Работа системы смазки двигателя ЗИЛ-131.
Центробежный фильтр очистки масла.
Масляный насос.
Имеет сетчатый фильтрующий элемент.
Характеристика: шестеренчатый, двухсекционный, место установки с правой стороны блока цилиндров.
Привод от шестерни на распределительном валу.
Состоит из:
- двух секций;
- клапанов.
Характеристика: центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно.
Корпус фильтра вращается под действием реактивной силы создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера.
Состоит из:
- корпуса фильтра;
- оси ротора;
- ротора;
- колпака ротора;
- кожухов с гайкой барашком;
- крепежных и уплотнительных деталей.
В корпусе фильтра встроен перепускной клапан, отрегулированный на перепад давления 0.8 - 1 кгс/см²и предназначен для перепуска масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла.
Масляный радиатор.
Характеристика: трубчатый, из оребренной алюминиевой трубки.
Место установки: перед радиатором системы охлаждения.
Кран включения на масляном насосе.
Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляной насос. Через канал в задней перегородке блока под давлением насос подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока. Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала:
- из левого канала масло попадает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них - к подшипникам распределительного вала. По каналам коленчатого вала масло поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна предусматривается специальное отверстие. В момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло разбрызгивается на стенку цилиндра. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстие в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
- из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала предусматриваются два соединительных отверстия, при совпадении которых (один раз при каждом обороте коленчатого вала) масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока. Из этих каналов через канал, проходящий через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстие в стенке поступает к втулкам коромысел. Далее масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов к которым подается масло самотеком. Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистралей каналов.