Лекция № 5 (22)

Раздел 10. Процесс защиты организма от воздействия внешней и внутренней среды

Тема: «Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности. Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунологической защиты организма».

 

План:

1. Понятие об иммунологической реактивности.

2. Иммунитет, его виды.

3. Механизмы иммунитета.

4. Аллергия и анафилаксия.

5.

 

 

Цель: иметь представление об иммунной системе, о стернальной пункции, ее значении,

о реакции региональных лимфоузлов во время ОРВИ и других инфекций,

о значении ретикуляции лимфоцитов в удовлетворении потребности в безопасности,

о нейрогуморальном механизме регуляции иммунитета, введении сывороток с профилактической и лечебной целями

Знатьзначение иммунной системы, иммунитет, органы иммунной системы:

красный костный мозг, тимус, селезенку, лимфоидную ткань, клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты, плазмоциты, макрофаги; понятие гуморального иммунитета, понятие тканевого иммунитета, специфические и неспецифические факторы иммунитета, иммунитет, значение иммунной системы, органы иммунной системы.

 

 

Иммунологическая реактивность является важнейшим выражением реактивности вообще, т.е. свойства живой системы отвечать (реагировать) на воздействия различных факторов внешней и внутренней среды. Понятие иммунологической реактивности включает в себя 4 взаимосвязанных явления:

1) невосприимчивость к заразным болезням, или иммунитет в собственном смысле слова;

2) реакции биологической несовместимости тканей;

3) реакции повышенной чувствительности (аллергию и анафилак­сию);

4) явления привыкания к ядам различного происхождения.

Все эти на первый взгляд разнородные явления объединяют друг с другом следующие признаки:

1) все они возникают в организме при попадании в него чужеродных живых существ (микробов, вирусов) или болезненно измененных тканей, различных антигенов, токсинов и т.д.

2) эти явления и реакции являются по существу реакциями биологической защиты, направленной на сохранение и поддержание постоянства, устойчивости, состава и свойств каждого отдельного целостного организма;

3) в механизме подавляющего большинства самих реакций существенное значение имеют процессы взаимодействия антигенов с антителами.

Антигены -чуждые для организма вещества, вызывающие образование антител в крови и других тканях. Антитела - белки группы иммуноглобулинов, образующиеся в организме при попадании в него некоторых веществ (антигенов) и нейтрализующие их вредное действие.

 

Иммунологическая толерантность (лат. tolerantia - терпение) -полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря (или снижение) организмом способности к выработке антител или иммунных лимфоцитов в ответ на антигенное раздражение. Она может быть физиологической, патологической и искусственной (лечеб­ной). Физиологическая Иммунологическая толерантность проявляется переносимостью иммунной системой белков собственного организма. В основе такой толерантности лежит "запоминание" клетками иммун­ной системы белкового состава своего организма. Примером патоло­гической иммунологической толерантности является переносимость опухоли организмом. В этом случае иммунная система слабо реагирует на чужеродные по белковому составу раковые клетки, с чем может быть связан не только рост опухоли, но и ее возникновение. Искусственная (лечебная) Иммунологическая толерантность воспроиз­водится с помощью воздействий, снижающих активность органов им­мунной системы, например, введением иммунодепрессантов, ионизиру­ющим излучением и др. Ослабление активности иммунной системы обеспечивает переносимость организмом пересаженных органов и тканей (сердца, почки, кожи и других трансплантатов).

В настоящее время наиболее полно изучены явления невосприим­чивости к заразным заболеваниям, что и составляет основу учения об иммунитете.

Явление иммунитета известно уже несколько сот лет. Люди давно заметили, что человек, переболевший какой-нибудь эпидемичес­кой болезнью, очень редко заболевает ею повторно: он становится невосприимчивым к данной болезни. В 1796 г. английский врач Э.Дженнер (1749-1823) обратил внимание на то, что работники ферм, имевшие дело с коровами, больными коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой. Когда он попробовал втереть немного жидкости, взятой из оспенных пустул на коровьем вымени, в царапину на коже, человек заболел оспой в легкой форме, причем у него появилась лишь одна оспина на месте втирания. Вакцинированные (лат.vaccinus - коровий) таким способом люди никогда не заболевали оспой. Коровью оспу и натуральную оспу вызывают два различных, но очень близких друг к другу вируса: прививка вируса коровьей оспы вызывает образование антител, способных реагировать и с вирусом оспы человека. Позже в конце XIX века Л.Пастер (1822-1895) нашел способы ослабления вирулентности микробов, чтобы воспроизводить легкое заболевание, оставляющее после себя иммунитет. Ослабленные культуры микробов Л.Пастер назвал в честь Э.Дженнера вакцинами. А затем этот термин был распространен на все те агенты, которые способны вызвать иммунитет. И.И.Мечников (1845-1916) - создатель учения о фагоцитозе, развил теорию иммунитета.

Иммунитет(лат. immunitas - освобождение от чего-либо, избавление) - это невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам. В настоящее время доказано, что иммунные реакции направлены не только против возбудителей болезней и их ядов (токсинов), но и против всего чужеродного: чужих клеток и тканей, генетически изменившихся в результате мутации собственных клеток, в том числе и раковых. Установлено также, что в каждом организме существует иммунологический надзор, обеспечивающий распознавание "своего" и "чужого" и уничтожение "чужого". Поэтому теперь под иммунитетом понимают не только невосприимчивость к заразным болезням, но и способ защиты организма от живых существ и веществ, несущих признаки чужеродности. Иммунитет - это способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

По способу происхождения различают врожденный (видовой) и приобретенный иммунитет.

Врожденный (видовой) иммунитет является наследственным признаком для данного вида животных. По прочности или стойкости его разделяют на абсолютный и относительный. Абсолютный иммуни­тет является очень прочным: никакие воздействия внешней среды не ослабляют иммунитет. Например, у собак и кроликов не удается вызвать заболевание полиомиелитом при их охлаждении, голодании, травме и т.д. Относительный видовой иммунитет является в отличие от абсолютного менее прочным, зависящим от воздействия внешней среды. Например, птицы (куры, голуби) в обычных условиях невос­приимчивы к сибирской язве, но если ослабить их путем охлаждения, голодания и т.д., то они заболевают сибирской язвой.

Приобретенный иммунитет приобретается в процессе жизни и делится на естественно приобретенный и искусственно приобретен­ный. Каждый из них по способу возникновения разделяется на актив­ный и пассивный.

Естественно приобретенный активный иммунитет возникает после перенесения соответствующего инфекционного заболевания. Естественно приобретенный пассивный иммунитет(врожденный, или плацентарный, иммунитет) обусловлен переходом защитных антител из крови матери через плаценту в кровь плода. Защитные антитела вырабатываются в организме матери, плод же получает их готовыми. Таким путем получают иммунитет новорожденные дети по отношению к кори, скарлатине, дифтерии и другим инфекциям. Через 1-2 года, когда антитела, полученные от матери, разрушаются и частично выделяются из организма ребенка, восприимчивость его к указанным инфекциям резко возрастает. Пассивным путем иммунитет в меньшей степени может передаваться с молоком матери. Искусственно приобретенный иммунитет воспроизводится человеком в целях преду­преждения заразных болезней. Активный искусственный иммунитетдостигается путем прививки здоровым людям культур убитых или ослабленных патогенных микробов, ослабленных токсинов (анаток­синов) или вирусов. Впервые искусственная активная иммунизация, как мы уже отметили, была выполнена Э.Дженнером путем прививок коровьей оспы детям. Эта процедура Л.Пастером была названа вакцинацией, а прививочный материал - вакциной. Пассивный искусственный иммунитет воспроизводится путем введения человеку сыворотки, содержащей антитела против микробов и их токсинов. Особенно эффективны антитоксические сыворотки против дифтерии, столбняка, ботулизма, газовой гангрены. Применя­ют также сыворотки против змеиных ядов (кобра, гадюка и др.). Эти сыворотки получают главным образом от лошадей, которых им­мунизируют соответствующим токсином.

В зависимости от направленности действия различают также антитоксический, антимикробный и противовирусный иммунитет. Антитоксический иммунитет направлен на нейтрализацию микробных ядов, ведущая роль при нем принадлежит антитоксинам. Антимикроб­ный (антибактериальный) иммунитет направлен на уничтожение самих микробных тел. Большая роль при нем принадлежит антителам, а также фагоцитам. Противовирусный иммунитет проявляется образо­ванием в клетках лимфоидного ряда особого белка - интерферона, подавляющего размножение вирусов. Однако действие интерферона неспецифично. Имеет место и выработка противовирусных антител. Процессы фагоцитоза часто сочетаются с активным внедрением вируса в клетки инфицированного организма, в том числе и в лейкоциты.

Механизмы иммунитета делятся на неспецифические, т.е. общие защитные приспособления, и специфические иммунные механизмы. Неспецифические механизмы препятствуют проникновению микробов и чужеродных веществ в организм, специфические им­мунные механизмы начинают работать тогда, когда в организме появляются чужеродные антигены.

Механизмы неспецифического иммунитета включают ряд защит­ных барьеров и приспособлений.

1) Неповрежденная кожа является биологическим барьером для большинства микробов, а слизистые оболочки имеют приспособления (движения ресничек) для механического удаления микробов.

2) Уничтожение микробов с помощью естественных жидкостей (слюна, слезы - лизоцим, желудочный сок - соляная кислота и т.д.).

3) Бактериальная флора, содержащаяся в толстом кишечнике, слизистой оболочке полости носа, рта, половых органов, является антагонистом многих патогенных микробов.

4) Гематоэнцефалический барьер (эндотелий капилляров голов­ного мозга и сосудистых сплетений его желудочков) защищает ЦНС от попадания в нее инфекции и чужеродных веществ.

5) Фиксация микробов в тканях и уничтожение их фагоцитами.

6) Очаг воспаления в месте проникновения микробов через кожу или слизистую оболочку играет роль защитного барьера.

7) Интерферон - вещество, которое угнетает внутриклеточное размножение вируса. Вырабатывается различными клетками организ­ма. Образуясь под влиянием одного типа вирусов, он активен и в отношении других вирусов, т.е. является неспецифическим веществом.

Специфический иммунный механизм иммунитета включает 3 связанных между собой компонента: А-, В- и Т-системы.

1) А-система способна воспринимать и отличать свойства антигенов от свойств собственных белков. Главный представитель этой системы - моноциты. Они поглощают антиген, накапливают его и передают сигнал (антигенный стимул) исполнительным клеткам иммунной системы.

2) Исполнительная часть иммунной системы - В-система включа­ет В-лимфоциты, названные так потому, что они созревают у птиц в фабрициевой сумке (лат. bursa - сумка) - дивертикуле клоаки. У млекопитающих и у человека аналога фабрициевой сумки не найдено. Предполагают, что ее функцию выполняет либо сама кроветворная ткань костного мозга, либо пейеровы бляшки подвздошной кишки. После получения антигенного стимула от моноцитов В-лимфоциты превращаются в плазматические клетки, которые синтезируют специфические по отношению к антигену антитела - иммуноглобулины пяти разных классов: IgА, IgD, IgЕ, IgG, IgМ. В-система обеспечивает развитие гуморального иммунитета.

3) Т-система включает Т-лимфоциты, названные так потому, что их созревание зависит от вилочковой железы - тимуса. После получе­ния антигенного стимула Т-лимфоциты превращаются в лимфобласты, которые усиленно размножаются и созревают. В результате образу­ются иммунные Т-лимфоциты, способные распознавать антиген и взаимодействовать с ним. Различают 3 вида Т-лимфоцитов: Т-хелперы, Т-супрессоры и Т-киллеры.

Т-хелперы (помощники) помогают В-лимфоцитам, повышая их активность и превращая их в плазматические клетки. Т-суирессоры (угнетатели) понижают активность В-лимфоцитов. Т-киллеры (убий­цы) взаимодействуют с антигенами - чужеродными клетками и уничто­жают их.

Т-система обеспечивает формирование клеточного иммунитета и реакции отторжения трансплантата. Эта же система участвует в преду­преждении возникновения в организме опухолей, создавая противо­опухолевую устойчивость, и поэтому ее нарушения могут способство­вать развитию опухолей.

 

Аллергия(греч. allos - другой, егgon - действие) - измененная (извращенная) реактивность организма к повторным воздействиям каких-либо веществ или к компонентам собственных тканей. В основе аллергии лежит иммунный ответ, протекающий с повреждением ткани.

При первоначальном внедрении в организм антигена, называ­емого аллергеном, заметных изменений не происходит, но накаплива­ются антитела или иммунные лимфоциты к этому аллергену. Спустя некоторое время, на фоне высокой концентрации антител или иммун­ных лимфоцитов, повторно введенный тот же аллерген вызывает иное действие - выраженные расстройства жизнедеятельности, а иногда и гибель организма. При аллергии иммунная система в ответ на попада­ние аллергенов активно вырабатывает антитела и иммунные лимфо­циты, которые взаимодействуют с аллергеном. Результатом такого взаимодействия является повреждение на всех уровнях организации: клеточном, тканевом, органном.

К типичным аллергенам относятся различные виды пыльцы трав и цветов, шерсть домашних животных, синтетические изделия, мою­щие порошки, косметические средства, пищевые вещества, лекарства, различные красители, чужеродная сыворотка крови, домашняя и производственная пыль и т.д. Кроме названных экзоаллергенов, проникающих в организм извне различными путями (через дыхатель­ные пути, через рот, кожу, слизистые оболочки, путем инъекций), в больном организме образуются эндоаллергены (аутоаллергены) из его собственных белков под влиянием различных повреждающих факторов. Эти эндоаллергены становятся причиной многообразных ауто аллергических (аутоиммунных, или аутоагрессивных) болезней человека. Согласно принятой в настоящее время классификации все аллергические реакции разделяют на две большие группы:

1) аллергические реакции замедленного типа (гиперчувствитель­ность замедленного типа);

2) аллергические реакции немедленного типа (гиперчувствитель­ность немедленного типа).

В возникновении первых реакций главная роль принадлежит взаимодействию аллергена с сенсибилизированными Т-лимфоцитами, в возникновении вторых - нарушению деятельности В-системы и участию гуморальных аллергических антител - иммуноглобулинов.

К аллергическим реакциям замедленного типа относятся: реакция туберкулинового типа (бактериальная аллергия), аллергические реак­ции контактного типа (контактный дерматит), некоторые формы лекарственной аллергии, многие аутоаллергические заболевания (энце­фалит, тиреоидит, системная красная волчанка, ревматоидный артрит, системная склеродермия и др.), аллергические реакции отторжения трансплантата.

К аллергическим реакциям немедленного типа относятся: анафи­лаксия, сывороточная болезнь, поллинозы (сенная лихорадка), отек Г.Квинке и др.

Анафилаксия(греч. аnа - вновь, aphylaxis - беззащитность) - аллергическая реакция немедленного типа, возникающая при парен­теральном введении аллергена. Примерами анафилаксии являются анафилактический шок и сывороточная болезнь. Анафилактический шок - одна из наиболее тяжелых форм аллергии. Это состояние может возникнуть у человека при введении лечебных сывороток, антибиоти­ков, сульфаниламидов, новокаина, витаминов и т.д. Сывороточная болезнь возникает у человека после введения лечебных сывороток (противодифтерийной, противостолбнячной и др.), а также гамма-глобулина с лечебной или профилактической целями. Проявляется повышением температуры тела, возникновением болей в суставах, их отеком, кожным зудом, высыпаниями на коже и т.д.

Для профилактики анафилаксии в медицинской практике исполь­зуют метод десенсибилизации по Д.М. Безредка: за 2-4 часа перед введением необходимого количества сыворотки вводят небольшую ее дозу (0.5-1 мл). А потом при отсутствии реакции вводят всю остальную сыворотку.

К аллергии относится и идиосинкразия (греч.idios - своеобраз­ный, synkrasis - смешение) - сверхчувствительность организма к некоторым пищевым продуктам (рыба, молоко, земляника), медика­ментам (йод, бром, хинин и др.), вдыхаемой пыльце цветов, космети­ческим средствам и т.д. Идиосинкразия отличается от анафилаксии тем, что возникает сразу после первого введения, без предварительной сенсибилизации. При воздействии вызывающего идиосинкразию аген­та антитела и иммунитет не образуются. Проявляется идиосинкразия общим недомоганием, сыпью и отеком кожи.

 

ЛЕКЦИЯ № 6 (25 - 26) (Лекционный зал)

Тема: «Нервный механизм физиологической регуляции. Функциональная анатомия спинного мозга»

 

 

План:

 

 

1. Характеристика нервной системы и ее функций.

2. Строение рефлекторной дуги.

3. Строение спинного мозга.

4. Функции спинного мозга:

А) рефлекторная,

Б) проводниковая.

5. Оболочки спинного мозга

 

 

Цель: знать понятие процесса физиологической регуляции, классификацию нервной системы, общие принципы строения нервной системы, виды нейронов, виды нервных волокон, нервы – строение, виды, синапс, понятие, виды, рефлекторную дугу, рефлекс – понятие, виды, виды нервной деятельности, носители информации, доминанты, их уровни; расположение и строение спинного мозга, оболочки спинного мозга, микроскопическое строение спинного мозга, понятие сегмента спинного мозга, проводящие пути спинного мозга, основные центры спинного мозга, функции спинного мозга, рефлексы спинного мозга, рефлекторные дуги.

Представлять рефлекторный принцип работы нервной системы и зоны иннервации шейного, плечевого, поясничного и крестцового сплетений.

Уметь показывать на плакатах и планшетах нейроны спинного мозга, проводящие пути, спинномозговые корешки, узлы и нервы.

 

Нервная система - одна из важнейших систем, которая обеспечивает координацию протекающих в организме процессов и установление взаимосвязей организма с внешней средой. Учение о нервной системе называется неврологией.

Основные функции нервной системы включают:

1) восприятие действующих на организм раздражителей;

2) проведение и обработку воспринимаемой информации;

3) формирование ответных и приспособительных реакций, включая высшую нервную деятельность и психику.

По топографическому принципу нервную систему делят на центральную и периферическую. К центральной нервной системе (ЦНС) относят спинной и головной мозг, к периферической - все то, что находится за пределами спинного и головного мозга: спинномоз­говые и черепные нервы с их корешками, их ветви, нервные окончания и ганглии (нервные узлы), образованные телами нейронов. Кроме того, для удобства изучения нервная система условно разделяется на соматическую и вегетативную (автономную), определенным образом связанные и взаимодействующие между собой. Основная функция соматической нервной системы заключается в регулировании взаимоотношения между организмом и внешней средой, основная же функция вегетативной нервной системы - в регулировании соотношений и процессов внутри организма.

Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон (нейроцит). Нейрон имеет тело клетки - трофический центр и отростки: дендриты, по которым импульсы поступают к телу клетки, и аксон, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от количества отростков различают 3 вида нейронов: псевдоуниполярные (ложные одноотросчатые), биполярные (двухотросчатые) и мультиполярные (многоотросчатые). Все нейроны связаны друг с другом посредством специализированных образований - синапсов. Один аксон может образовывать до 10000 синапсов на многих нервных клетках. В организме человека насчитывается около 20 млрд. нейронов и около 20 биллионов синапсов.

По морфофункциональной характеристике выделяют 3 основных типа нейронов.

1) Чувствительные, рецепторные, или афферентные, нейроны проводят импульсы к ЦНС, т.е. центростремительно. Тела этих нейро­нов лежат всегда вне головного или спинного мозга в узлах (ганглиях) периферической нервной системы.

2) Вставочные, замыкательные, ассоциативные, или кондуктор­ные, нейроны осуществляют передачу возбуждения с афферентного (чувствительного) нейрона на эфферентный (двигательный или секреторный).

3) Эфферентные(двигательные, секреторные), эффекторные нейроны по своим аксонам проводят импульсы к рабочим органам (мышцам, железам). Тела этих нейронов находятся в ЦНС или на периферии - в симпатических и парасимпатических узлах).

Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - это причинно обусловленная реак­ция организма на раздражение, осуществляемая при обязательном участии ЦНС. Понятие рефлекса как основного акта нервной деятельности было впервые введено в физиологию в XVII веке Рене Декартом, а сам термин "рефлекс" был впервые введен в конце XVIII века чехом И.Прохаской. Открыл явление центрального торможения и создал учение о рефлексах головного мозга И.М.Сеченов (1829-1905). Экспериментально обосновал и сформулировал основные принципы условнорефлекторной деятельности полушарий большого мозга И.П.Павлов. Учение о доминанте - господствующем очаге возбужде­ния в ЦНС при определенных условиях было разработано А.А.Ухтом­ским (1875-1942).

Структурную основу рефлекторной деятельности составляют нейронные цепи из рецепторных, вставочных и эффекторных нейронов. Они образуют путь, по которому проходят нервные им­пульсы от рецепторов к исполнительному органу, называемому реф­лекторной дугой. В ее состав входят: рецептор -> афферентный нерв­ный путь -> рефлекторный центр -> эфферентный путь -> эффектор.

В настоящее время рефлекторная дуга существенно дополнена и рассматривается как замкнутое образование в виде кольца с обратной связью (П.К.Анохин (1898-1974) и его школа). Это обусловлено наличием в рабочем органе рецепторов, информирующих рефлектор­ный центр о правильности выполненной команды. Существование об­ратной связи ("обратной афферентации"), в функциональных системах организма позволяет производить постоянные, непрерывные, ежемоментные коррекции любых реакций на любые изменения условий внешней и внутренней среды.

 

Спинной мозг ( medulla spinalis ) является начальным отделом ЦНС. Он находится в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический, несколько сплющенный спереди назад тяж длиной 40-45 см, массой 34-38 г, что составляет примерно 2% массы головного мозга. Вверху он переходит в продолговатый мозг, а внизу заканчивается заострением - мозговым конусом на уровне 1-Й пояс­ничных позвонков, где от него отходит тонкая терминальная (концевая) нить. Эта нить представляет собой рудимент каудального (хвостового) конца спинного мозга. Диаметр спинного мозга на разных участках неодинаков. В шейном и поясничном отделах он образует утолщения, которые обусловлены большими скоплениями серого вещества в этих участках в связи с иннервацией верхних и нижних конечностей. На передней поверхности спинного мозга имеется передняя срединная щель, на задней - менее выраженная задняя срединная борозда. Они разделяют спинной мозг на связанные между собой правую и левую симметричные половины. На каждой половине различают слабо выраженные переднюю латеральную (боковую) и заднюю латеральную (боковую) борозды. Первая является местом выхода из спинного мозга передних двигательных корешков, вторая - местом проникновения в мозг задних чувствительных корешков спинно-мозговых нервов. Эти боковые борозды служат также границей между передними, боковыми и задними канатиками спинного мозга. Внутри спинного мозга имеется узкая полость -центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Верхний конец его сообщается с IV желудочком, а нижний, несколько расширяясь, образует слепо заканчивающийся концевой желудочек. У взрослого человека центральный канал в различных отделах спинного мозга, а иногда и на всем протяжении зарастает.

Спинной мозг подразделяют на части: шейную, грудную, пояс­ничную, крестцовую и копчиковую, а части - на сегменты спинного мозга. Сегментом называют участок спинного мозга, соответст­вующий двум парам корешков (два передних и два задних). На всем протяжении спинного мозга с каждой его стороны отходит 31 пара корешков. Соответственно 31 паре спинномозговых нервов у спинного мозга выделяют 31 сегмент: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых сегмента.

Спинной мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество - это нейроны, образующие в каждой половине спинного мозга 3 серых столба: передний, задний и боковой. На поперечном срезе спинного мозга столбы серого вещества с каждой стороны имеют вид рогов. Выделяют более широкий передний рог и узкий задний рог, соответствующие переднему и заднему серым столбам. Боковой рог соответствует промежуточному столбу (вегетативному) серого вещест­ва. В сером веществе передних рогов находятся двигательные нейроны (мотонейроны), задних - вставочные чувствительные нейроны, боковых - вставочные вегетативные нейроны. Кроме того, в сером веществе имеются особые тормозные вставочные нейроны - клетки Б.Реншоу, которые могут тормозить мотонейроны передних рогов, а в белом веществе, примыкающем к серому в боковых канатиках, расположены нейроны ретикулярной формации. Чувствительные рецепторные нейроны расположены в прилежащих межпозвоночных спинномозговых узлах, а эфферентные вегетативные нейроны - в ганг­лиях на разном расстоянии от спинного мозга.

Белое вещество спинного мозга локализуется кнаружи от серого вещества и образует передний, боковой и задний канатики. Оно состоит преимущественно из продольно идущих нервных волокон, объединенных в пучки, - проводящие пути. В белом веществе передних канатиков находятся преимущественно нисходящие проводящие пути (пирамидный - передний корково-спинномозговой путь - двигатель­ный и экстрапирамидные рефлекторные двигательные пути), в бо­ковых канатиках - и восходящие, и нисходящие пути: передний и задний спинно-мозжечковые пути (В.Говерса и П.Флексига), латераль­ный спинно-таламический путь, латеральный корково-спинномозго­вой (пирамидный) путь, красноядерно-спинномозговой путь. В белом веществе задних канатиков спинного мозга находятся восходящие проводящие пути: тонкий (нужный) пучок Ф.Голля и клиновидный пучок К.Бурдаха.

