Коленчатый вал.

Блок цилиндров с картером - базовая (основная) деталь двигателя.

Устройство и работа кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя ЗИЛ-131.

Назначение: кривошипно-шатунный механизм предназначен для осуществления рабочего процесса и преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

КШМ состоит из: неподвижной и подвижной групп деталей.

Неподвижная группа состоит из:

- блока цилиндров с картером;

- гильз цилиндров;

- головок блока цилиндров;

- крышек головок блока;

- прокладок головок блока.

- крышки распределительных шестерен.

- картера двигателя.

- картера маховика и сцепления (ЗИЛ).

Подвижная группа состоит из:

- коленчатого вала;

- маховика;

- поршней;

- поршневых колец;

- поршневых пальцев;

- шатунов.

Представляет собой жёсткую отливку из чугуна. Нижняя плоскость разъёма картера опущена ниже оси коленчатого вала на 60 мм. Спереди блока цилиндров имеются плоскость для крепления крышки распределительных шестерен с двумя установочными штифтами и два отверстия для прохода охлаждающей жидкости от водяного насоса в рубашку охлаждения блока цилиндров. В задней стенке блока выполнены канал подвода масла к фильтру очистки масла и две полости (карманы) для подачи масла в магистраль и слива охлаждающей жидкости и имеется отверстие для маслоизмерительного стержня. Сзади к блоку цилиндров прикреплены картер сцепления и маховика.

Гильза цилиндров (8 штук).

Назначение: представляет собой направляющую втулку для поршня и вместе с головкой блока цилиндров образует рабочую полость, в которой осуществляется рабочий процесс.

Характеристика гильзы: мокрая, вставная. Материал: чугун.

Рабочая поверхность гильзы подвергается закалке токами высокой частоты и полируется. В верхнюю часть гильзы для повышения коррозионной стойкости запрессована вставка из специального чугуна.

Уплотнение цилиндров осуществляется в верхней части зажатием бурта гильз между блоком и головкой блока, через сталеасбестовую прокладку, а в нижней части двумя резиновыми кольцами.

Назначение: воспринимает усилия от шатунов и преобразует его в крутящий момент.

Кроме того он обеспечивает движение поршней во время вспомогательных тактов и пуска двигателя, а также приводит в действие вспомогательные механизмы и приборы.

Рис.3

1-коленчатый вал; 2-пробка; 3-центробежная ловушка для очистки масла.

Характеристика: пятиопорный.

Материал: сталь.

Изготовлен горячей штамповкой. Шейки вала закалены ТВЧ. Коленчатый вал относится к числу наиболее ответственных деталей.

Его элементы:

- коренные шейки;

- шатунные шейки;

- щеки;

- противовесы;

- фланец маховика;

- носок вала.

В шатунных шейках вала выполнены полости, закрытые заглушками, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными каналами с поперечными каналами в коренных шейках.

На щеках, носке и хвостовике коленчатого вала имеются противовесы:на щеках они выполнены как одно целое с коленчатым валом, а на носке и хвостовике коленчатого вала напрессовываются при сборке. На носке вала установлена шестерня привода масляного насоса, на хвостовике - ведущая шестерня с маслоотражателем.

От осевых смещений вал фиксируется 4-мя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в задней коренной опоре; задний конец вала уплотняется резиновой манжетой, установленной в картере маховика.

Головка блока цилиндров на двигателе ЗИЛ-131 – 2 штуки.

Имеются каналы системы охлаждения, сообщающиеся с полостями блока, впускные и выпускные каналы, вставные сёдла и направляющие клапанов, а также отверстия под свечи.

Рис.4

 

На рисунке 4 показана последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров.