Понятие государства. Его признаки и функции

Историографический обзор.

Государственный аппарат и государственное управление.

Форма государства.

Понятие государства. Его признаки и функции.

Тема 1. Предмет истории государственного управления

Тема 20. Российское государство в начале XXI века

Тема 19. Становление системы государственного управления России (1990-е гг.)

Тема 18. Модернизация аппарата управления

в период «перестройки» (1985 – 1991 гг.)

Новые задачи управления страной. Изменения в кадровой политике. Расширение властных полномочий Советов. Попытки экономических реформ. Развитие гласности.

Конституционная реформа 1988 г. и создание представительных органов нового типа. Учреждение поста Президента СССР. Проблемы взаимодействия союзных и властных республиканских структур. Кризис федеративных отношений. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и её последствия. Распад СССР и образование СНГ.

 

Начало экономической реформы. Углубление социального кризиса.

Государственный аппарат РФ в 1991 – 1993 гг. Обострение противоречий между Президентом и парламентом. Конституционный кризис 1993 г. Разработка и принятие новой Конституции РФ.

Высшие органы власти и управления Российской Федерации: принципы формирования, полномочия, механизм взаимодействия. Национально-государственное устройство России по Конституции 1993 г.

Управление экономикой страны в 90-е гг. Основные этапы реформирования правоохранительной системы.

 

Основные этапы укрепления властной вертикали. Создание федеральных округов и введение института полномочных представителей Президента. Новый порядок формирования Совета Федерации. Государственный совет как высший консультативный орган.

Административная реформа 2004 г. Изменение порядка избрания глав субъектов федерации. Введение Общественной палаты, её статус и полномочия. Изменения в избирательном законодательстве. Увеличение сроков полномочий Президента и парламента.

Новые тенденции в управлении экономикой (2001-20013 гг.).

 

 

 

Государство представляет собой сложное социальное явление. Историки полагают, что как социальный институт государство существует более 5 тыс. лет. Возникнув в глубокой древности, оно проделало значительную эволюцию от первых примитивных госу­дарственных образований до современных форм правового и со­циального государства. В науке нет общепринятого определения государства. В самой общей форме под государством следует пони­мать политическую организацию общества, обладающую власт­ными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающую преимущественно интересы доминирующего соци­ального слоя и выполняющую социально значимые для всего об­щества задачи.

Признаки государства. Государство как социальный институт характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить его от организации власти и управления в первобытном обществе, а также от иных политических организаций современного общества. К та­ким признакам относятся:

1) наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами — государственный аппарат, состоящий из различных органов и должностных лиц;

2) территориальная организация власти и населения, предпо­лагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию;

3) государственный суверенитет, то есть верховенство государствен­ной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами;

4) организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление функций государства;

5) монополия на правотворчество, подразумевающая исклю­чительное право государства издавать законы и иные акты, обязательные для населения страны;

6) монополия на легальное применение физического и иного насилия, включая возможность лишения граждан жизни и свободы.

Функции государства. Основные направления деятельности го­сударства по решению стоящих перед ним задач называются фун­кциями государства. Их принято подразделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные на­правления деятельности государства внутри страны. Они, в свою очередь, также подразделяются на две группы — охранительные и регулятивные. К охранительным функциям относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Регулятивные фун­кции государства:

а) экономическая фун­кция — разработка экономической политики, установление пра­вовых основ хозяйственной и финансовой деятельности, управ­ление государственными предприятиями и т.д.;

б) социально-культурная функция — определение политики в области здраво­охранения, образования, науки, культуры, социальная защита населения, жилищное строительство и т. п.

Внешние функции заключаются в основных направлени­ях деятельности государства на международной арене. Это в пер­вую очередь оборона страны от внешнего нападения и междуна­родное сотрудничество.

 

 

1.2. Форма государства

Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она включает в себя два взаимо­связанных элемента: форму правления и форму государствен­ного устройства.

Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимоот­ношения друг с другом. Известны две основные формы правле­ния: монархия и республика.

При монархическойформе правления верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу — мо­нарху — и передается, как правило, по наследству. Монархии под­разделяются на неограниченные, когда верховная власть всецело принадлежит монарху, и ограниченные, когда мо­нарх разделяет власть с другими государственными орга­нами.

Неограниченная монархия бывает деспотической и абсолютной. Деспотическая монархия зародилась в странах Древнего Востока и отличается обожествлением верховного правителя и полным бесправием подданных. Абсолютная монархия появилась в эпоху разложения феодализма и зарождения буржуазных отношений и сохранилась до настоящего времени. В отличие от деспотической монархии, при абсолютной монархии воля главы государства связана издаваемыми им законами.

Основными историческими формами ограниченной монархии являются: сословно-представительная (монарх делит власть с сословно-представительными учреждениями; существовала в эпоху образования централизованных государств), дуалистическая (мо­нарх сохраняет в своих руках исполнительную власть, а законодательную разделяет с выборным представительным органом; воз­никла в переходную эпоху от феодализма к капитализму и сохра­нилась до настоящего времени в некоторых азиатских и африканс­ких государствах) и парламентская (монарх лишь формально обла­дает верховной властью, «царствует, но не правит»; представлена в большинстве монархических государств современности).

При республиканскойформе правления верхов­ная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением. Хотя республиканские фор­мы правления встречались в древности (греческие поли­сы, Римская республика) и в средневековье (Новгородская рес­публика, Венеция, Генуя), доминирующими в мировом масш­табе они становятся лишь в XX веке.

В зависимости от того, кто в республике формирует прави­тельство — президент или парламент, современные республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

2. Под формой государственного устройства понимается поли­тическое и административно-территориальное деление государ­ства, взаимоотношения между его составными частями. Из исто­рии известны три основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Унитарное государство — это единое государство, со­стоящее из административно-территориальных единиц, не имею­щих политической самостоятельности. Действуют единая система высших государственных органов и единые законодатель­ная, судебная, налоговая и денежная системы.

Федерация — союзное государство, состоящее из несколь­ких государственных образований — субъектов, обладающих от­носительной самостоятельностью. В федеративном государстве со­существуют федеральный государственный аппарат и государствен­ный аппарат субъектов, федеральная правовая система и право­вая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система на­логов. За субъектами может быть сохранено право выхода из федерации.

Конфедерация — союз суверенных государств, обра­зованный для обеспечения их общих интересов. Конфедерация не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства (подданства), территории и т.д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфе­дерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются.