Коленчатый вал.
Блок цилиндров с картером - базовая (основная) деталь двигателя.
Устройство и работа кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя ЗИЛ-131.
Назначение: кривошипно-шатунный механизм предназначен для осуществления рабочего процесса и преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.
КШМ состоит из: неподвижной и подвижной групп деталей.
Неподвижная группа состоит из:
- блока цилиндров с картером;
- гильз цилиндров;
- головок блока цилиндров;
- крышек головок блока;
- прокладок головок блока.
- крышки распределительных шестерен.
- картера двигателя.
- картера маховика и сцепления (ЗИЛ).
Подвижная группа состоит из:
- коленчатого вала;
- маховика;
- поршней;
- поршневых колец;
- поршневых пальцев;
- шатунов.
Представляет собой жёсткую отливку из чугуна. Нижняя плоскость разъёма картера опущена ниже оси коленчатого вала на 60 мм. Спереди блока цилиндров имеются плоскость для крепления крышки распределительных шестерен с двумя установочными штифтами и два отверстия для прохода охлаждающей жидкости от водяного насоса в рубашку охлаждения блока цилиндров. В задней стенке блока выполнены канал подвода масла к фильтру очистки масла и две полости (карманы) для подачи масла в магистраль и слива охлаждающей жидкости и имеется отверстие для маслоизмерительного стержня. Сзади к блоку цилиндров прикреплены картер сцепления и маховика.
Гильза цилиндров (8 штук).
Назначение: представляет собой направляющую втулку для поршня и вместе с головкой блока цилиндров образует рабочую полость, в которой осуществляется рабочий процесс.
Характеристика гильзы: мокрая, вставная. Материал: чугун.
Рабочая поверхность гильзы подвергается закалке токами высокой частоты и полируется. В верхнюю часть гильзы для повышения коррозионной стойкости запрессована вставка из специального чугуна.
Уплотнение цилиндров осуществляется в верхней части зажатием бурта гильз между блоком и головкой блока, через сталеасбестовую прокладку, а в нижней части двумя резиновыми кольцами.
Назначение: воспринимает усилия от шатунов и преобразует его в крутящий момент.
Кроме того он обеспечивает движение поршней во время вспомогательных тактов и пуска двигателя, а также приводит в действие вспомогательные механизмы и приборы.
Рис.3
1-коленчатый вал; 2-пробка; 3-центробежная ловушка для очистки масла.
Характеристика: пятиопорный.
Материал: сталь.
Изготовлен горячей штамповкой. Шейки вала закалены ТВЧ. Коленчатый вал относится к числу наиболее ответственных деталей.
Его элементы:
- коренные шейки;
- шатунные шейки;
- щеки;
- противовесы;
- фланец маховика;
- носок вала.
В шатунных шейках вала выполнены полости, закрытые заглушками, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными каналами с поперечными каналами в коренных шейках.
На щеках, носке и хвостовике коленчатого вала имеются противовесы:на щеках они выполнены как одно целое с коленчатым валом, а на носке и хвостовике коленчатого вала напрессовываются при сборке. На носке вала установлена шестерня привода масляного насоса, на хвостовике - ведущая шестерня с маслоотражателем.
От осевых смещений вал фиксируется 4-мя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в задней коренной опоре; задний конец вала уплотняется резиновой манжетой, установленной в картере маховика.
Головка блока цилиндров на двигателе ЗИЛ-131 – 2 штуки.
Имеются каналы системы охлаждения, сообщающиеся с полостями блока, впускные и выпускные каналы, вставные сёдла и направляющие клапанов, а также отверстия под свечи.
Рис.4
На рисунке 4 показана последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров.