Основные неисправности механизмов и системы двигателя ЗИЛ-131, их признаки, причины и способы устранения.

Работа системы питания.

Центробежно-вакуумный ограничитель максимальных оборотов коленчатого вала двигателя.

Привод управления карбюратором.

Глушитель.

Представляет собой коробку из листовой стали, в которой помещены две трубы с отверстиями и перегородками, делящими пространство вокруг трубы на несколько полостей.

Действие глушителя основано на постепенном расширении, уменьшении скорости и ослаблении пульсации струй отработавших газов, удаляемых в атмосферу.

При повороте дроссельной заслонки изменяется количество горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя и соответственно меняется мощность.

Приводы управления карбюратором, т.е. дроссельными и воздушными заслонками, применяемые на отечественных автомобилях, имеют много общего: почти все карбюраторы оборудованы двойными приводами управления: основным - ножным, дополнительным - ручным.

Назначение: не допускает превышения допустимого числа оборотов, уменьшая количество горючей смеси, поступающей в цилиндры.

Ограничитель состоит из двух основных узлов:

- диафрагменного исполнительного механизма;

- центробежного датчика, приводимого в движение от распределительного вала двигателя.

Топливо из бака через фильтр грубой очистки засасывается топливным насосом и через фильтр тонкой очистки по топливопроводу поступает в карбюратор, в котором смешивается с воздухом и по впускному трубопроводу поступает в цилиндры двигателя.

Четвертый учебный вопрос: 15 мин.

При достаточном навыке о техническом состоянии двигателя можно судить по уровню шума при его работе. Важно зафиксировать уровень шума нормально работающего двигателя с тем, чтобы по посторонним стукам выявить какую-либо неисправность.

Наиболее вероятными причинами возникновения повышенного уровня шума может быть увеличение зазоров: в газораспределительном механизме; в шатунных или коренных подшипниках; между гильзой цилиндра и поршнем.

Первая причина устраняется регулировкой, в остальных случаях требуется замена изношенных деталей.

Другие характерные неисправности.

Признак неисправности Причина неисправности Метод устранения  
1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартера Нет топлива в поплавковой камере карбюратора Продуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос
Переобогащена рабочая смесь по вине водителя Продуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 ... 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках
Не закрывается воздушная заслонка Проверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность
Засорились жиклеры   Промыть жиклеры в ацетоне, затем продуть воздухом  
2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого хода   Поплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливом Промыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива
Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонки Отрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок  
Не отрегулированы винты качества и количества горючей смеси карбюратора Отрегулировать карбюратор на режиме холостого хода  
Засорились жиклеры системы холостого хода карбюратора   Промыть жиклеры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом
Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопровода Подтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку
3. Внезапная остановка двигателя Прекращение подачи топлива Установить причину прекращения подачи топлива и устранить ее
4. Двигатель не развивает полной мощности Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме Отрегулировать зазоры  
Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратора Промыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне  
Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок
Неправильно работает привод клапана экономайзера Проверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера
Переобеднена рабочая смесь, засорены жиклеры Промыть жиклеры в ацетоне, затем продуть воздухом
Засорены топливопроводы и топливный фильтр Прочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива
Рано срабатывает ограничитель частоты вращения Отрегулировать ограничитель частоты вращения
Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратора Отрегулировать тягами открытие заслонок  
Засорен воздушный фильтр Промыть воздушный фильтр
5. Стуки в двигателе Большой зазор между клапанами и коромыслами Отрегулировать зазоры в клапанном механизме
Детонационное сгорание Залить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания
6. Повышенный расход топлива при эксплуатации Повышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Устранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы
Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насоса Устранить течь. Заменить мембрану топливного насоса  
Засоренность воздушного фильтра Промыть воздушный фильтр

 

III. Заключительная часть 5 мин.

1.Подвести итог занятия, отметить активность студентов и дисциплину на занятиях.

2.Ответить на вопросы студентов.

3.Объявить оценки.

4.Дать задание на самоподготовку.

Составил старший преподаватель цикла «Автомобильной службы»:

подполковник запаса В. Петров