Связь спинного мозга с периферией осуществляется посредством нервных волокон, проходящих в спинномозговых корешках. Передние корешки содержат центробежные двигательные волокна, а задние -центростремительные чувствительные волокна. Этот факт получил название закона распределения афферентных и эфферентных волокон в спинномозговых корешках, или закона Франсуа Мажанди (1822). Поэтому при двусторонней перерезке задних корешков спинного мозга у собаки чувствительность исчезает, передних корешков - чувствительность сохраняется, но тонус мышц конечностей исчезает.

 

Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую.

Рефлекторная функция осуществляется нервными центрами спинного мозга, которые являются сегментарными рабочими центра­ми безусловных рефлексов. Их нейроны непосредственно связаны с рецепторами и рабочими органами. Установлено, что каждый метамер (поперечный отрезок) тела получает чувствительность от трех корешков. Скелетные мышцы также получают двигательную иннер­вацию от трех соседних сегментов спинного мозга. В спинной мозг поступает афферентация от рецепторов кожи, двигательного аппарата, кровеносных сосудов, пищеварительного тракта, выделительных и половых органов. Эфферентные импульсы от спинного мозга идут к скелетным мышцам, в том числе к дыхательным - межреберным и диафрагме, к внутренним органам, кровеносным сосудам, потовым железам и т.д. Вышележащие отделы ЦНС, не имея прямой связи с периферией, управляют ею посредством сегментарных центров спинного мозга.

Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет восходящих и нисходящих проводящих путей. Восходящие пути передают информацию от тактильных, болевых, температурных рецеп­торов кожи и от проприорецепторов мышц через нейроны спинного мозга и другие отделы ЦНС к мозжечку и коре большого мозга. К восходящим путям относятся:

1) передний спинно-таламический путь - это афферентный путь осязания и давления (тактильной чувствительности);

2) латеральный спинно-таламический путь - это путь болевой и температурной чувствительности;

3) передний и задний спинно-мозжечковые пути (В.Говерса и П.Флексига) - это афферентные пути мышечно-суставной (проприоцептивной) чувствительности мозжечкового направления;

4) тонкий (нежный) пучок Ф.Голля и клиновидный пучок К.Бурдаха - это афферентные пути мышечно-суставной (проприоцептивной) чувствительности коркового направления от нижних конечностей и нижней половины тела и соответственно от верхних конечностей и верхней половины туловища.

Нисходящие проводящие пути связывают кору большого мозга, подкорковые ядра и образования ствола мозга с мотонейронами спин­ного мозга. Они обеспечивают влияние высших отделов ЦНС на дея­тельность скелетных мышц. К нисходящим пирамидным путям отно­сятся: передний корково-спинномозговой (пирамидный) и латераль­ный корково-спинномозговой (пирамидный) пути - проводят им­пульсы произвольных двигательных реакций от коры большого мозга к передним рогам спинного мозга (управление осознанными движениями).

К нисходящим экстрапирамидным путям, осуществляющим уп­равление непроизвольными движениями, относятся: ретикулярно-спинномозговой (ретикулоспинальный), покрышечно-спинномозговой (тектоспинальный), преддверно-спинномозговой (вестибулоспинальный) и красноядерно-спинномозговой (руброспинальный) пути.

Спинной мозг покрыт тремя мозговыми оболочками: внутренней - мягкой (сосудистой), средней - паутинной и наружной - твердой. Между твердой оболочкой и надкостницей позвоночного канала, имеется эпидуральное пространство, заполненное жировой клетчаткой и венозными сплетениями, между твердой и паутинной - субдуральное пространство, которое пронизано большим количеством тонких сое­динительнотканных перекладин. От мягкой (сосудистой) оболочки паутинную оболочку отделяет подпаутинное (субарахноидальное) пространство, содержащее спинномозговую жидкость. Общее коли­чество спинномозговой жидкости колеблется в пределах 100-200 мл (чаще 120-140 мл). Образуется в сосудистых сплетениях желудочков головного мозга. Выполняет трофическую и защитную функции.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 8 (Лекционный зал)

Тема: «Спинномозговые нервы».