года, чередуя 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом четырехгодичном цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, римские жрецы - понтифики (одна из жреческих коллегий) настолько запутали календарь, что в I в. до н. э. назрела необходимость в его реформе. Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Для создания нового календаря был приглашен александрийский астроном Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача - максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года. За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в 4 года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в четырехлетнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Число месяцев и их названия остались прежними, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дням оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался «бис сектус» - второй шестой («бис» - дважды, еще; «сексто» - шесть). В славянском произношении этот термин звучал несколько по- иному, и в русском языке появилось слово «високос», а удлиненный год стал называться високосным годом. В Древнем Риме, кроме календ, специальные названия имели пятые числа каждого короткого (30 дней) месяца или седьмые длинного (31 день) - ноны и тринадцатые короткого или пятнадцатые длинного месяцев - иды. Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы и другие римские магистраты. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис (пятый месяц) в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н. э. секстилис (шестой месяц) - августом в честь первого римского императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц (декабрь) стал двенадцатым. Юлианский календарь приобрел следующий вид: январь (януариус, назван в честь двуликого бога Януса), февраль (фебруарус, месяц «очищения»), март (мартиус, назван в честь бога войны Марса), апрель (априлис, вероятно, получил название от слова «априкус» -согреваемый солнцем), май (майюс, назван в честь богини Майи), июнь (юниус, назван в честь богини Юноны), июль (юлиус, назван в честь Юлия Цезаря), август (аугустус, назван в честь императора Августа), сентябрь (септембер - седьмой), октябрь (октобер - восьмой), ноябрь (новембер - девятый), декабрь (децембер - десятый). Названия последних четырех месяцев сохранились, несмотря на то, что они имели смысл только при мартовском начале года. Итак, в Юлианском календаре год стал длиннее тропического, но на величину значительно меньшую, чем египетский год был короче тропического. Если египетский год опережал тропический на одни сутки каждые 4 года, то Юлианский отставал от тропического на одни сутки через каждые 128 лет. В 325 г. первый вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. В этот год днем весеннего равноденствия было 21 марта. Юлианский календарь лежит в основе календарной системы, которой пользуются сейчас большинство стран мира. На практике високосный год в Юлианском календаре определяется признаком делимости последних двух цифр обозначения года на четыре. Високосными в этом календаре являются и годы, обозначение которых имеет последними двумя цифрами нули. Например, среди 1900, 1919, 1945 и 1956 годов високосными являлись 1900 и 1956 годы. Григорианский календарь. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была |равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, привела через 128 лет к ошибке в одни сутки, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого весеннее равноденствие (21 марта) в конце XVI в. приходилось уже на 11 марта, а это грозило в будущем при условии сохранения равноденствия 21 марта перемещением главного праздника христианской церкви - пасхи с весны на лето. По церковным же правилам пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, приходящегося на период между 21 марта и 18 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории XIII, по имени которого новый календарь получил свое название. Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых-астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый, врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами, во-вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была бы ощутимой. Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта. Вторая задача решалась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года, а именно те, которыми заканчивались столетия, при условии, что первые две цифры обозначения года не делятся на 4. Таким образом, 1600 год оставался високосным, а 1700, 1800 и 1900 годы были простыми, так как 17, 18, 19 не делятся без остатка на 4. Созданный новый календарь был гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение в одни сутки между ними накапливалось через 3323 года. Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен после Великой Октябрьской социалистической революции. 24 января 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома о переходе на новый календарь. В XX в. разница между Юлианским и Григорианским календарями достигла уже 13 суток, поэтому декрет предписывал считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля. Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей. В практике работы историка часто встречается необходимость в переводе дат с Юлианского календаря на Григорианский. Для правильного решения этого вопроса необходимо уяснить суть различия между этими календарями, между так называемыми старым и новым стилями. Прежде всего, следует иметь в виду, что разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В XVI в., когда была проведена реформа 1582 г., она составляла 10 суток, в XX в., когда в 1918 г. Григорианский календарь был введен в нашей стране, она уже была равна 13 суткам. Каким образом произошло это «накопление»? В Григорианском календаре високосных лет меньше, чем в Юлианском, поэтому должен был наступить год, который являлся високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому. Речь здесь может идти только о годах, завершающих столетия, так как все другие годы, последние две цифры обозначения которых делятся без остатка на 4, являются високосными в обоих календарях. Например, високосными в одном и в другом календаре были 1588, 1592, 1596. Но и 1600 г. был в них високосным: в Юлианском, так как его обозначение оканчивается двумя нулями, а в Григорианском, так как две первые цифры его обозначения делятся на 4 без остатка. Следовательно, в XVII в. разница между ними осталась прежней (10 суток). 1700 г. високосный по Юлианскому календарю, но простой по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Разница между календарями увеличилась до 11 суток. Следующее увеличение расхождения произошло в 1800 г., а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница осталась прежней, так как этот год был високосным в обоих календарях. Таким образом, разница между календарями достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю и простым по Григорианскому. Эры и их виды. Эрой (от латинского слова «аера» - исходное число) называется исходный момент летосчисления. Возможно, что этот термин ведет свое начало от первых четырех букв латинской фразы « ab exsordio regni Augusti » - от начала царствования Августа. Такая эра Августа существовала одно время в Александрии. В исходной точке нуждается любая календарная система. Отправной точкой летосчисления могло быть любое важное событие в истории определенного человеческого коллектива. В зависимости от того, какой характер имело это событие, различают астрономические, политические и религиозные эры. К первым, например, относится эра Кали в Индии. Счет времени по этой эре велся от 18 февраля 3102 г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет. К политическим эрам относятся те, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступления на престол различных правителей и т. д. Наконец, религиозные эры имеют отправным моментом мифические события - рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину. Существует и другое деление эр - на реальные и фиктивные. В реальных эрах за точку отсчета принимается историческое событие, в фиктивных - легендарное, мифическое. К первым относятся, например, эра Набонассара, занявшего вавилонский престол 26 февраля 747 г. до н. э., эра Селевкидов (по имени основателя династии Селевкидов в Сирии) - с 1 октября 312 г. до н. э., эра Диоклетиана (по-другому она называлась «эра мучеников») - с момента воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н. э., эра «от основания Рима» с 754 г. до н. э. (по Варрону - 21 апреля 753 г. до н. э.), олимпийская эра - от первых Олимпийских игр в 776 г. до н. э. Фиктивными являются эра «от рождества Христова», мусульманская эра - хиджра - от дня бегства Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июля 622 г. н. э., буддистская эра -от смерти Будды в 544 г. до н. э., эра «от сотворения мира».Различаются так называемые мировые эры, широко распространенные в христианских странах. Из них чаще других применялись александрийская, антиохийская и византийская эры. Все они поразному датировали «сотворение мира», от которого вели отсчет времени: александрийская – 5501 г. до н. э., антиохийская – 5969 г. до н. э., византийская, принятая на Руси – 5508 г. до н. э. Церковь так и не смогла установить единую дату этого «события». Полярными датами «сотворения мира» были 6984 г. до н. э. и 3483 г. до н. э. Современной международной эрой является эра «от рождества Христова» (в литературе она обозначается: до «Р. X.», после «Р. X.»; в СССР - до или после н. э. - нашей или новой эры). Она была создана в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, «высчитавшим» при составлении пасхалий год рождения Христа – 754 г. от основания Рима или 284 г. до начала эры Диоклетиана. В VI в. эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX в. во всех христианских странах. В России она была введена Петром I с 1 января 1700 г. Любая эра, а их известно около двухсот, условна. Поэтому название «фиктивная» в приложении к определенным эрам следует признать неудачным. Для правильного отсчета времени достоверность события, от которого ведется отсчет, безразлична. В настоящее время изучены далеко не все эры. Например, исходная точка херсонесской эры (в античном Херсонесе) является дискуссион

9. Древнерусская система